Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблема уровня правовой социализации студентов Костромского машиностроительного техникума

31.10.2014 1281 2205
Тихомирова Екатерина Юрьевна
Тихомирова Екатерина Юрьевна, педагог-психолог

Костромской машиностроительный техникум

Проблема правовой социализации личности давно привлекает к себе внимание отечественных педагогов, психологов, социологов. Частные вопросы правовой подготовки специалистов рассматриваются в исследованиях А.Д. Бойкова, С.А. Морозова, А.Ф. Никитин, А.П. Семитко, Ю.А. Танюхин и других; вопросы формирования правовой культуры личности представлены в работах Е.В. Аграновской, А.Д. Бойкова, А.Ф. Гранина, А.В. Лазарева, В.И. Каминской, Н.И. Матузова, А.Р. Ратинова, В.А. Туманова и других.

 

Актуальность изучения проблемы правовой социализации продиктована многими документами. Так, Концепция модернизации образования определила, что система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. В настоящее время в мире образования идет процесс формирования личности нового типа - «правосознательного гражданина», которому характерен высокий уровень правовой компетентности и правовой культуры, поэтому предполагается внедрение новых образовательных стандартов, обеспечивающих компетентный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений.

 

Ситуация социальной неопределенности образует общий фон, на котором происходит правовая социализация молодого поколения. В то время, когда общество не предоставляет молодым людям четких ориентиров, когда ценности старшего поколения подверглись переоценке, и претерпевают существенные структурно-функциональные изменения традиционные агенты социализации- институты семьи и образования, на смену целенаправленному влиянию институтов социализации приходит влияние окружающей социальной среды, которая в условиях неопределенности предстает как  стихия потенциально рисковых взаимодействий и зачастую предлагает модели противоправного достижительного поведения. К этому добавляется влияние коммерциализованных средств массовой информации (СМИ), предлагающих для подражания образцы массовой культуры, имеющие криминогенный потенциал. Дефицит целенаправленного воспитательного воздействия на молодежь стал главным фактором того, что в современном российском обществе социализация приобретает отклоняющийся характер, способствуя закреплению в сознании и поведении молодых людей асоциальных и антисоциальных представлений и моделей.

 

Необходимость рассмотрения проблем правовой социализации в российском образовании и их практического решения диктуется также Федеральной концепцией обеспечения и защиты прав и свобод человека. Однако разобщенность существующих курсов обществознания и права порождает фрагментарность, бессистемность знаний студентов, усиливает эклектизм их мировоззренческих позиций, не способствует формированию правосознательного поведения у подрастающих поколений.

 

С 2009 года в Костромском машиностроительном техникуме ведется работа по повышению уровня правовой культуры студентов. В 2010 году в соответствии с приказом департамента образования и науки Костромской области на базе техникума была открыта региональная опорно-экспериментальная площадка по теме «Педагогические условия правовой социализации студентов».

 

 Целью исследования является раскрыть содержание и разработать программу правовой социализации студентов.

 

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить содержание правовой социализации учащейся молодежи в психолого-педагогической литературе.
  2. Определить педагогические условия, при которых процесс правовой социализации в учреждении среднего профессионального образования будет эффективен.
  3. Разработать программу правовой социализации учащейся молодежи в техникуме.

С целью выявления уровня правовой социализированности студентам поэтапно предлагалось ответить на вопросы трех анкет. В анкетировании приняли участие студенты первого курса в количестве 130 человек в возрасте от 15 до 18 лет.

 

Первая анкета направлена на выявление уровня правовой информированности студентов, их осведомленности в вопросах права, ориентации в правовых нормах,  знаний основных нормативно-правовых актов, связанных с правовым статусом несовершеннолетнего.

 

В ходе первого этапа исследования были выявлены изъяны в правовых знаниях представителей учащейся молодежи, возникшие вследствие некачественности получаемой ими правовой информации.

Обнаружилось, что многие респонденты- учащиеся используют неформальные каналы правового информирования, и это отражается на качестве их знаний о правовом регулировании и конкретных правовых нормах. Именно по причине широкого использования случайных источников правовой информации и получения ее в крайне недостоверном виде правовое сознание значительной части учащейся молодежи оказывается деформированным, а представления о правовом пространстве - искаженными. В то время глубина правовых знаний различных групп учащихся находится в прямой  зависимости от характера преподавания им основ права и обществознания, что показывает сохраняющуюся значимость правового образования как фактора эффективности правовой социализации учащейся молодежи. Так, итоговая оценка по обществознанию по окончании школы была:  «отлично»-16%; «хорошо»-41 %; «удовлетворительно»-43 %.

 

Качественный анализ полученных в результате анкетирования данных позволил констатировать достаточно низкий уровень осведомленности о документах, регламентирующих права несовершеннолетних. Так, на вопрос, «Какие документы из перечисленных вам знакомы?» 25 % опрошенных выбрали Конвенцию ООН о правах ребенка, 24 % - Семейный кодекс Российской Федерации, 6%- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 2%- Областную целевую программу «Дети Костромской области».

 

На вопрос: «Какие отрасли права ты знаешь?», студенты ответили: уголовное, учебное, трудовое, охранное, личное, материальное, право собственности. Из ответов видно, что у учащейся молодежи нет четкого представления о правовой системе, отраслях, институтах, нормах права.

 

Большие затруднения у студентов вызвал вопрос о том, с какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав (правильный ответ - с 10 лет - указали 14 % опрошенных).

