Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАнатоль Франс
« Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие,
обучая слишком многому. Возбудите только любопытство.
Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте
мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь сам
разгорится там, где для него есть пища».
Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. В условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов современный педагог, даже профессионал, оказался, как «витязь на распутье», перед многообразием подходов к процессу обучения. На главные вопросы, которые решались до этого сами собой в традиционном обучении – для чего, чему и как учить учащихся - теперь даются другие ответы.
Если до принятия стандартов главной выступала знаниевая парадигма, направленная на формирование знаний, умений и навыков студентов, то теперь акцент сместился на деятельностную, которая в качестве цели образования обозначает развитие учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Целью ФГОС в соответствии с запросами современного социума и Стратегией развития России до 2020 года стало воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Поэтому в качестве результатов образования определены личностные, метапредметные и предметные умения учащихся.
Компетентностный подход предусматривает в качестве достижения цели образования формирование личности, способной самостоятельно решать стоящие перед ней жизненный задачи, практикоориентированное обучение.
Основными характеристиками здесь выступают «компетенция» и «компетентность».
Под «компетенцией» понимается отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере».
«Компетентность» определяется как умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. В целом в педагогической литературе «компетентность» рассматривается как способ воплощения в деятельности содержания образования, включающий не столько знание о способах деятельности, сколько владение этим способам.
Такими способами выступают метапредметные умения, под которыми понимаются освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Это владение познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями (умениями), обеспечивающими формирование ключевых компетенций и составляющих основу «умения учиться».
В соответствии с компетентностным подходом можно выделить первый принцип конструирования урока: целью организации процесса обучения является формирование компетентности через различные умения.
Системно-деятельностный подход рассматривает учение не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта, который выражается в организации процесса обучения учащихся как деятельности по выполнению различных учебных заданий.
Современная теория обучения провозглашает, что именно задание, конструируемое на конкретном материале изучаемых предметов и предстающее перед обучаемым как познавательное, является той генетической «клеточкой», в которой при подготовке проекта «свертываются», интегрируются все определяющие обучение факторы (общие цели образования, содержание изучаемого, уровень подготовленности и развития обучаемых, наличные методические средства и условия и др.) и из которой они затем «развертываются» уже в педагогическом качестве как элементы учебного процесса.
Задание, развернутое в процессуальном плане, в живой деятельности и во взаимоотношениях субъектов обучения (педагогов и учащихся) вместе со средствами и методами осуществления этой деятельности и полученными результатами, и составляет структурную единицу учебного процесса – конкретную динамическую учебную ситуацию. Выполняется, исчерпывается задание – осуществляется переход к новому, создаются новые условия и отношения, возникает новая учебная ситуация.
На продвинутых этапах обучения учащиеся приобретают способность видеть проблему, формировать отдельную задачу. Тогда они действительно становятся субъектами обучения, приобретают способность проектировать и строить учебный процесс и свою деятельность в нем.
На основе системно-деятельностного подхода можно сформулировать еще один принцип конструирования урока в формате ФГОС: процесс обучения - деятельность учащихся по выполнению учебных заданий. Этот принцип демонстрирует интеграцию деятельностного подхода с развивающим, который организует содержание этих заданий в виде задач.
Эффективным способом реализации перечисленных принципов конструирования урока в соответствии с ФГОС выступает развивающая система учебных заданий, под которой понимается их совокупность, в которой каждое задание выполняет определенную функцию в развитии информационно-интеллектуальной компетентности учащихся, а последовательность их выполнения обеспечивает повышение уровня информационно-интеллектуальных умений как метапредметных результатов и умений самоорганизации в этой деятельности. Предметные результаты достигаются при этом за счет содержательного наполнения заданий из соответствующих предметных областей. В отличие от традиционного понимания учебного задания как средства организации деятельности ученика и ее контроля, «учебное задание» понимается как форма организации совместной деятельности учителя и ученика по решению учебной задачи, где учебная задача представляет собой требование выполнить какие-либо учебные (теоретические или практические) действия.
На первом этапе – «самоопределение к деятельности»- учащимся предлагается мотивационно значимое «ситуативное» практико-ориентированное задание, связанное с изучаемой темой, в ходе обсуждения результатов выполнения которого актуализируется противоречие между желанием разрешить ситуацию и отсутствием необходимых для этого знаний и умений. Осмысление противоречия способствует осознанию учащимися потребности в освоении новой темы и совместному формулированию учебной цели. Тем самым формируется мотивационный компонент самоорганизации в учебной деятельности.
На следующем этапе - «учебно-познавательной деятельности»-предлагаются учебные задания на «знание», «понимание», «умение» и«диагностику», последовательное выполнение которых позволяет студентам не только освоить предметно-содержательный блок, но и овладеть информационно-интеллектуальными умениями метапредметного характера. Задание на «знание» предусматривает выполнение действий по описанию информации, работу с отдельными терминами, понятиями и высказываниями, результатом которой становится умение сравнивать, обобщать, распознавать и определять объекты.
Учебное задание на «понимание» означает оперирование этим же содержанием на уровне объяснения, т.е. установления связей и отношений между уже описанными фактами, их аргументацию в форме рассуждений. Задание на «умение» связано с получением нового знания на основе уже известного, его выведения путем логических процедур, освоением и с формированием умений делать логические выводы. Целью задания на «диагностику» является установление уровня освоения содержательного блока темы.
Успешное выполнение учебных заданий всех названных видов становится предпосылкой для перехода на следующий этап - «интеллектуально-преобразовательной» деятельности, где учащиеся выполняют практико- ориентированное задание определенного уровня: эвристического, предусматривающего самостоятельное определение учащимися объема, уровня, источников информации и создание собственного варианта решения; импровизационного, предусматривающего выбор информационного материала изученной темы и формы выполнения; информативного, где информационный материал и форма выполнения предлагаются преподавателем.
Наконец, на четвертом этапе - «рефлексивная деятельность»- даютсязадания на критериальный «самоанализ» и «самооценку» результата освоения темы, уровня проявленных информационно-интеллектуальных умений иудовлетворенность этими результатами.
Для простоты конструирования системы учебных заданий разработан «конструктор учебных заданий», в котором предложены «фразы-конструкты» их возможных формулировок,
Каждое учебное действие можно соотнести с определенным уровнем когнитивного (познавательного) процесса и уровнем цели. Предлагаем следующие уровни целей – навыков (на основе дидактического конструктора задач Л.С. Илюшина и таксономии Б. Блума, уточненной Л. Андерсон):
Использование конструктора комплекса учебных задач обеспечивает учителя и необходимой опорой для составления диагностической части учебной задачи (эталон, критерии), поскольку точно и диагностично определены уровни цели и планируемые результаты решения учебной задачи.
Приложение 1
Виды практических заданий для самостоятельной работы студентов
Оригинал работы:
Школа молодого педагога. Практическое занятие: разработка практических заданий.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.