Горно-Алтайский вуз был организован по решению Совета Министерства СССР в 1949 году, с 2-х летним сроком обучения.
С января 1953 года начинаются работы по реорганизации учительского института в педагогический. 29 января 1953 года исполком областного Совета решил с 1 сентября 1953 года Горно-Алтайский учительский институт реорганизовать в педагогический (приказ No25 от 21 мая 1953 года). На первые курсы пединститута принято 160 человек, в том числе 70 человек алтайцев.
В 1993 году на базе Горно-Алтайского педагогического института и Горно-Алтайского сельскохозяйственного техникума (Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 20 июля 1993г No689 и Приказ Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию No312 от 1 ноября 1993 года) был создан Горно-Алтайский государственный университет.
В 90-х годах ректором выработана линия на качественное улучшение профессорско-преподавательского состава. С 1992 года преподавателями вуза ежегодно защищается 1-2 докторских диссертации и до 20 кандидатских. К 2002 году в университете работают около 400 преподавателей, из них 15 докторов наук и около 150 кандидатов наук. В 2010-2011 учебном году приказом Рособрнадзора от 18 октября 2010 г. № 2583 университет был признан прошедшим государственную аккредитацию сроком на 5 лет по типу "университет" по заявленным 24 специальностям ВПО и 5 специальностям колледжа.
В 2015 году Горно-Алтайский государственный университет прошел государственную аккредитацию образовательной деятельности по 87 программам и направлениям подготовки высшего и среднего профессионального образования.
Наш университет находится в центре Евразии, на юге Сибири. Здесь богатейшие живописные места. Горы, поросшие разнообразной по видам растительностью, хранят в своих недрах все элементы периодической системы Д.И. Менделеева. Множество горных озер, рек, вытекающих из ледников и подземных источников, ждут своих исследователей и любителей природы. История этого благодатного горного региона наполнена уникальными событиями. Многочисленные археологические памятники являются хранилищем культур народов, в различные исторические эпохи проживающих на территории этой горной страны. Наряду с предметами обихода первобытной эпохи в долинах рек разбросаны курганы скифов, тюрков, сарматов, гуннов, бороздивших Алтай во времена своих великих переселений. Самобытна и неповторима культура народов, населяющих здешние места в настоящее время. Университет является центром науки, культуры и образования Республики Алтай, заселенной русскими, алтайцами, казахами и представителями других национальностей.
Образовательный процесс в университете осуществляется в очной и заочной формах обучения. Наряду с традиционными формами обучения (лекции, семинары, практические и лабораторные работы) широко внедряются и новые: деловые и ролевые игры, круглые столы, видео-лекции и видео-семинары, дискуссии и др.
Кроме аудиторных занятий, учебным планом в объеме около 50% (в среднем) от общего числа часов предусматривается самостоятельная работа студентов, которая осуществляется через подготовку докладов, рефератов, курсовых работ и проектов, контрольных работ, написание статей и тезисов докладов и др.
Практическая подготовка студентов осуществляется через практикумы, лабораторно-практические занятия, различные виды учебной практики: археологическая, диалектологическая, полевая (по зоологии, ботанике, почвоведению, защите растений, геологии и др.), музейная, фольклорная, ознакомительная.
Организованы научно-исследовательские работы по следующим направлениям: разработка системы особо охраняемых природных территорий Республики Алтай (создана карта ООПТ Республики Алтай; ведется дальнейшее изучение возможности расширения ООПТ через создание трансграничных биосферных заповедников); изучение археологических комплексов Горного Алтая, имеющих ледниковые линзы (GPS-картирование археологических памятников; создание базы данных, комплексное изучение мест возможного присутствия линз льда в археологических памятниках; изучение возможностей сохранения линз льда в связи с глобальным потеплением.); картирование биоразнообразия на территории Горного Алтая, ГИС-технологии (созданы карты по распространению более 90 видов млекопитающих по ландшафтам Горного Алтая; с использованием ГИС-технологий были посчитаны площади всех ландшафтов, построены повидовые карты плотности всех млекопитающих); комплексный социально-экологический мониторинг сейсмических процессов на территории Горного Алтая (комплексное исследование опасных процессов геофизическими, геологическими, ландшафтно-климатическими, геохимическими методами; построение карт природных нарушений; исследование изменения химического состава подземных и поверхностных вод, уровня подземных вод; исследование последствий опасных процессов для здоровья населения; мониторинговые исследования по существующей наблюдательной сети за активизирующимися геологическими процессами); исследуются процессы этносоциальной истории и современные проблемы народов Горного Алтая и другие.
Университет готовит математиков, физиков, биологов, химиков, географов, историков, филологов (в областях русского языка и литературы, алтайского языка и литературы, английского и немецкого языков), экономистов, юристов, менеджеров, бухгалтеров, агрономов, ветеринаров, психологов, педагогов. Реализуются дополнительные образовательные профессиональные программы по психологии, информатике, основам экономических знаний, политологии, химии и охране окружающей среды, журналистике, иностранному языку и др.
В университете функционируют структурные подразделения, являющиеся базовыми для проведения производственных и учебных практик студентов, научно-исследовательской работы и предпринимательской деятельности: агробиостанция, ветеринарная клиника. Работают музеи: краеведческий, зоологический и археологический, республиканская научно-исследовательская химико-экологическая лаборатория, учебно-спортивная база на Телецком озере и др.
Собственная типография печатает учебно-методические и научные работы преподавателей, аспирантов и студентов.
Активно работают спортклуб университета и туристический клуб "Горизонт", имеющие богатые традиции и подготовившие большое число спортсменов, инструкторов и гидов в области экологического туризма, специалистов спасательных служб.
Постоянно пополняется и обновляется компьютерная база университета. На базе центра новых информационных технологий создано управление информатизации. Студенты, аспиранты и преподаватели имеют возможность обмениваться информацией с другими вузами России и мира по сети Интернет. Осуществляется большая работа по созданию электронного каталога вузовской библиотеки.
В университете в настоящее время существует 7 факультетов, 1 колледж:
Естественно-географический факультет
Историко-филологический факультет
Психолого-педагогический факультет
Факультет агротехнологий и ветеринарной медицины
Факультет алтаистики и тюркологии
Физико-математический факультет
Экономико-юридический факультет
Аграрный колледж
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.