Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Из опыта применения авторской технологии в образовательном процессе

09.01.2024 80 98
Бершанская Ирина Владимировна
Бершанская Ирина Владимировна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Федеральные государственные образовательные стандарты требуют обеспечить эффективную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей для формирования общих и профессиональных компетенций. Но уровень сформированности ключевых компетенций у обучающихся разный. И чтобы подготовить компетентного выпускника колледжа необходимо применять различные активные методы обучения, технологии, развивающие прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность студентов. Таким образом, актуальность данного вопроса обусловлена требованиями к системе образования по подготовке нового типа специалистов, наиболее адаптированных к условиям экономики и жизненным задачам. А для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая поможет каждому в достижении оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с природными задатками и способностями, и в то же время будет способствовать сохранению физического и психологического здоровья.

Для осуществления этого я сформулировала цель работы: применение авторской технологии в образовательном процессе для формирования общих и профессиональных компетенций.

Поставила задачи: обеспечить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность обучающихся, расширить дидактический арсенал, обеспечив обучающихся электронными образовательными материалами для самостоятельной работы в любое время.

Известно, что требования к результатам освоения программы представлены общими и профессиональными компетенциями, которые тесно взаимосвязаны. Общие компетенции во многом определяют эффективность и качество сформированности профессиональных компетенций. Вообще, под компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Поскольку основное назначение общих компетенций – обеспечить успешную социализацию выпускника, то начиная с первого курса необходимо проводить работу по их формированию, устраняя пробелы школьного образования, и это тот момент, на который следует обращать внимание всем преподавателям.

Анализ и обобщение моего многолетнего опыта работы воплотились в авторской технологии педагогической деятельности: активизация интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся путем сопряжения педагогических методик с психологически сберегающими [1]. Данная технология включает оптимальное сочетание педагогических и психологически сберегающих методик. Из всех педагогических методик я стремилась вычленять те, которые содержат фактор психологической комфортности или в которые его можно привнести. Их коррекция из опыта применения и личного восприятия, использование собственных методических разработок и на основе этого достижение конкретных результатов позволяет говорить о выработке собственной технологии педагогической деятельности.

Применяя различные педагогические методики, часто забывается тот момент, что принцип психологической комфортности является одним из ведущих, так как он предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса. Комфортная учебная деятельность, формируя положительный эмоциональный фон обучения, повышает учебную мотивацию и создает предпосылки для последующего самообразования и самоутверждения личности в самых различных сферах жизнедеятельности.

Чаще всего из-за массового характера обучения проводится работа, которая не позволяет в полном объеме использовать потенциал каждого студента. Это может компенсировать работа в паре или группе. Организация творческой групповой деятельности позволяет включить в учебный процесс даже пассивных, не уверенных в себе студентов, это создает у них ситуацию успеха. Используя этот прием, я вношу в свою деятельность один из психотерапевтических моментов.

Самостоятельная работа может входить почти во все методы обучения, применяться на различных этапах процесса обучения для достижения тех же целей, что преследуются на работах, выполняемых под руководством преподавателя. Успех формирования навыков самостоятельной работы достигается не эпизодической организацией отдельных видов самостоятельной работы, а системой самостоятельных работ, которая позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся на всех этапах обучения. При этом под системой самостоятельных работ я подразумеваю совокупность взаимосвязанных друг с другом самостоятельных работ.

Для создания ситуации успеха студента я применяю домашние контрольные работы. Любая контрольная работа, проведенная в традиционной форме, – это стресс. Чтобы снять нервную нагрузку без ущерба для уровня знаний, можно перенести контрольную работу в комфортную ситуацию, а именно в домашние условия. Обучающиеся получают возможность решать задачи в личном темпе, не ограничивая себя рамками занятия и, при необходимости, обращаясь за помощью. Домашние контрольные работы способствуют снятию нервной нагрузки со студента и формированию положительной мотивации к предмету.

Также в своей работе я использую опорные конспекты и структурно–логические схемы. Учебная информация в виде структурно–логических схем значительно обобщается, структурируется, и наглядно раскрываются связи как между вопросами определенной темы, так и между предыдущими и последующими темами. Использование опорных конспектов вырабатывает навыки видеть в любом тексте ключевую структуру, вычленять главное, формирует условия для точного усвоения информации, снижает утомление. Вариативное использование опорных конспектов в сочетании с другими дидактическими средствами и методическими приемами способствует многократному повторению полученных знаний.

И еще следует отметить, что интеллектуальная комфортность отмечается, когда объем учебного материала, характер его изложения, уровень сложности, стиль общения соответствует актуальному уровню интеллектуального развития студента.

Направленность обучения на формирование навыков самостоятельной работы требуют существенного пополнения и изменения традиционного методического багажа. Электронные и печатные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга, как части единой образовательной среды, а информационная структура — обеспечивать их эффективное применение.

Оттачивание собственной технологии педагогической деятельности, совершенствование методического обеспечения привело к необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Таким образом, созрела необходимость создания собственного сайта [2].

Персональный сайт преподавателя – это тот инструмент, который позволяет сделать процесс интеграции знаний более эффективным. Созданный мной сайт ориентирован на студентов дневного отделения первого и второго курсов колледжа и дает неоценимую возможность, с исключительной экономией времени, подчерпнуть для себя необходимую информацию. Сайт наполнен авторскими разработками и имеет не только функцию хранилища методических материалов, он дает широкие возможности использования элементов технологии дистанционного обучения.  Сайт может помочь тем студентам, кто пропустил занятия (или не успевает на занятии), и тем, кто стремится повысить свой образовательный уровень. Там можно найти дополнительные материалы для подготовки к самостоятельным работам и итоговому контролю. По необходимости на сайте размещаются интересные дополнительные материалы, ссылки на цифровые и электронные образовательные ресурсы. За время дистанционного обучения на сайте появился разработанный мной полный курс математики с решением примеров и заданиями для самостоятельной работы. Творческий процесс в данном направлении запущен – сайт меняется исходя из конкретных потребностей и возникает множество идей, которые могут быть реализованы со временем.

В итоге следует отметить, что для формирования компетенций необходимо не столько проверять пройденный материал, сколько смотреть именно на то, как студент сумел применить полученные знания в конкретной ситуации. Использование выше приведенных методик активизирует познавательную деятельность студентов, делает процесс обучения более комфортным как для обучающихся, так и для преподавателей, способствует планомерному формированию общих и профессиональных компетенций. А разработанная мной технология позволяет актуализировать учебный процесс в этом направлении и в итоге повышает качество знаний и уровень конкурентоспособности обучающихся.

Библиографический список

  1. Бершанская И.В. Активизация интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся путем сопряжения педагогических методик с психологически сберегающими /И.В. Бершанская // Педагогические чтения «Педагогические традиции и инновации в работе профессионального образовательного учреждения»: сборник педагогических работников профессиональных образовательных учреждений Новосибирской области. – Новосибирск, 2017. – С.51 – 54.
  2. Бершанская И. В. Статья “Авторский образовательный сайт по математике” // Информио,2018.
  3. Бершанская И. В. Статья “Из опыта применения опорных конспектов” // Информио, 2021. // Информио,2018.
  4. Глазунов, С. А. Опорные конспекты как средство повышения качества образования. / Журнал Научные исследования в образовании, 2007.
  5. Пальчевский, Б. В. Структурно-логические схемы: универсальные дидактические возможности в реальной образовательной практике / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО № 1(49), 2022. С. 85–91.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Из опыта применения авторской технологии в образовательном процессе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*