Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт реализации технологии «Фабрика процессов» при обучении студентов Ивановского медицинского колледжа

24.04.2024 49 49
Кудряшова Татьяна Викторовна
Кудряшова Татьяна Викторовна, Заместитель директора по практическому обучению

Ивановский медицинский колледж

Аннотация. В статье представлен анализ опыта применения образовательной технологии «фабрика процессов» в условиях медицинского колледжа по направлению практического обучения студентов. Определены этапы, механизмы и критерии оценки эффективности применения данной технологии. Проведен опрос 105 студентов колледжа на предмет удовлетворенности качеством образования по данной технологии. Сделан вывод о положительном опыте применения образовательной технологии «фабрика процессов» и целесообразности его развивать.  

Ключевые слова: технологии практического обучения, фабрика процессов, студенты

Актуальность. Подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных кадров для системы здравоохранения сегодня невозможна без непосредственного включения в образовательный процесс всех заинтересованных субъектов, в том числе представителей профессиональных сообществ, экспертных групп и потенциальных работодателей [1]. В то же время учебные заведения должны создавать инновационную образовательную среду с внедрением практико-ориентированных механизмов в процесс обучения [2-4].

Новой формой интерактивного обучения, позволяющая ускорить включение молодых специалистов (выпускников медицинского колледжа) в практическое здравоохранение является «фабрика процессов». «Фабрика процессов» – это учебная площадка с использованием симуляционно-тренинговых технологий обучения принципам и инструментам бережливого производства, основанная на полном погружении в изучаемый процесс [5]. Студенты погружаются в реальную атмосферу профессиональной деятельности, учатся сообща находить правильные решения поставленных задач.

Имея общие содержательно-технологические основы с деловой игрой, фабрика процессов характеризуется рядом существенных отличий:

1.В сравнении с форматом деловой игры, где объектом моделирования служит некая конкретная сфера реальности, а участникам предоставляется некоторая степень свободы действий в её рамках, в «фабрике процессов» предполагаются более широкие границы задаваемой ситуации как по временным и пространственным характеристикам, так и по комплексности условий.

2.Если в формате деловой игры рассматривается, как правило, какая-либо определённая ситуация (кейс), часть процесса, то формат «фабрики процессов» подразумевает имитацию ситуации от начала процесса до его окончания. К примеру, от момента обращения пациента в медицинскую организацию до выхода из медицинской организации с полученными медицинскими услугами [6].

Таким образом, фабрика процессов – это образец современных практикоориентированных методов образования. Представляя исходно из себя тренинговую площадку, с максимальным практическим контентом (70 и более %) «Фабрика процессов» позволяет погрузиться в изучаемый процесс, оценить его, найти проблемы и попробовать решить их. Вместе с тем, до настоящего времени не проводился анализ эффективности реализации технологии «фабрика процессов» в условиях медицинского колледжа по направлению практической подготовки.

Цель исследования: провести анализ реализации технологии «фабрика процессов» при обучении студентов ивановского медицинского колледжа и оценить ее эффективность.

Материалы и методы. Базой для внедрения технологии «фабрика процессов» определен Ивановский медицинский колледж. Методы исследования: аналитический, социологический, диалектический принцип, герменевтический анализ. Поведен социологический опрос среди студентов медицинского колледжа по анкете «Удовлетворенность студентов практическим обучением по технологии «фабрика процессов»», включающей 5 вопросов закрытого типа. Объем выборки составил 105 студентов, проходивших практическое обучение. Время проведения исследования 2023 год. Данные опроса заводились в электронные таблицы Excel и обрабатывались с помощью прикладных программ. 

Результаты и их обсуждение. Ивановский медицинский колледж стал инициатором реализации стартапов: «Фабрика ФАП», «Фабрика «Поликлиника».

Условия реализации технологии «Фабрика процессов»:

  1. Подготовленный педагогический состав по технологии «фабрика процессов».
  2. Наличие подготовленной материальной базы: современного симуляционного оборудования, досок и наглядных материалов, медицинских инструментов, муляжей, документации.
  3. Методические обеспечение: карты технологических процессов (например, выполнения простых медицинских услуг), сценарии, описание ролей, критерии оценки эффективности реализации процессов.

Фабрика процессов состоит из определенного количества раундов (этапов), как правило 3-4. Продолжительность подготовки участника на фабрике процессов составляет 1 день. И обычно это заключительный этап изучения тематического блока. Целью реализации такой технологии обучения является закрепление, базовых принципов, развитие навыков и их применения. Базой проведения фабрики процессов являются медицинские организации. Количество участников: от 5 до 16 человек.

Сценарий реализации «Фабрики процессов» включает ряд обязательных этапов:

Первый этап – подготовительный: вводное слово, распределение ролей между участниками, знакомство с целью и задачами «фабрики процессов». В качестве одного из эффективных вариантов начала «фабрики процессов» следует рассматривать возможность пояснительного вводного слова в устной форме продолжительностью не более пяти минут, хотя не исключается вариант блиц-опроса, стресс-метода или технологии «открытой аудитории» – в зависимости от уровня подготовки обучающихся, их мотивации и дисциплинированности. Рекомендуется не перегружать обучающихся
излишней информацией научно-педагогической направленности. К основным моментам, затрагиваемым в пояснительном вводном слове, относятся: реальность проигрываемой ситуации, её актуальность для практической деятельности будущих специалистов, соответствие предметной области, комплексность задач и отсутствие единственно верного решения.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Опыт реализации технологии «Фабрика процессов» при обучении студентов Ивановского медицинского колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*