Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интенсификация образовательного процесса при подготовке специалистов по направлению «Поварское и кондитерское дело»

25.12.2023 96 118
Орехова Наталья Викторовна
Орехова Наталья Викторовна, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

На современном этапе в Российской Федерации происходят значительные изменения в национальной политике образования, это связано с геополитической ситуацией, а так же с назревшими проблемами в действующей системе российского образования

Постепенный переход от системы «европейских стандартов» предполагает преобразование ключевых системных элементов, образовательных форматов и технологий. Следовательно, это влечет за собой не только повышение качества самого образования, но и определенный новаторский подход, т. е. модификацию сущностных элементов данного процесса.

Соответственно, указанные обстоятельства, требуют от преподавателя, осуществляющего подготовку обучающихся по направлению «Поварское и кондитерское дело», интеграции в процесс образования продуктивных, инновационных, практико-ориентированных средств и методов обучения. А также существенных коренных изменений в стратегии и тактике теоретического и практического процесса обучения, позволяющих обучающемуся в минимально короткие сроки максимально освоить необходимый объем учебного материала. Реализации указанных задач может поспособствовать интенсификация процесса обучения при подготовке обучающихся на разных учебных курсах.

 Следует отметить, что под интенсификацией процесса обучения понимается комплекс определенных технологических приемов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса. А это предполагает использование преподавателем существенного творческого ресурса, возможности обучающегося, направленное на раскрытие его креативного потенциала, таланта, а также привитие интереса к изучаемой дисциплине (курсу). Любой современный образовательный процесс–это процесс активный, интенсивный, где преподаватель использует комплекс приемов педагогических систем обучения. Степень активности может изменяться и варьировать в зависимости от тех усилий, которые требуется приложить обучающемуся. Преподаватель, использующий определенный метод (прием) обучения, является не только источником знаний, а и своеобразным проводником их для обучаемого (особенно при преподавании профессиональных модулей). Обобщение результатов проведенных научных исследований и опыта ведущих педагогов, среди которых: А.А Покровский, М.И. Беляев и др. позволяет выделить ряд факторов интенсификации обучения: увеличение целенаправленности обучения; повышение мотивации учебной деятельности; усиление информативной емкости содержания образования; использование активных методов и форм обучения; ускорение темпа учебных действий; совершенствование навыков учебного труда; использование компьютеров и других современных технических средств обучения.

Разработка учебного процесса при подготовке обучающихся предполагает, естественно, применение активных методов обучения в комплексе с традиционными. Активные методы обучения охватывают все виды аудиторных занятий (лекции, практические занятия, иные), перестраивая стереотипы образовательной деятельности, сложившиеся в образовательной организации, и формируя у обучающихся новые практико-ориентированные умения и навыки учебно-познавательной деятельности. Выделю отдельные методы, получившие то или иное освещение в научной и специальной литературе, актуальные для подготовки обучающихся, которые могут существенно повлиять на интенсификацию учебного процесса; к ним можно отнести, в частности, стоп-лекцию и бинарную лекцию. Стоп-лекция, как способ подачи материала, может быть актуальна и интересна для различных учебных дисциплин («Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания», «Проектирование предприятий общественного питания», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Основы разработки нормативно-технической документации на продукцию общественного питания» и др.). Эта форма занятия предполагает, что после изложения определенного объёма различной информации преподаватель в режиме диалога обсуждает с обучающимися проблемную ситуацию в области Технологии продукции и организации общественного питания (например, существенные изменения в нормативно-правовых документах.), а затем дает задание для самостоятельной подготовки, после выполнения которого у обучающегося появляется решение обозначенных задач; решение должно быть представлено на практических занятиях. Проблемная подача материала как способ интенсификации обучения может применяться и на лекционных занятиях, и на практических занятиях. Это метод обучения, при котором изложение преподавателем информации создает ситуацию интеллектуального затруднения. По своим видам проблемы бывают простые и сложные, могут носить как теоретический, так практический характер, уровень и сложность постановки проблемы устанавливается уровнем подготовки аудитории. Подобная подача материала характерна для таких тем, как: «Технология продуктов питания функционального назначения» (т.е простыми словами сказать разработка блюд и кулинарных изделий обеспечивающих организм всеми питательными веществами которые улучшают здоровье и уменьшают возникновение заболеваний ), др.

Так, бинарная лекция – это определенная разновидность преподнесения теоретического материала в форме диалога двух преподавателей (и/или с участием работника предприятия общественного питания). Такой вид активизации мыслительной деятельности может использоваться при наличии спорных, дискуссионных, сложных, вызывающих затруднение в понимании либо практико-ориентированных тем дисциплин. Позиции двух участников лекции должны быть заранее распределены (теоретик и практик; сторонник одного подхода и его оппонент; возможно взаимное дополнение преподавателями друг друга и т.п.), и обязательно должен быть подготовлен сценарий. Обучающиеся в данном случае получают наглядное представление о различных способах ведения диалога, преодоления проблемной ситуации, складывающийся на сегодняшний день в деятельности предприятий общественного питания; а также получат возможность участвовать в рассмотрении отдельных вопросов непосредственно. Данная форма занятия может применяться на таких дисциплинах, как «Организация хранения и контроль запасов и сырья», «Микробиология, санитария и гигиена питания», «Контроль качества пищевой продукции» и др.