Проведенное анкетирование выявило достаточно невысокий уровень знаний учащихся о конкретных процессуальных нормах, регулирующих ситуации, в которых может оказаться любой гражданин, и которые требуют от него минимальных знаний в области права для адекватной ориентации в данных ситуациях.

 

Именно по причине широкого использования случайных источников правовой информации и получения ее в крайне недостоверном виде правовое сознание значительной части учащейся молодежи оказывается деформированным, а представления о правовом пространстве - искаженными. В то же время глубина правовых знаний различных групп учащихся находится в прямой зависимости от характера преподавания им основ права и обществознания, что показывает сохраняющуюся значимость правового образования как фактора эффективности правовой социализации учащейся молодежи.

 

Целью второй анкеты было выявить отношение учащейся молодежи к праву в целом, к таким понятиям, как «обязанность», «ответственность», «правовая культура», «преступление», «проступок», в частности.

 

Так, эмпирически установлено, что для костромской учащейся молодежи безусловное следование закону не выступает в качестве абсолютного императива. Большинство респондентов ставят в зависимость индивидуальное соблюдение или несоблюдение закона от характера действий власти, причем для значительного числа опрошенных следование закону даже в случае несогласия с ним является прямым следствием страха перед наказанием, что свидетельствует об относительно низкой ценности права. Исходя из результатов анкетирования, определился круг понятий, недостаточно известный учащимся и студентам: обязанности (8%), конституция (27 %), гражданин (29 %), преступление (34%) и проступок (35 %)(у большинства опрошенных нет представления об отличительных особенностях проступка и преступления).

 

Отвечая на вопрос «что такое право?», большинство респондентов называли конкретные права, так или иначе знакомые им: «Право - учиться, лечиться, работать, болеть, право на жизнь…».

 

О низком уровне правовой социализированности, недостаточном уровне правосознания учащейся молодежи, говорит и демонстрируемый респондентами низкий уровень доверия представителей этой социальной группы к большинству государственных институтов, в том числе и к правоохранительным органам, а также достаточно толерантное отношение к не правовым практикам, с которыми молодые люди сталкиваются в процессе своего обучения в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Для большинства учащейся молодежи характерна амбивалентность моральных и правовых воззрений, проявляющаяся в несогласованности между исповедуемыми идеями и принципами права и нравственности, с одной стороны, и реальным уровнем моральных и правовых требований к себе и окружающим, с другой, что свидетельствует о недостаточной сформированности и актуализированности правовых ценностей, дефектах правовой социализации.  

 

Третья анкета была направлена на выявление степени готовности учащейся молодежи решать в повседневной жизни типичные правовые ситуации.

 

Исследование выявило раннюю сформированность у обучающихся установок на приемлемость нелегитимных действий и внутреннюю готовность к ним. Респонденты демонстрируют установку на восприятие ряда неправовых практик как нормального, социально приемлемого способа разрешения жизненно важных проблем, сформированную уже в период обучения в средней школе, что свидетельствует о ранней внутренней готовности современной молодежи к нелегитимным действиям ради достижения собственных целей, об игнорировании ею при этом факта возможного нанесения прямого или косвенного ущерба обществу.

 

86% опрошенных не смогли решить правовые задачи. Наиболее знакомыми оказались правовые ситуации, связанные с административной и уголовной ответственностью. На вопрос, к какой ответственности следует привлечь учащегося за мелкое хулиганство, 41% опрошенных продемонстрировали правильный ответ (к административной); на вопрос, с какого возраста в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации несовершеннолетние могут привлекаться к ответственности за кражи, 59 % обучающихся выбрали  правильный ответ (с 14 лет).

 

В целом, полученные данные свидетельствуют о растущем правовом нигилизме современной молодежи, существовании расхождения между целями и задачами, стоящими перед осуществляющими правовую социализацию молодежи официальными институтами, целями и интересами общества и государства - реальным состоянием ценностно-правовых ориентаций учащейся молодежи.

 

С целью повышения уровня правовой социализации был запланирован в учебно-воспитательном процессе комплекс мероприятий (программа). Вопросы правового характера были включены в дисциплины общеобразовательного и профессионального цикла. Введен элективный курс «Права человека».

 

Очевидно, что только систематическое накопление запаса правовых знаний, умений, навыков, возможность рефлектировать свою компетентность в практическом разрешении правовых ситуаций, взаимодействовать с государственными и муниципальными органами власти, с различными институтами гражданского общества (общественными объединениями, предприятиями, учреждениями) для решения социально значимых задач, способность к сотрудничеству в коллективной деятельности, объективная самооценка результатов деятельности помогут молодежи успешно социализироваться в условиях современной России.

 

Список используемой литературы

  1. Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. - Изд. 2-е. - Ростов н /Д: Феникс, 2002.
  2. Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей.- М.,- 2000.
  3. Волков В.Н.,  Янаев С.И. Юридическая психология.- М., 2005.
  4. Васильев В.Л. Юридическая психология.Учебник. - СПб., 2006.
  5. Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 2006.
  6. Столяренко О.М. Психологические приемы в работе юриста.- М., 2006.
  7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология.- М., 2006.
  8. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. – М., 2000.
  9. Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2000.
  10. Лелеков В.А., Тямкин А.В. Защищенность личности от преступных посягательств // Социологические исследования. - 2005. - № 6.
  11.  Подгурецкий А. Очерк социологии права - М., 1974.
  12. Социология права: Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.
  13. Фаткуллин Ф.Н., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. - Казань, 1977.
  14. Эффективность правовых норм. - М., 1980.
  15. Юридическая социология. Учебник для вузов. – М., 2000.
  16. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
  17. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками/ Пер. с англ. М., 1999.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*