Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация связи теории и практики в процессе практической подготовки

16.01.2024 138 153
Андреев Андрей Иванович
Андреев Андрей Иванович, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

Практическая  подготовка  является  значимой  формой  освоения обучающимися учебного материала и играют важную роль в выработке у них навыков  применения  полученных  знаний  для  решения  практических  задач совместно  с   мастером производственного обучения. В  последнее  время  возрождение профессионального  образования  в  нашей  стране  возведено  в  ранг  задачи государственной  важности,  от  грамотного  решения  которой  зависит  будущее промышленности и экономики России.

Важнейшей  задачей  системы  среднего  профессионального  образования является максимальная интеграция учебной и профессиональной деятельности, вовлечение  обучающихся  в  профессию  (специальность),  что  позволит  им  в дальнейшем  быть  востребованными  на  рынке  труда  и  упростит  процесс профессиональной адаптации молодых специалистов. Основным механизмом, на который возложена функция по обеспечению практико-ориентированности, является практическая подготовка.

Подготовка  обучающихся  по   профессии «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»,     осуществляется  на  основе  Федерального

государственного  образовательного  стандарта  среднего  профессионального

образования,  реализующих  подход,  основанный  на  компетенциях.  Состав

профессиональных компетенций построен таким образом, чтобы квалификация

выпускника   образовательной организации соответствовала  требованиям  работодателей  и регионального  рынка  труда  и  позволяла  бы  после  недолгого  адаптационного периода  полноценно  включиться  в  работу  предприятия  на  соответствующем уровне.

Практическая  подготовка  при  реализации  учебных  дисциплин  и профессиональных  модулей  организуется  путем  проведения  практических занятий,  практикумов,  мастер-классов  и  иных  аналогичных  видов  учебной деятельности,  предусматривающих  участие  обучающихся  в выполнении отдельных  элементов  работ,  связанных  с будущей  профессиональной деятельностью. Практическая  подготовка  при  проведении  учебной  и  производственной  практики  организуется  путем  непосредственного  выполнения  обучающимися определенных  видов  работ,  связанных  с будущей  профессиональной деятельностью,  обеспечивающих  формирование  общих  и  профессиональных компетенций.

В  ФГОС  СПО  красной  нитью  проходит  необходимость  использования активных  и  интерактивных  методов  обучения,  методов  самостоятельной работы  обучающихся  для  формирования  и  развития  общих  и  профессиональных компетенций  обучающихся.  С  целью  выявления  уровня  мотивационной деятельности  и  для  создания  условий,  способствующих  реализации компетентностного  подхода,  помогло  мне  определиться  с  использованием  на  занятиях  тех  или  иных  современных  образовательных  технологий  и  их элементов.

В  учебном  процессе  используются  активные  методы  обучения, направленные на практическую подготовку обучающихся:

-  решение профессиональных ситуационных задач;

-  использование информационных технологий;

-  метод проектов;

  -деловые  игры  (или  их  элементы), 

-нестандартные  уроки  (уроки-экскурсии, урок – конкурс, викторины).

Применение  ситуационных  задач  на  учебных  занятиях  позволяет интегрировать  знания,  полученные  в  процессе  изучения  различных  областях предметных  знаний.  Обязательным  элементом  ситуационной  задачи  является проблемный  вопрос,  который  должен  быть  сформулирован  таким  образом, чтобы  обучающемуся  захотелось  найти  на  него  ответ  с  точки  зрения  его будущей сферы профессиональной деятельности.

Информационные  технологии.  В  ходе  практических  занятий  обучающиеся

овладевают  умениями      работать с нормативными документами и инструктивными

материалами, справочниками, составлять   документацию; составлять схемы,  таблицы,  решать  различные  практические  ситуации,  производить необходимые вычисления, делать выводы.

Метод  проектов  -  это  система  обучения,  при  которой  обучающиеся приобретают  знания  в  процессе  планирования  и  выполнения  постепенно усложняющихся практических заданий. 

Проект  предполагает  определенную  совокупность  учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему, в результате  самостоятельной  работы  обучающихся  с  обязательной  презентацией результатов.  С  целью  развития  коммуникативных  способностей,  обучающихся реализую  технологию  проектного  обучения.    

 Исходя из опыта   можно с уверенностью утверждать, что еще одним  этапом  формирования  профессиональных  компетенций  и  мотивацией для  обучающегося  может  стать  участие  на  профессиональных  фестивалях  и конкурсах,  посещение  мастер  классов.  Так  участие  в     научно-практических  конференциях  обучающихся    дает  стимул,  еще  большее  стремление двигаться вперед, совершенствовать свои умения и навыки.

Научно-исследовательская  работа  способствует  развитию  обучающихся, формирует  его  мотивацию,  интерес  к  выбранной  профессии,  расширяет границы  профессиональной  деятельности,  повышает  творческий  потенциал, формирует  профессиональные  и  общие  компетенции  и  в  конечном  итоге, повышает качество образования. 

Широко  используются  игровые  методы  обучения  выполняющие преимущественно  профессионально  направленную  функцию.  В  сюжетно-ролевых  играх  изображаются  события  и  ситуации,  возникающие  в  процессе профессиональной деятельности.

Деловая игра – это одна из форм организации  эффективного  и  продуктивного  обучения.  Она  помогает  искать  решения реальных  жизненно  и  профессионально  значимых  проблем.  Деловые  игры используются  для  развития  творческого  мышления,  способности  оценивать происходящие  события,  для  формирования  у  обучающихся  умений  решать проблемы, возникающие в процессе практической деятельности.

Все материалы разработаны самостоятельно, неоднократно апробированы на  занятиях,  откорректированы  в  соответствии  с  требованиями, предъявляемыми к выпускникам в современных условиях.

Кроме  того,  для  подготовки  обучающихся  к  предстоящей  трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения – аналитические, проектировочные,  конструктивные,  поэтому  обучающиеся  анализируют производственные  ситуации,  учатся  проектировать  на  основе  анализа  свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи.

Одним  из  показателей  подготовки  кадров  по  мировым  стандартам

является  участие  в  олимпиадном  движении  и  соревнованиях.   

Поэтому  практическая  подготовка  к    экзамену позволяет с одной стороны сформировать основные трудовые навыки (базовые) в  полном  объеме  у  каждого  обучающегося  и  создать  условия  для самостоятельной  деятельности  выпускника  в  соответствии  с  требованиями рынка труда.

В  практической  подготовке  также  участвуют  работодатели.  Обучающиеся

 Образовательной организации  проходят  практику  в  различных  организациях  города,  района и области.  В  целом  между   образовательной организацией  и  организациями,  предоставляющими базы  практики,  выполняется  двусторонне  сотрудничество,  в  результате  чего образовательное  учреждение  получает  возможность  привлекать  для практической  и  учебной  работы  с  обучающимися  высококвалифицированных специалистов,  вырабатывать  общие  требования  к  компетентности специалистов,  облегчить  процесс  профессиональной  адаптации  выпускников и трудоустройство.  Следует  отметить,  что  одним  из  аспектов  деятельности  образовательной организации  является  помощь  в  трудоустройстве  выпускников  и адаптация молодых специалистов на рынке труда. 

Практическая  подготовка  является  значимой  формой  освоения обучающимися учебного материала и играют важную роль в выработке у них навыков  применения  полученных  знаний  для  решения  практических  задач совместно с  мастером производственного обучения.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Реализация связи теории и практики в процессе практической подготовки




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*