Фонд

См. также:

Уважаемые коллеги, рубрика «Фонд» представляет собой электронную библиотеку учебно-методической документации, состоящую из авторских разработок участников ежегодных Конкурсов «Документационное сопровождение образовательного процесса: из опыта работы образовательных организаций».
Авторы работ «Фонда» могут получить бесплатное свидетельство о публикации на страницах «Информио» после оформления заявки.


Сборник дидактических материалов по разделу "Морфология и орфография" учебной дисциплины "Русский язык" для профессий и специальностей среднего профессионального образования

13.05.2020 169 882
Суркова Анастасия Александровна
Суркова Анастасия Александровна, преподаватель

Костромской машиностроительный техникум

Дидактический сборник адресован обучающимся I и II курса.

Цель сборника – сформировать орфографическую зоркость у обучающихся с помощью выполнения ряда упражнений.

Необходимость формирования орфографической зоркости у обучающихся обусловлена необходимостью коррекции правописных умений и навыков у поступающих после 9 класса абитуриентов. Из года в год входной контроль по русскому языку показывает низкий уровень орфографической грамотности у обучающихся. Залогом грамотного письма является умение обнаруживать орфограммы, называемое орфографической зоркостью.

Работа над проблемой грамотности письма должна носить комплексный и системный характер, проводиться регулярно и последовательно. Важно, чтобы работа над одной из изучаемых орфограмм не велась обособленно от работы над другими орфограммами и связанными с тем или иным правилом, сведениями из соответствующих разделов языка. В данном сборнике взята группа правил, которые даются при изучении раздела «Морфология».

Перед собой мы поставили задачу подобрать комплекс различных видов упражнений, способствующий развитию орфографической зоркости. Эффективный подбор упражнений способствует развитию орфографической зоркости обучающихся. При формировании орфографических навыков используются различные виды упражнений. В сборнике широко используются: выборочно-распределительные задания,

  • графическое выделение орфограмм (подчёркивание),
  • вставление пропущенных букв,
  • звуко-буквенный анализ слова,
  • морфемный и словообразовательный разбор,
  • упражнения на построение слов и конструкций по заданной словообразовательной модели.

Не включены в сборник (адресованный непосредственно обучающимся и предполагающий в большей степени самостоятельную работу), но могут и должны применяться на уроке дополнительно:

задания, в которых требуется найти орфограмму на слух,

диктанты (выборочный, зрительный, объяснительный, предупредительный, картинный диктант),

комментированное письмо,

орфографическое проговаривание,

взаимоконтроль в процессе работы в парах,

корректировка письма,

письмо по памяти.

Сборник разбит по темам. Внутри каждой кратко в виде таблиц, схем и/или алгоритмов изложено соответствующее орфографическое правило. Далее идут собственно упражнения, которые позволяют потренироваться в применении конкретного правила. На полях слева или справа от текста в помощь обучающимся (в первую очередь тем из них, кто имеет более слабый уровень) краткие подсказки по грамматике, связанной с тем или иным правилом. Некоторые наиболее простые упражнения (например, на образование новых слов с помощью указанных суффиксов) можно отрабатывать устно в группе или в парах.

Тематическим разделам предпослано вступительное слово к обучающимся, в котором обозначена цель и кратко охарактеризована структура сборника. Для удобства использования в конце сборника есть оглавление и список справочной литературы.

Дидактический сборник также снабжен ключами в виде отдельной книги, что позволяет организовать проверку в виде самоконтроля и взаимоконтроля, либо проверку учителем. В целях экономии расходных средств ключи могут быть размещены в виде документов на облачном сервисе (например, Google Диск), в том числе каждое упражнение по отдельности. В этом случае быстрый доступ к документу обеспечивается ссылкой в виде QR-кода. Разумеется, для обучающихся, которые не имеют доступа к интернету, в классе всегда должно быть в наличии необходимое количество печатных экземпляров. Стоит отметить, что подобным образом в облачных сервисах можно размещать, например, материалы для домашнего задания.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Сборник дидактических материалов по разделу "Морфология и орфография" учебной дисциплины "Русский язык" для профессий и специальностей среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*