Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Изучение влияния учебной деятельности на эмоциональную сферу младших школьников

03.10.2018 464 874
Кононова Лада Витальевна
Кононова Лада Витальевна, преподаватель

Комышева Алина Владиславовна
Комышева Алина Владиславовна, студент

Вятский колледж культуры

"Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства — это первая заповедь воспитания", — говорил выдающийся советский педагог - новатор и писатель Василий Александрович Сухомлинский [1, с 58].

Эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека. Они помогают воспринимать окружающую действительность и реагировать на нее. С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или предметы, которые вызывают непосредственное эмоциональное отношение и эмоциональный отклик [2]. Современное традиционное школьное образование во многом построено на актуализации и поддержании у обучающихся определенного уровня тревожности. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия [1, с. 87]. У младших школьников наблюдается несовершенство функции коры больших полушарий, что проявляется у детей в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: они легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны, но постепенно у них развивается умение владеть своими эмоциями, хотя они ещё не могут сдерживать их проявления. В связи с этим вопрос изучения и диагностики эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста актуален и требует постоянного развития, что находит своё отражение в поиске новых диагностических методов и приёмов по коррекции эмоциональной сферы младших школьников [2].

В ходе теоретического исследования была рассмотрена психологическая характеристика личности младшего школьника. Особенностями, которой являются: переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни ребенка, смысловая ориентированная основа поступка, утрата детской непосредственности; установление новой социальной ситуации развития, центром которой становится учитель. Происходит разделение социальной ситуации развития. Ребенок – взрослый → ребенок – родитель и ребенок-преподаватель → ребенок - родитель и ребенок – сверстник; особая форма активности ученика - учебная деятельность, направлена на изменение самого себя как субъекта учения. Предметом учебной деятельности впервые становится сам ученик, он меняется в процессе деятельности; интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», создаются предпосылки к развитию чувства взрослости [4].

Были выявлены особенности эмоциональной сферы младших школьников и факторы, способствующие ее формированию. Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется: открытостью и непосредственностью выражения своих переживаний, частой сменой настроения; легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, физической и умственной деятельности эмоциями; большой эмоциональной неустойчивостью, свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются. На развитие эмоциональной сферы влияют следующие факторы: учеба и оценочная система, семья, педагог, сверстники [5].

Была охарактеризована учебная деятельность, как важнейший фактор формирования эмоциональной сферы младших школьников. Факторы, которые влияют на переживания и самочувствие младшего школьника разнообразные - появление новых требований к его поведению в классе, во время перемен; появление требований к его учебной деятельности - учиться, выполнять задания коллективно, готовить домашнее задание, быть внимательным к объяснению педагога и ответам товарищей. Эмоциональное благополучие в учёбе обеспечивает высокую самооценку, ориентацию на успех в достижении целей, сформированный самоконтроль, эмоциональный комфорт в учебной деятельности. Монотонные, скучные уроки быстро снижают познавательный интерес, ведут к появлению отрицательного, эмоционального отношения к учебе. Поэтому учитель должен мотивировать учеников на работу, проводить урок интересно и эмоционально, включать творческую деятельность, которая способна увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания [6, с 153].

Было проведено исследование - влияние учебной деятельности на эмоциональную сферу младших школьников. Для подтверждения гипотезы было проведено исследование эмоциональной сферы младших школьников, базой исследования был выбран Дворец Культуры «Космос» города Кирова, участниками исследования являлись школьники младшей и подготовительной групп, обучающихся с 1 по 4 класс (20 человек) и педагог - хореограф.

Целью было проведение методики исследования эмоциональной сферы младших школьников. За основу был взят тест Люшера, который основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов и его текущим психологическим и эмоциональным состоянием. Тест Люшера также основан на предположении, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенное настроение и функциональное состояние (Приложение 1).

По результатам исследования теста Люшера был проведен качественный и количественный анализ и сделаны следующие выводы: у 45% респондентов на начало урока проявились такие особенности – оптимизм, активность, коммуникабельность; 35% респондентов проявились такие особенности как агрессивность, тревожность, страх; 20% респондентов проявились следующие особенности – спокойствие, эмоциональная стабильность, удовлетворение. После проведения учебного занятия, длительностью в 1,5 часа, которое проходило в форме репетиционного процесса были заметны изменения: у 50% респондентов на конец урока проявились такие особенности – оптимизм, активность, коммуникабельность, у 20% респондентов проявились такие особенности как агрессивность, тревожность, страх, у 30% респондентов проявились следующие особенности – спокойствие, эмоциональная стабильность, удовлетворение. Учебное занятие, которое было связано с физической нагрузкой и концентрацией внимания повлияло на эмоциональное состояние в лучшую сторону. Исходя из этого, можно сказать, что педагог учитывал на уроке эмоциональные особенности детей, в связи с этим строил репетиционный процесс, используя и меняя различные формы и методы работы.

Следующий этап исследования - проведение и анализ анкеты для педагога, которая состояла из 7 вопросов открытого типа. Педагогу необходимо было ответить на вопросы анкеты. По результату анкетирования педагога было выяснено, что педагог не часто чередует виды работы, использует такие методы работы как наглядный, словесный и практический. Считает, что положительные эмоции у ребенка вызывают хорошая оценка, обучение и личный пример педагога, а отрицательные эмоции низкая оценка, недостаток внимания, повышение голоса, гнев и равнодушие. Педагог ответил, что проводит релакс – паузы. Использует такие формы поощрения как похвала, игры, а формы наказания, которые он использует на уроке это замечания.

По итогам исследования были разработаны методические рекомендации, которыми могут воспользоваться педагоги-хореографы и учителя начальных классов (Приложение 2).

 

Список использованных источников:

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. [Текст] / Сухомлинский В.А. — Киев, 1973. — 168 с.

2. Эмоционально развитие ребенка младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/, свободный.

3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: [Текст] / кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007. - 144 с.

4. Психологическая характеристика младшего школьника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/, свободный.

5. Особенности эмоциональной сферы первоклассников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/, свободный.

6. Вилюнас В.К. Психология эмоций. [Текст] / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984 - 288 с.

 

 

Оригинал работы:

Изучение влияния учебной деятельности на эмоциональную сферу младших школьников

Приложения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*