Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интерактивна карта: «География первых постановок музыкальных спектаклей по произведениям Александра Сергеевича Пушкина»

28.03.2024 73 83
Дмитриев Лев Михайлович
Дмитриев Лев Михайлович, студент

Вятский колледж культуры

Тема творчества Александра Сергеевича Пушкина уже долгие годы является актуальной. Она была популярной при жизни поэта и продолжает сохранять популярность до сих пор. Но далеко не всем известно, что творчество А.С. Пушкина повлияло на театральное, музыкальное искусство. О великом поэте мы узнаём ещё в школе и, на самом деле, для настоящего интеллектуала эта информация окажется скудна.

Мысль о том, что «Пушкин – наше всё» [1], была высказана в 1859 году Аполлоном Григорьевым и до сих пор остаётся до конца нераспознанной.  Но и сейчас Пушкин остаётся олицетворением всего того загадочного, что до времени хранит русская душа, всегда жаждущая приподняться над обыденностью и суетой повседневности.

Сегодня проблема сохранения богатства русского языка в современной России как никогда актуальна, учитывая обеднение, оскудение национального языка. В своих произведениях А.С. Пушкин поднимает вечные нравственные проблемы чести и достоинства, совести, долга, справедливости, любви и дружбы, счастья.

В недалёком будущем состоится значимая дата - 225 лет со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Планируются конференции и конкурсы. Так же будут приниматься проекты на тему творчества А.С. Пушкина. В связи с этим будет актуальной интерактивная карта первых постановок спектаклей по произведениям А.С. Пушкина с применением разных областей данных, объединённых в единой интерактивной форме.

А.С. Пушкин внёс огромный вклад в развитие культуры современной России, в русскую литературу, поэзию. Его произведения известны миллионам людей во всём мире и сложно назвать страну, даже самую маленькую, где не знали бы об Александре Сергеевиче Пушкине и его произведениях. Но помимо уже описанного выше, он также внёс свой вклад в развитие театрального и музыкального творчества, о чём не так часто говорят. Известно, что в годы жизни Пушкина, ставились пьесы, где за основу брали эпизоды его произведений, но сам Пушкин никогда не присутствовал лично на таких представлениях. К тому же подобные пьесы часто искажали содержимое взятого эпизода. Известно, что Пушкин не особо любил театр и отзывался об актёрах, зачастую, нелестным образом: «Брянский всегда и везде одинаков. Вечно улыбающийся Фингал, Тезей, Орозман, Язон, Дмитрий – ровно бездушный, надутый, принуждённый, томительный, неловкий, размеренный, сжатый во всех движениях, – он не умеет владеть ни своим голосом, ни своей фигурой» [5]. Тем не менее, самовольно не прикасаясь к драматургии, Пушкин всё же на неё повлиял.

27 января 1832 года. Это дата первой премьеры спектакля, которую можно отождествлять с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. «Моцарт и Сальери» впервые увидел свет рампы в помещении тогдашнего Большого театра (на месте нынешней консерватории). Да, прежде ставились спектакли по произведениям А.С. Пушкина, но их содержание говорило о том, что не Пушкин здесь основа: стихи писателя вырывали из контекста и бросали в окружение чужих стихов, поэтому началом «пушкинской драматургии» следует называть «Моцарт и Сальери». Единственное, что порочит данное событие, это то, что постановка выступала в качестве водевиля, а значит должного внимания она не заслужила в тот вечер. Даже если зрители хотели что-то услышать или вникнуть в суть, они не могли этого сделать: постоянный грохот входных дверей, шум от одежды, шагов, сидений, на которые водружали себя зрители – всё это отвлекало внимание [1].

Буквально через два дня после «Моцарта и Сальери» в петербургском театре, уже в московском Большом театре состоялся другой пушкинский спектакль – «Цыган» 29 января 1832 года. Если петербургский спектакль практически не запомнился зрителю, то здесь зрителя ожидал восторг. «Львова-Сеницкая, желая, чтобы в одном из её бенефисов участвовала Репина, просила Пушкина, чтобы он позволил поставить на сцене отрывок из «Цыган». Поэт не замедлил дать своё согласие, и отрывок вошёл в состав спектакля. Казалось, какого сценического успеха ожидать от отрывка, созданного хотя бы великим поэтом, но написанного, не для сцены! А успех оказался громадным. Оттого, что Репина в роли Земфиры была «необыкновенно выразительна» [4]. Уже после «Цыгане» ставились снова и снова. Успех был громаден настолько, что в 1832 году «Цыгане» были поставлены в московских театрах восемь раз (количество по тому времени достаточно значительное). Тех же высот хотел добиться и петербургский театр, однако публика не приняла новых исполнительниц.

10 февраля 1837 умер А.С. Пушкин. Первым пушкинским спектаклем после смерти поэта была первая постановка (23 апреля 1838 г. в бенефис Каратыгина) пушкинской «Русалки». Спектакль состоялся на сцене Александринского театра в окружении занимательных водевилей П. Каратыгина. Позже уже состоялись первые постановки «Каменного гостя» (18 ноября 1847 года) и «Скупого рыцаря» (23 сентября 1852 года). Эти пушкинские постановки, по-видимому, встречали противодействие в административных верхах императорских театров, но, благодаря авторитету всё того же Каратыгина, они всё же смогли увидеть свет. Нельзя сказать, что они были особо выдающимися или похожими по успеху на «Цыган». Как и многие пушкинские спектакли того времени, (необходимо напомнить, что они были несколько далеки от оригинального сюжета) они не были для публики чем-то грандиозным, некой премьерой, на которую стекался весь народ с каждого уголка страны или города. Эти спектакли и не позиционировали подобным образом, скорее уж спектакли были невзрачной попыткой воссоздания творчества великого поэта в новой стезе, а именно в театре.

