Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПроблема правовой социализации личности давно привлекает к себе внимание отечественных педагогов, психологов, социологов. Частные вопросы правовой подготовки специалистов рассматриваются в исследованиях А.Д. Бойкова, С.А. Морозова, А.Ф. Никитин, А.П. Семитко, Ю.А. Танюхин и других; вопросы формирования правовой культуры личности представлены в работах Е.В. Аграновской, А.Д. Бойкова, А.Ф. Гранина, А.В. Лазарева, В.И. Каминской, Н.И. Матузова, А.Р. Ратинова, В.А. Туманова и других.
Актуальность изучения проблемы правовой социализации продиктована многими документами. Так, Концепция модернизации образования определила, что система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. В настоящее время в мире образования идет процесс формирования личности нового типа - «правосознательного гражданина», которому характерен высокий уровень правовой компетентности и правовой культуры, поэтому предполагается внедрение новых образовательных стандартов, обеспечивающих компетентный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений.
Ситуация социальной неопределенности образует общий фон, на котором происходит правовая социализация молодого поколения. В то время, когда общество не предоставляет молодым людям четких ориентиров, когда ценности старшего поколения подверглись переоценке, и претерпевают существенные структурно-функциональные изменения традиционные агенты социализации- институты семьи и образования, на смену целенаправленному влиянию институтов социализации приходит влияние окружающей социальной среды, которая в условиях неопределенности предстает как стихия потенциально рисковых взаимодействий и зачастую предлагает модели противоправного достижительного поведения. К этому добавляется влияние коммерциализованных средств массовой информации (СМИ), предлагающих для подражания образцы массовой культуры, имеющие криминогенный потенциал. Дефицит целенаправленного воспитательного воздействия на молодежь стал главным фактором того, что в современном российском обществе социализация приобретает отклоняющийся характер, способствуя закреплению в сознании и поведении молодых людей асоциальных и антисоциальных представлений и моделей.
Необходимость рассмотрения проблем правовой социализации в российском образовании и их практического решения диктуется также Федеральной концепцией обеспечения и защиты прав и свобод человека. Однако разобщенность существующих курсов обществознания и права порождает фрагментарность, бессистемность знаний студентов, усиливает эклектизм их мировоззренческих позиций, не способствует формированию правосознательного поведения у подрастающих поколений.
С 2009 года в Костромском машиностроительном техникуме ведется работа по повышению уровня правовой культуры студентов. В 2010 году в соответствии с приказом департамента образования и науки Костромской области на базе техникума была открыта региональная опорно-экспериментальная площадка по теме «Педагогические условия правовой социализации студентов».
Целью исследования является раскрыть содержание и разработать программу правовой социализации студентов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
С целью выявления уровня правовой социализированности студентам поэтапно предлагалось ответить на вопросы трех анкет. В анкетировании приняли участие студенты первого курса в количестве 130 человек в возрасте от 15 до 18 лет.
Первая анкета направлена на выявление уровня правовой информированности студентов, их осведомленности в вопросах права, ориентации в правовых нормах, знаний основных нормативно-правовых актов, связанных с правовым статусом несовершеннолетнего.
В ходе первого этапа исследования были выявлены изъяны в правовых знаниях представителей учащейся молодежи, возникшие вследствие некачественности получаемой ими правовой информации.
Обнаружилось, что многие респонденты- учащиеся используют неформальные каналы правового информирования, и это отражается на качестве их знаний о правовом регулировании и конкретных правовых нормах. Именно по причине широкого использования случайных источников правовой информации и получения ее в крайне недостоверном виде правовое сознание значительной части учащейся молодежи оказывается деформированным, а представления о правовом пространстве - искаженными. В то время глубина правовых знаний различных групп учащихся находится в прямой зависимости от характера преподавания им основ права и обществознания, что показывает сохраняющуюся значимость правового образования как фактора эффективности правовой социализации учащейся молодежи. Так, итоговая оценка по обществознанию по окончании школы была: «отлично»-16%; «хорошо»-41 %; «удовлетворительно»-43 %.
Качественный анализ полученных в результате анкетирования данных позволил констатировать достаточно низкий уровень осведомленности о документах, регламентирующих права несовершеннолетних. Так, на вопрос, «Какие документы из перечисленных вам знакомы?» 25 % опрошенных выбрали Конвенцию ООН о правах ребенка, 24 % - Семейный кодекс Российской Федерации, 6%- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 2%- Областную целевую программу «Дети Костромской области».
На вопрос: «Какие отрасли права ты знаешь?», студенты ответили: уголовное, учебное, трудовое, охранное, личное, материальное, право собственности. Из ответов видно, что у учащейся молодежи нет четкого представления о правовой системе, отраслях, институтах, нормах права.
