Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Приемы интенсификации образовательного процесса

25.12.2023 121 147
Кокорина Светлана Николаевна
Кокорина Светлана Николаевна, методист

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Термин ИНТЕНСИФИКАЦИЯ появился в русском словаре в I половине XIX века и означает:

  • от французского intensif - интенсивный, усиленный от intense - интенсивный, напряженный, усиленный, резкий;
  • от латинского intensus - сильный, напряженный, энергичный, живой, стремительный, бурный.

Интенсивное обучение - это передача обучаемым большого объема учебной информации на основе интенсивных технологий обучения при временном ограничении обучения и без снижения требований к качеству формируемых знаний

Выделяют следующие направления интенсификации:

  • оптимизация
  • интеграция
  • цифровизация

Оптимизация обучения - научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения с точки зрения успешности решения его задач и рациональности затрат времени (Ю.К. Бабанский).

Одним из эффективных средств оптимизации обучения являются нестандартные учебные занятия:

  • Деловые игры
  • Практические занятия в форме практической  подготовки
  • Интегрированные и бинарные занятия
  • Экскурсии
  • «Перевёрнутый класс»
  • Урок-путешествие
  • Урок- расследование
  • Метод проектов, квесты и другие

Рассмотрим некоторые из них.

1 Уроки-экскурсии выполняют следующие функции:

  • Профессиональная ориентация на производственную деятельность
  • Наглядность обучения, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями, технологическим оборудованием
  • Повышение уровня научности обучения и укрепление связи с жизнью, с практикой
  • Способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить студентов с производством, с применением научных знаний в промышленности.

Цель экскурсий в рамках учебных занятий

  • профессиональное ориентирование
  • закрепление изученного материала
  • выявление междисциплинарных связей, необходимых для формирования профессиональных компетенций.

 

2 Урок-путешествие

С одной стороны, можно использовать для формирования новых знаний или для систематизации знаний.

С другой стороны, форма хорошо зарекомендовала себя для формирования практических умений.

Таким образом, урок-путешествие позволяет повысить мотивацию студентов к освоению и обработке больших массивов информации посредством необычного формата взаимодействия, разнообразия видов работы от станции к станции. В эту структуру удачно вписываются все основные этапы учебного занятия (постановка целей, проверка усвоения материала и прочие).

3 Урок-расследование

  • Оптимален, когда требуется изучить какой-либо объект, явление, материал.
  • Подменой понятий (портрет преступника, улики, биография и прочие) создаем ситуацию расследования, таким образом трансформируя традиционный урок.
  • Формат урока благоприятен для применения групповых форм работы, организации исследовательской деятельности.

4 Урок-квест

Одним из вариантов применения технологии проектирования, является метод, получивший название “Квест”. Образовательный квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой могут используются информационные ресурсы.

Эта методика основана на принципе игры, в которой обязательно ставится конкретная цель, а игроки, используя свои ресурсы знаний должны добиваться максимально высокого результата.

Цель проектной технологии квест-урока заключается в изменении привычных стереотипов организации занятия. Обучающиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учатся самостоятельно принимать решения.

Квесты могут быть интегрированными.

5 Интегрированные занятия

Применение  интеграции в обучении – тема отдельного разговора. На любой дисциплине общеобразовательного цикла  можно найти возможности профессионализации, через которую проще всего мотивировать студентов на активную работу. В каждую программу ООД сейчас заложен прикладной модуль, и здесь для успешной работы и получения результата необходимо сотрудничество преподавателей общеобразовательного и профессионального циклов.

6 «Перевернутый класс»

Это сценарий обучения, при котором до начала урока (дома) самостоятельно изучается теоретический материал, а на уроке во взаимодействии с педагогом осуществляется решение проблем, сотрудничество, взаимодействие с обучающимися, применение знаний и умений в новой ситуации, создание нового учебного продукта.

Таким образом, наиболее сложные функции (оценка, синтез, анализ) планируются и реализуются на занятии с педагогом.

Роль педагога в перевернутом классе - создание учебной ситуации для самостоятельной познавательно- ­исследовательской деятельности обучающихся. При этом важно помнить о цели и задачах занятия, так как ситуации нацелены на решение проблемы в рамках учебной темы или комплекса тем.

Таким образом, проектируя нестандартные учебные занятия,  мы обеспечиваем оптимизацию обучения, основанную на применении активных и интерактивных образовательных технологий и направленную на развитие hardskills и soft skills студентов.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Приемы интенсификации образовательного процесса




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*