Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности использования педагогической технологии портфолио

12.01.2024 148 172
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель

Кропачева Ксения Олеговна
Кропачева Ксения Олеговна, студент

Вятский государственный университет

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил,

рождающий энергию для преодоления

трудностей, желания учиться».

В.А. Сухомлинский

 

Современное образование характеризуется высоким темпом изменений, обогащением направлений и содержания деятельности. Одним из важнейших направлений является самообразование, которое определяется как специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение прогнозируемых личностных целей. В качестве одного из способов и средств достижения данных целей выступает индивидуальное портфолио.

Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений, учащихся становится в нашей стране всё более популярной, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени образовательного пространства. Бытует мнение, что школа XXI века – это «школа портфолио», именно поэтому идея портфолио является одним из основополагающих элементов инновации в образовании.

Технология портфолио – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов, учащегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной и коммуникативной.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи. В первую очередь это создание ситуации успеха у каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях. Портфолио поможет максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка, создавать условия для его самореализации и самоактуализации в разных областях школьной и внешкольной жизни, развить познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию. Имея перед собой наглядное преставление о своих достижения, ребенок сможет ставить себе более четкие цели для дальнейшего развития. У него появится стремление к самосовершенствованию, саморефлексии, а главное, таким образом, будет формироваться адекватная самооценка.

Портфолио выполняет ряд функций: диагностическую, функцию целеполагания, мотивационную, содержательную, развивающую и рейтинговую.

Концепция портфолио: портфолио перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика.

Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет. Основной смысл портфолио в начальных классах – показать все, на что ты способен.

Портфолио оформляется в виде творческой книжки учащегося с приложением его работ, представленных в виде текстов, фотографий, видеозаписей (если портфолио выполняется в электронной версии). В приложении прикладываются грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства с индивидуальными образовательными достижениями: результаты олимпиад («Кенгуру», «Русский медвежонок» и другие), конкурсов, исследовательских работ, спортивные достижения, а также то, что связанно с увлечением ребенка, например, музыкальная школа или кружок робототехники.

Школьное портфолио учеников может состоять из нескольких разделов. Первый раздел, как правило, представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление об его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. В это разделе создаются рубрики: «Мое имя», «Мой портрет» (фотография), «Моя семья», «Мои друзья».

Следующий раздел «Мои школа, улица, город» может включать рубрики: «Моя школа», «Мои учителя», «Мои любимые школьные предметы», «Моя улица», «Мой город» и др. Практика показывает, что уже в начальных классах ученики способны осуществлять исследовательскую работу на темы «История моей школы», «Мой город», которые могут занять достойное место в портфолио.

Третий раздел «Общественная жизнь» включает в себя информацию о поручениях, обязанностях ученика в классе, благодарностях и поощрениях в общественной работе.

Многие ученики достигают значительных успехов, занимаясь на факультативах и в кружках как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования, что также отражается в портфелях достижений. Примерная запись в разделе «Мир моих увлечений» может выглядеть так: техническое творчество: макеты, модели (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание); работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках); занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указываются название учреждения, продолжительность занятий и их результативность); спортивные достижения (делается запись об участии в соревнованиях, достижениях).

Отдельно можно выделить раздел «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий. Включаются исследовательские и проектные работы, рефераты (указываются темы, изученные материалы, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте).

В разделе «Мои достижения» достойное место могут занять результаты олимпиад, конкурсов; помещаются грамоты, благодарности, дипломы.

Также можно выделить отдельный раздел «Рефлексия», где ученики смогут отражать свои индивидуальные прогрессы: например, почерк («Так я писал раньше», «Так я пишу теперь»), в этот раздел ещё будут входить различные анкеты и тесты, чтобы прослеживать свою успеваемость.

Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи и т.п. выполняются дома с помощью заинтересованных родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления ребенка. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Недопустимо формирование портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений.

«Бинго индивидуальности». На классном часе учащимся выдается таблица (количество ячеек любое, учитывается возраст детей). Детям нужно заполнить её фактами о себе, например, «Я занимаюсь танцами», «Я стал победителем олимпиады по математике», «Я не люблю сладкое». Затем каждый ученик читает те факты, которые он написал, в этом время все остальные ученики вычеркивают совпадающие факты (если ученик прочитал факт: «Я люблю математику», ученик, у которого такой же факт, должен зачеркнуть данную ячейку). В конце дети смогут отследить то, что отличает их от других в этом классе. Данная работа может проводиться в начале заполнения портфолио и добавляется в первый раздел – раздел знакомства.

Для отслеживания прогресса по различным предметам может применяться анкетирование. В начале года ученикам выдается анкета с таким вопросами, как «Любишь ли ты математику?», «Нужна ли нам математика?», «Какую оценку ты хочешь иметь по математике?» и другие подобные вопросы, чтобы выявить отношение к данному учебному предмету. Также нужно учитывать возраст детей для отбора вопросов. В середине учебного года ответы сравниваются с реальной действительностью. Возможно, ученик не любил математику, но за полгода она стала его любимым предметом, или ученик хотел иметь отметку «пять», но не так старался, и в итоге получил отметку «четыре». Результаты за полгода фиксируются, и так же сравниваются конце года.

В 1-2 классах рефлексия в конце урока имеет более легкую форму. В 3-4 классах можно проводить письменную рефлексию. Ученикам выдается таблица, которую нужно заполнить в конце урока. Данная рефлексия помогает развить навыки оценки и самооценки, а также ребенок учится строить план своих дальнейших действий по улучшению и закреплению темы, пройденной на уроке. Такую подробную рефлексию необязательно проводить на каждом уроке, целесообразнее это делать на уроке закрепления изученного материала. 

При переходе в среднюю школу классные руководители могут продолжить работу над составлением портфолио, начатого в младших классах, реализуя идею преемственности на начальном этапе обучения и в основной школе с целью обеспечения целостности педагогического процесса.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию мотивации дальнейшего творческого и интеллектуального роста. Особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем профильного обучения.

Список использованной литературы

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
    № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» – Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/607175842 (дата обращения – 12.12.2023) – Текст, электронный.
  2. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. – 2004. – № 3.
  3. 3. Использование технологии «Портфолио» в начальной школе. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/572575?ysclid=lq2bt8aupq983955661 (дата обращения: 12.12.2023) – Текст, электронный.
  4. 3. Технология портфолио. Личностно-ориентированные образовательные технологии. – URL: https://elib.psu.by/handle/123456789/23950 (дата обращения: 13.12.2023) - Текст, электронный.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности использования педагогической технологии портфолио




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*