Одной из часто используемых форм проведения лекционного занятия выступают лекции-визуализации, которые представляют собой подачу материала при помощи технических средств обучения (наиболее распространены и при подготовке обучающихся). Данная форма проведения лекций дает возможность преподнести информацию, применяя видеофрагменты, слайды, рисунки, диаграммы; в этом случае преподавателю достаточно лишь задать вопросы и обсудить их с обучающимися. Этот вид лекций лучше всего использовать на этапе введения в новую дисциплину, раздел, тему создавая установку на развитие навыков работы с наглядной информацией, на изучение материала.

Дискуссия, как свободный вербальный обмен знаниями, идеями или мнениями между преподавателем и обучающимися, направленный на согласование противоположных точек зрения и выработку общего вывода по обозначенной теме, также направлена на актуализацию мыслительной деятельности обучающихся. Основополагающей составляющей дискуссии является наличие практически и теоретически значимой проблемы для обсуждения (с социальной, культурологической, политической и других точек зрения). Данный метод способствует более обоснованному восприятию обсуждаемой аудиторией проблемы. Дискуссию в данном случае можно рассматривать с двух позиций: как метод интерактивного обучения и, соответственно, как особую технологию интенсификации процесса обучения при подготовке специалистов в области технологии продукции и организации общественного питания. Учебные дискуссии, проводимые, как правило, в рамках практического занятия, улучшают и закрепляют полученные теоретические знания, значительно увеличивают объем новой информации, вырабатывают умения спорить, отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других. Такие занятия, могут проводиться так же с представителем общественного питания, по материалам проведенных проблемных лекций, примерам из практической деятельности работников общественного питания, фактам общественной жизни, публикациям в СМИ, материалам практик и т.п.

Достаточно популярны среди обучающихся учебные встречи за «круглым столом» означают такую форму проведения занятий, когда приглашаются различные специалисты (эксперты), представители, осуществляющие контроль за качеством продукции и др. Приглашенные должны быть специалистами в областях науки и общественной жизни, вопросы из которых обсуждаются на «круглом столе». Как правило, перед встречей преподаватель предлагает обучающимся выдвинуть проблему в области технологии продукции и организации общественного питания, а также сформулировать основные вопросы для их совместного обсуждения. Чтобы обсуждение проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить, мотивировать обучающихся на обмен мнениями, предложить для обсуждения различные точки зрения (ученых, практиков) по рассматриваемой проблеме, использовать видеофрагменты, материалы СМИ, схемы и графики и т.п. Формат «круглого стола» используется на различных дисциплинах, в том числе: «Пищевые и биологически активные добавки», «Технология продукции специальных видов питания», др.

Также методом интенсификации учебного процесса в рамках дисциплин,  является занятие с элементами мозгового штурма (мозговой атаки) – метода группового коллективного продуцирования новых идей в области Технологии продукции и организации общественного питания. Он используется в самых разных областях – от решения научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в сложных социальных или личных ситуациях. Коллективное творчество – это основная сущность и идея «мозгового штурма». Аудитория обучающихся совместно с преподавателем анализирует проблемную ситуацию (предложенную преподавателем или взятую из научной статьи), далее – предлагаются пути решения, выход из сложившейся ситуации. Данный метод позволяет преподавателю выявить и развить творческие способности обучающихся, а также существенно повлиять на их креативное мышление.

В научной и специальной литературе выделяются и другие способы, и методы интенсификации процесса обучения, суть которых – создать обучающимся условия генерировать идеи, предлагать большое количество разнообразных решений проблем, поставленных преподавателем; сконцентрировать внимание на одном объекте (предмете) и его всесторонне исследовать. Как уже отмечалось выше, интенсификация процесса обучения позволяет их комбинировать. Важно понимать, каким образом сделать образовательный процесс более интенсивным, продуктивным и динамичным, таким, каким и должен быть образовательный процесс в техникуме. Таким образом, современный образовательный процесс должен быть достаточно интенсивным, основанным в значительной степени на интересе обучающихся к изучаемым дисциплинам, должен стимулировать стремление к познанию путем активизации мыслительной деятельности обучающихся. В значительной степени, умелое использование преподавателем активных методов обучения будет способствовать преодолению стереотипов в преподавании, выработке новых подходов к профессиональным компетенциям, развитию творческих и научных  способностей обучающихся.

 

Список использованных источников информации

Одинцов А. И. Проблема интенсификации процесса обучения в современной педагогической науке // Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 829-831. URL: https://moluch.ru/archive/83/15174

Интенсификация обучения как фактор повышения качества образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/stati-obr/obobschenie-opyta/1709-intensifikacijaobuchenija-kak-faktor-povyshe

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Интенсификация образовательного процесса при подготовке специалистов по направлению «Поварское и кондитерское дело»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*