Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ работе рассматривается актуальная проблема - нарушение норм ударения в речи учащихся и жителей нашего города, поскольку в настоящее время для любого человека владение нормами литературного произношения, умение правильно и грамотно оформить звучащую речь является насущной необходимостью. Определив уровень ошибок в речи вовремя, можно предотвратить их дальнейшее появление, определить грамотность своей речи и искоренить ошибки. Приступая к работе, мы выдвинули следующую гипотезу: если учащиеся и жители нашего города допускают акцентологические ошибки в речи, то нужно найти пути для повышения их культуры речи.
Наметили перед собой следующие цели:
Достижение целей шло через решение следующих задач:
Исследование было проведено на базе АКСЖКХ среди студентов 1 и 2 курсов, а также среди жителей города Благовещенска. Опрос в социальных сетях Интернета по теме исследования позволил расширить круг респондентов.
Применялись в работе следующие методы исследования:
Практическое значение исследования состоит в том, что результаты проделанной работы позволяют наметить пути повышения культуры речи студентов. Поэтому результаты исследования можно использовать на парах русского языка.
Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. С.И. Ожегов, известный русский лингвист, составитель "Словаря русского языка", общий тираж которого свыше 7 миллионов экземпляров, писал: «Что такое культура речи?.. это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка».
Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного языка: лексические, орфоэпические, акцентологические, морфологические.
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:
Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом - они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.
К основным источникам языковой нормы относятся:
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную. Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Нормированность речи - это ее соответствие литературно-языковому идеалу. Указанное свойство нормы было отмечено профессором А.М. Пешковским, который писал: "Существование языкового идеала у говорящих, - вот главная отличительная черта литературного наречия с самого первого момента его возникновения, черта, в значительной мере создающая самое это наречие и поддерживающая его во все время его существования" (Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. С. 54). Профессор С.И. Ожегов подчеркивал социальную сторону понятия нормы, складывающейся из отбора языковых элементов наличных, образуемых вновь и извлекаемых из пассивного запаса. С.И. Ожегов обращал внимание на то, что нормы поддерживаются общественно-речевой практикой (художественной литературой, сценической речью, радиовещанием).
В своём исследовании мы остановимся на акцентологической норме, ибо устная речь характеризует человека, определяет уровень его образованности и воспитанности.
Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознаётся лишь при определенной постановке ударения.
Каковы же причины нарушения нормы? Изучая литературу по данному вопросу, мы выявили следующие причины:
Русский язык – живой организм, вечно растущий, меняющийся, обновляющийся. В связи с этим весьма закономерен тот факт, что старые языковые формы либо постепенно отмирают, либо органично сосуществуют с новыми. Этим и объясняется наличие вариативности русского ударения.
Исследование проходило в два этапа.
Первый этап – проведение опроса среди студентов и жителей города
Задача:
Из предложенного нам задания по постановке ударений мы выбрали 20 слов, в которых нужно было расставить ударения. Так был составлен опросный лист.
Опрос жителей города Благовещенска происходил непосредственно на улицах микрорайона «Центральный». Каждому, кто принимал участие в опросе, раздавали листовки. Было решено продолжить работу над этой темой, когда начнутся учебные занятия, расширив круг опрашиваемых учащихся.
Второй этап исследования - Обобщение и систематизация результатов исследования.
На втором этапе исследования был расширен не только круг респондентов, но и цели и задачи работы.
Цель:
Задачи:
Нашими респондентами стали студенты 1 и 2 курсов. Всего же для исследования состояния норм ударения было опрошено 47 человек. Приняли участие в анкетировании 24 студента 1 и 2 курсов. Также было проведено анкетирование в социальных сетях Интернета.
Для проверки состояния норм ударения был составлен опросный лист из 20 слов.
Исследование состояния норм ударения в речи студентов ГПОАУ «Амурский колледж строительства и жилищно – коммунального хозяйства», а также среди жителей города Благовещенска дало следующие результаты: 1-2 курс - опрошено 24 студента (235 правильных и 226 неправильных), городское население (средний возраст 35-40 лет) - 23 человека (225 правильно и 235 неправильно). Всего было опрошено 47 человек.
Результаты опроса показывают, что лучше всех знают акцентологические нормы студенты нашего колледжа. И это неудивительно – им сдавать экзамен по русскому языку, они к нему осознанно готовятся.
Чтобы узнать отношение респондентов к соблюдению норм ударения в своей речи, была составлена анкета из 10 вопросов. Приняли участие в анкетировании 24 студента колледжа.
С помощью первых пяти вопросов мы выявляли отношение подростков к проблеме правильности постановки ударения в своей речи. Ответы учащихся показали:
Результаты анкетирования показывают, что ошибки в ударении у окружающих почти все учащиеся замечают. В своих акцентологических ошибках признаются больше половины учащихся. Думают о правильном выборе ударения при произношении слов также больше половины учащихся. Радует тот факт, что все учащиеся признают необходимость соблюдения норм русского языка в дальнейшей жизни.
В социальных сетях Интернета был задан следующий вопрос: Если бы вы узнали, что произносите слова не в соответствии с нормами русского языка,
исправили бы вы своё произношение? Или вам безразлично, что вы используете просторечное произношение? Приняли участие 14 человек.
Мнения отвечающих были одинаковы: все ребята исправили бы свое произношение.
Ответы на вопрос анкеты «С чего начинается общая культура речи» дают несколько путей решения проблемы.
Начни с самого себя - самый популярный ответ. Это значит, что человек сам должен самосовершенствоваться, сам должен захотеть говорить правильно, с учётом всех норм русского языка.
Но учащиеся находятся только в начале своего пути, им нужна помощь со стороны колледжа, педагогов. Это второй путь решения проблемы. И здесь, конечно, помогут уголки «Говори правильно» в классных кабинетах.
Создание и размещение листовок на улицах города – это ещё один путь решения проблемы. Но здесь нужна помощь и со стороны администрации города. Хотелось бы, чтобы на улицах нашего города появились рекламные баннеры с нормами русского языка.
Ещё один путь – создание программы «Говори правильно» на местном телевидении. Ответы респондентов на вопрос анкеты: Если бы на местном телевидении была передача «Говори правильно!», смотрели бы вы её? – показали, что большинство учащихся эта идея заинтересовала.
Также для повышения культуры речи учащихся можно в газетах создать рубрику «Проверь себя», где помещать заметки о нормах русского языка, проводить конкурсы «Грамотеи» или «Знатоки русского языка».
Теоретический анализ работ по проблеме норм ударения в речи и проведенное нами исследование по состоянию нарушения акцентологических норм в устной речи учащихся и жителей города Благовещенска дают основание на следующие выводы:
Норма ударения - это образец единообразного, общепризнанного употребления ударения. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают русский литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Однако, в настоящее время большинство людей, особенно подростков, допускает ошибки в постановке грамматического ударения, ориентируясь на собственную интуицию. Но поскольку в подростковом возрасте личностные качества продолжают формироваться, значит, шанс предотвратить снижение уровня культуры языка есть.
Таким образом, проведённая нами исследовательская работа по теме «Нормы ударения и их нарушение в речи учащихся и жителей города» показала:
Закончить работу хочется словами Президента России Владимира Владимировича Путина: "Забота о русском языке … - это важнейший социальный и политический вопрос… Отсутствие собственной культурной ориентации… неизбежно ведет к потере нацией своего лица".
Литература
Интернет-источники:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.