Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Практика волонтерства, как инструмент реабилитации и социальной адаптации, для лиц с ограниченными возможностями здоровья

05.04.2024 49 55
Ковалева Таисия Семеновна
Ковалева Таисия Семеновна, преподаватель

Тавдинский техникум им.А.А.Елохина

В мире, где добро и сотрудничество становятся все более ценными, волонтеры занимают особое место: они готовы бескорыстно прийти на помощь всем, кто в ней нуждается.

С каждой кризисной ситуацией в стране волонтерское движение становится шире. Сегодня, в период проведения специальной военной операции, волонтерство перешло в массовое социальное движение.

Согласно Всероссийского опроса населения, проведённого в 2022 году Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ - 73 % опрошенных готовы лично помогать незнакомым семьям военнослужащих и самим военнослужащим, находящимся на специальной военной операции — деньгами, вещами, личным участием [1].

Инклюзивное волонтерство - это относительно новый термин. Инклюзия - это процесс реального вовлечения людей с ограниченными возможностями в активную общественную жизнь. [2].

Главная цель данного вида волонтерства – это вовлечение «особых» учащихся в совместный процесс волонтерской деятельности.

Инклюзивное добровольчество дает возможность всем молодым людям с ограниченными возможностями в полном объеме участвовать в жизни общества.

Инклюзивное добровольчество базируется на основных принципах:

– ценность человека с ограниченными возможностями здоровья не зависит от его способностей и достижений;

– каждый человек с ограниченными возможностями здоровья способен чувствовать и думать;

– каждый человек с ограниченными возможностями здоровья имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным [3].

Важно вовлекать добровольцев с ограниченными возможностями здоровья в те сферы деятельности, которые не оплачиваются, но остаются важными для достижения целей программы [4].

Ровесник» – волонтерский отряд Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области "Тавдинский техникум им. А. А. Елохина», команда единомышленников, созданная с целью объединения сил молодого поколения для социального служения на бескорыстной основе. Отряд «Ровесник» существует с 2004 года.

В связи с введением наших российских войск в зону специальной военной операции и объявлении частичной военной мобилизации, в рамках работы городского штаба «Мы вместе» отряд «Ровесник» расширил  свою деятельность. Мы активно участвуем в оказании помощи воинам, участвующим в специальной военной операции и их семьям.

Большой вклад в волонтерское движение мы получаем от наших обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной программе профессионального обучения «Швея».

На адаптированные программы профессионального обучения поступают дети с умственной отсталостью, с отсутствием мотивации к профессиональной деятельности. При возникновении трудностей отказываются обучаться, закрываются в себе. Многие выпускники коррекционных школ поступают на обучение по программам профессиональной подготовки исходя из принципа «куда возьмут», без желания обучаться и получать профессию [5]. 

А профессия «Швея» требует сосредоточенности, усидчивости, внимания, аккуратности. Всего этого необходимо добиваться в кропотливой, ежедневной работе с детьми.

В нашем техникуме программа профессионального обучения «Швея» построена таким образом, чтоб максимально приблизить обучающихся к рабочей среде, заинтересовать в получении профессии, в том числе и с помощью волонтерского движения. В учебных мастерских созданы такие условия, чтобы процесс обучения являлся одновременно и процессом изготовления продукта, обладающего той или иной ценностью.

В рамках волонтерской деятельности активно обсуждается и прорабатывается вопрос о помощи военнослужащим, принимающим участие в специальной военной операции, о ценности и важности принятия участия в волонтерском движении.

Обучающиеся с различными умениями, навыками, усидчивостью, включаются в работу под руководством мастера производственного обучения. Для каждого находится своя работа в технологическом процессе, к каждому обучающемуся подбирается особый индивидуальный подход в обучении.

За последние два года наши волонтеры с ограниченными возможностями здоровья изготовили своими руками не мало полезных и нужных вещей для участников специальной военной операции:

- повязки для мотострелков 30 бригады;

- по просьбе мобилизованных Тавдинцев обучающимися пошиты «пятиточечники». Вот что написали нам благодарные воины:" Отдельное спасибо за пятиточечники! Они удобны при стрельбе с колена, на ногу садиться и при простой посадке на любые поверхности (броня, снег), закрывают поясницу, предохраняют от холода".;

- совместно с сестрами милосердия Храма Святого Николая Чудотворца изготовили более 30 пар варежек – верхонок, изделия переданы на фронт;

- совместно с Советом ветеранов СВО г. Тавды, студенты и обучающиеся техникума общими усилиями сплели пять маскировочных сетей и тридцать один пятиточечник [6].

В нашей волонтерской деятельности можно выделить следующие положительные стороны:

- содействие обществу, а именно помощь военнослужащим, проходящим службу в зоне специальной военной операции;

- волонтерское движение позволяет реализовать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья потребность быть нужным;

- формирование ценностей, гражданско-патриотическое воспитание. Это формирование у обучающихся патриотизма, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищает наше Отечество;

- создание сообщества единомышленников, т.е. объединение разных людей, разделяющих общие ценности и цели, помогая создавать сообщество активных граждан России;

- развитие личности, социализация в обществе. Участие в волонтерской деятельности способствует развитию лидерских качеств, социальных навыков и способности эффективно работать в команде;

Мотивировать работать, убирать психологические барьеры обучающихся волонтеров с ограниченными возможностями здоровья, это каждодневный труд. Но когда доброволец вливается в волонтерские акции, когда начинает понимать для чего он это делает, вот тогда он открываться с другой стороны: усердие, готовность помочь и сострадать ближним, проявлять инициативу, принимать самому решения – вот главные ценности инклюзивного волонтерства. И вот тогда людей с ОВЗ начинают воспринимать не как людей инвалидов, а как личностей, членов единой команды.

Список литературы:

  1. Мерсиянова И.В. Участие в волонтерстве и помощь во время СВО: Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики». Режим доступа: https://socium-sovgavan.khv.muzkult.ru/media/2023/02/10/1291835049/Uchastie_v_volonterstve_i_pomoshh_vo_vremya_SVO.pdf.
  2. Волонтерство // Mama.ru: Сообщество родителей [Электронный ресурс].- Режим доступа://http://www.mama.ru/club/inomama
  3. Богдановская В.И. Об инклюзивном добровольчестве как ресурсе по формированию культуры здорового образа жизни: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова. г. Абакан. Режим доступа: https://zabgu.ru/files/html_document/pdf_files/fixed/Ob_inklyuzivnom_dobrovol%27chestve/Bogdanovskaya_V.I._Ob_inklyuzivnom_dobrovolchestve....pdf.
  4. Важдаева, Н. Дело добровольное / Н. Важдаева // Новые известия. – 2007.
  5. Захарова Е.С. Формирование профессиональных кулинарных навыков в условиях инклюзивной мастерской / Е.С. Захарова, Н.А. Карпова // Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации: материалы VII Международной научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2023. С. 282-287.
  6. Официальная группа ГАПОУ СО «Тавдинский техникум им. А.А. Елохина» / https://vk.com/tte_media.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Практика волонтерства, как инструмент реабилитации и социальной адаптации, для лиц с ограниченными возможностями здоровья




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*