Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Алгоритм формирования основной программы профессионального обучения

30.03.2020 1208 1 1984
Слюсарь Нелли Юрьевна
Слюсарь Нелли Юрьевна, методист, к.т.н.

Липецкий политехнический техникум

Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) [1, статья 2, п.13].

К основным программам профессионального обучения относятся - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих [1, статья 12; 2].

Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение [3], с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти.

В пределах освоения программы среднего профессионального образования профессиональное обучение предоставляется бесплатно [1, статья 73, п.5].

Свидетельство о квалификации по профессии рабочего (должности служащего) обучающиеся, осваивающие образовательную программу СПО, могут получить в образовательной организации СПО при условии:

  • наличия у образовательной организации лицензии на реализацию программ профессионального обучения;
  • наличия разработанной образовательной программы профессионального обучения;
  • наличия в образовательной программе СПО профессионального модуля, предполагающего при проведении экзамена по модулю оценку освоенной целиком квалификации по профессии рабочего, должности служащего;
  • соответствия содержания рабочей программы профессионального модуля в образовательной программе СПО содержанию программы профессионального обучения;
  • проведения экзамена по профессиональному модулю (квалификационного экзамена) в соответствии с требованиями нормативных документов к итоговой аттестации (квалификационному экзамену) по программе профессионального обучения [1, статья 74; 2].

На основе анализа нормативных документов можно сформулировать следующие требования к основной программе профессионального обучения (далее - ПО):

  • отсутствуют типовые программы ПО, за исключением типовых программ ПО в области международных автомобильных перевозок, если иное не установлено законодательством Российской Федерации [1, статья 73, п 9];
  • образовательные организации должны самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательную программу, содержание которой обеспечивает получение обучающимися квалификации (уровня знаний, умений, навыков и компетенций), соответствующей требованиям профессиональных стандартов [1, статья 12,73; 2];
  • содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации [1, статья 73; 2];
  • образовательная программа ПО должна определять объем, содержание и планируемые результаты обучения, формы промежуточной и итоговой аттестации, организационно-педагогические условия и включать в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы[1, статья 2];
  • результаты обучения по программе ПО – знания, умения, навыки и компетенции [1, статья 2 (13), статья 74 (2)];
  • учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся [1, статья 2].

Содержание профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации [1, статья 12].

Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности  [1, статья 2].

Согласно трудового кодекса Российской Федерации, статья 195.1, именно профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

В настоящее время отсутствуют макеты программы профессионального обучения и фондов оценочных средств, утвержденные Министерством просвещения России. В приложении к данной публикации автором публикации предлагается макет программы профессионального обучения, включающий фонды оценочных средств.

Предлагаемый алгоритм разработки программы ПО учитывает методические рекомендации Минобрнауки России от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн [4].

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Алгоритм формирования основной программы профессионального обучения

Приложение




Назад к списку

Комментарии
Уважаемые коллеги, в 2019 г, были внесены изменения в Приказ Минобрнауки России 513, изменены наименования профессий и у некоторых профессий не теперь указаны разряды. Федеральным законом от 25.05.2020 158-ФЗ внесены изменения в закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ", теперь разряд, класс, категория присваивается при их наличии. Таким образом, не по всем профессиям теперь есть разряды, которые нужно указывать в свидетельстве о профессии.
Нелли Юрьевна Слюсарь

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*