Большие затруднения у студентов вызвал вопрос о том, с какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав (правильный ответ - с 10 лет - указали 14 % опрошенных).
Проведенное анкетирование выявило достаточно невысокий уровень знаний учащихся о конкретных процессуальных нормах, регулирующих ситуации, в которых может оказаться любой гражданин, и которые требуют от него минимальных знаний в области права для адекватной ориентации в данных ситуациях.
Именно по причине широкого использования случайных источников правовой информации и получения ее в крайне недостоверном виде правовое сознание значительной части учащейся молодежи оказывается деформированным, а представления о правовом пространстве - искаженными. В то же время глубина правовых знаний различных групп учащихся находится в прямой зависимости от характера преподавания им основ права и обществознания, что показывает сохраняющуюся значимость правового образования как фактора эффективности правовой социализации учащейся молодежи.
Целью второй анкеты было выявить отношение учащейся молодежи к праву в целом, к таким понятиям, как «обязанность», «ответственность», «правовая культура», «преступление», «проступок», в частности.
Так, эмпирически установлено, что для костромской учащейся молодежи безусловное следование закону не выступает в качестве абсолютного императива. Большинство респондентов ставят в зависимость индивидуальное соблюдение или несоблюдение закона от характера действий власти, причем для значительного числа опрошенных следование закону даже в случае несогласия с ним является прямым следствием страха перед наказанием, что свидетельствует об относительно низкой ценности права. Исходя из результатов анкетирования, определился круг понятий, недостаточно известный учащимся и студентам: обязанности (8%), конституция (27 %), гражданин (29 %), преступление (34%) и проступок (35 %)(у большинства опрошенных нет представления об отличительных особенностях проступка и преступления).
Отвечая на вопрос «что такое право?», большинство респондентов называли конкретные права, так или иначе знакомые им: «Право - учиться, лечиться, работать, болеть, право на жизнь…».
О низком уровне правовой социализированности, недостаточном уровне правосознания учащейся молодежи, говорит и демонстрируемый респондентами низкий уровень доверия представителей этой социальной группы к большинству государственных институтов, в том числе и к правоохранительным органам, а также достаточно толерантное отношение к не правовым практикам, с которыми молодые люди сталкиваются в процессе своего обучения в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Для большинства учащейся молодежи характерна амбивалентность моральных и правовых воззрений, проявляющаяся в несогласованности между исповедуемыми идеями и принципами права и нравственности, с одной стороны, и реальным уровнем моральных и правовых требований к себе и окружающим, с другой, что свидетельствует о недостаточной сформированности и актуализированности правовых ценностей, дефектах правовой социализации.
Третья анкета была направлена на выявление степени готовности учащейся молодежи решать в повседневной жизни типичные правовые ситуации.
Исследование выявило раннюю сформированность у обучающихся установок на приемлемость нелегитимных действий и внутреннюю готовность к ним. Респонденты демонстрируют установку на восприятие ряда неправовых практик как нормального, социально приемлемого способа разрешения жизненно важных проблем, сформированную уже в период обучения в средней школе, что свидетельствует о ранней внутренней готовности современной молодежи к нелегитимным действиям ради достижения собственных целей, об игнорировании ею при этом факта возможного нанесения прямого или косвенного ущерба обществу.
86% опрошенных не смогли решить правовые задачи. Наиболее знакомыми оказались правовые ситуации, связанные с административной и уголовной ответственностью. На вопрос, к какой ответственности следует привлечь учащегося за мелкое хулиганство, 41% опрошенных продемонстрировали правильный ответ (к административной); на вопрос, с какого возраста в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации несовершеннолетние могут привлекаться к ответственности за кражи, 59 % обучающихся выбрали правильный ответ (с 14 лет).
В целом, полученные данные свидетельствуют о растущем правовом нигилизме современной молодежи, существовании расхождения между целями и задачами, стоящими перед осуществляющими правовую социализацию молодежи официальными институтами, целями и интересами общества и государства - реальным состоянием ценностно-правовых ориентаций учащейся молодежи.
С целью повышения уровня правовой социализации был запланирован в учебно-воспитательном процессе комплекс мероприятий (программа). Вопросы правового характера были включены в дисциплины общеобразовательного и профессионального цикла. Введен элективный курс «Права человека».
Очевидно, что только систематическое накопление запаса правовых знаний, умений, навыков, возможность рефлектировать свою компетентность в практическом разрешении правовых ситуаций, взаимодействовать с государственными и муниципальными органами власти, с различными институтами гражданского общества (общественными объединениями, предприятиями, учреждениями) для решения социально значимых задач, способность к сотрудничеству в коллективной деятельности, объективная самооценка результатов деятельности помогут молодежи успешно социализироваться в условиях современной России.
Список используемой литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.