Однако стоит упомянуть и об опере, ведь и здесь пустило свои корни творчество Александра Сергеевича Пушкина, и здесь родились шедевры. Одним из таких шедевров является опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила», написанная в 1842 году. Написана она уже после смерти поэта. Эту оперу можно назвать отправной точкой творчества А.С. Пушкина в опере, а также она является одной из первый русских национальных опер. Произведение Глинки уже не было чем-то невзрачным, как театральные пушкинские постановки, совсем напротив – об опере «Руслан и Людмила» узнал даже великий Ференц Лист, как раз посетивший в 1842 году Россию. Опера повергла венгерского композитора в восторг, после чего тот даже сделал фортепианное переложение «марша Черномора».

Великим по своей значимости стало и событие 1874 года. Тогда в Санкт-Петербурге состоялась премьера оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», в основе которой лежит трагедия Пушкина. Вместе с тем на её трактовку Мусоргским оказали влияние исторические драмы А.К. Толстого. В образе царя Бориса трагедия власти заменена трагедией совести. До сих пор «Борис Годунов» – одна из любимых опер не только у нас в стране, но и за рубежом. Она достойно представляет там традиционную русскую оперу.

Позже, в 1879 году была премьера, о которой просто невозможно не сказать. Премьера «Евгения Онегина», состоявшаяся в марте 1879 года в исполнении студентов московской консерватории [6]. Тогда она была реализована в Малом театре и не была по достоинству оценена. Только после премьеры в январе 1881 года в Большом театре популярность оперы стремительно начала набирать обороты. Изначально опера задумывалась как камерная, но позже, для показа на больших сценах, Чайковский внёс свои коррективы [7].

Это далеко не все выдающиеся премьеры по произведениям А.С. Пушкина, но они являются одними из первых и особенно значимых творений как для культуры, так и дальнейшего развития творчества Пушкина в театре, опере и музыке. Многие произведения, написанные по произведениям Александра Сергеевича, такие как «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», например, знают и чтят далеко за пределами России. Это не может не намекать на значимость вклада творчества великого поэта в культуру, театр, оперу и музыку. В том числе благодаря его произведениям, написанным ещё тогда, у людей XXI века всё ещё есть повод посещать оперу, читать литературу и слушать музыку.

Авторы статьи считают, что существует проблема недостаточности интеграции географии, музыки и истории при создании единого творческого проекта по теме произведений А.С. Пушкина. Проанализировав всё необходимое и оценив возможности, для решения проблемы было выбрано создать интерактивную карту. Интерактивная карта позволит ознакомиться с первыми премьерами спектаклей по творчеству Александра Сергеевича Пушкина в простой и удобной интерактивной форме.

Создание интерактивной карты:

Прежде чем приступать к созданию карты, необходимо ознакомиться с доступными способами и функционалом сайтов, открывающих эти возможности. Для этого потребовался компьютер и доступ к интернету. Затем было необходимо изучить информацию о первых премьерах спектаклей по произведениям А.С. Пушкина и на её основе найти изображения театров, для дальнейшего размещения на интерактивной карте. Также потребуется отобрать информацию, необходимую для краткого описания события. Выполнив все этапы, в итоге, мы получили интерактивную карту «География первых постановок музыкальных спектаклей по произведениям Александра Сергеевича Пушкина».

Список использованных источников

  1. Березарк, И.Б. Пушкин в драматическом театре николаевской эпохи // Рабочий и театр. – 1936. – №23. – С. 23-28.
  2. «Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвящённый культуре России [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://www.culture.ru/s/vopros/pushkin-nashe-vse/  свободный (дата обращения 23.11.2023).
  3. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс].  –   Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/60707/ свободный (дата обращения 26.11.2023).
  4. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс].  –   Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vechnye-tsennosti-znachenie-tvorchestva-a-s-pushkina-v-vek-ntp-k-220-letiyu-so-dnya-rozhdeniya#:~:text=Сегодня%20проблема%20сохранения%20богатства%20русского,%2C%20любви%20и%20дружбы%2C%20счастья3 свободный (дата обращения 11.2023).
  5. Проза.ру – российский литературный портал, предоставляющий авторам возможность свободной публикации произведений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://proza.ru/2014/05/26/986 свободный (дата обращения 20.12.2023).
  6. Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/3187-ezhegodnik-imperatorskih-teatrov-sezon-1899-1900-gg свободный (дата обращения 20.12.2023).
  7. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v07/d07-007.htm свободный (дата обращения 20.12.2023)

 Карта доступна к просмотру:

https://vk.com/im?act=browse_images&id=36158&fwd=22993936532136578_126_0&fwd_hash=1af5353486c7cceca4

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Интерактивна карта: «География первых постановок музыкальных спектаклей по произведениям Александра Сергеевича Пушкина»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*