Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интенсификация обучения. Приемы цифровизации

25.12.2023 153 183
Радевич Любовь Ивановна
Радевич Любовь Ивановна, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Процесс подготовки специалиста в техникуме характеризуется, с одной стороны возрастанием объема и сложности, необходимых профессионально-ориентированных компетенций (ЗУН), а с другой – не только невозможностью увеличения сроков обучения, а более того – активное сокращение времени обучения. Новые стандарты демонстрируют нам новую волну педагогической науки. Одним из путей разрешения данного противоречия является интенсификация обучения.

Учитывая сложную структуру процесса обучения и образования по его уровням, целям и задачам (дошкольное, школьное, среднее профессиональное образование, очное/заочное обучение и т.д.), нетрудно предположить, что методика преподавания распадается на серию различных частных дисциплинарнарных методик.

Структура методики обучения в целом может быть представлена, как своеобразная пирамида, состоящая из перехода от самого общего истолкования методики до методик сугубо конкретного характера. Ступенями такого перехода могут быть следующие уровни методического знания:

- методика;

- методика различных сфер деятельности;

- методика преподавания (школьного, среднего, высшего обучения);

- методика преподавания общественных, естественных, профессиональных дисциплин;

- методика преподавания конкретной дисциплины;

- методика проведения лекций/практических работ по конкретной дисциплине;

- методические рекомендации по изучению отдельных тем по дисциплине.

Как раз последние три пункта и есть сфера деятельности преподавателя, который выбирает учебную литературу, подбирает материал, планирует формы, виды аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, разрабатывает методические рекомендации по выполнению практических, курсовых и дипломных работ и проектов.

Как наполнить урок полезной и интересной информацией?

Как добиться понимания и включения в деятельность обучающихся?

Это наиболее сложные и приоритетные задачи.

Интенсификация в образовании — это поиск новых, более эффективных путей разрешения противоречий между резким возрастанием объема информации, необходимой специалистам, и объективной невозможностью увеличивать продолжительность их подготовки в учебных заведениях.

Интенсификация обучения - категория, характеризующая прогрессивность его развития, повышение действенности в обеспечении расширения воспроизводства профессионального опыта выпускниками на основе расширения воспроизводства предоставляемых обучающимся образовательных услуг, базируемых на новейших достижениях научно- технического прогресса в профессиональной практике и в сфере образования.

Под интенсификацией обучения понимается передача большого объема учебной информации учащимся, при этом продолжительность обучения не изменяется (либо уменьшается) и не снижаются требования к качеству знаний за счет повышения передаваемой информации.

Для повышения темпов обучения необходимо:

  • совершенствовать содержание учебного процесса;
  • совершенствовать методы обучения.

По первому пункту все стабильно и понятно:

  • рациональный отбор учебного материала: необходимо четко разделять основную базу знаний и дополнительные сведения;
  • второстепенная информация должна быть выделена из основных и дополнительных источников;
  • следует распределить учебный материал таким образом, чтобы обучающиеся получали новую информацию, когда восприятие обучаемых более активно (перевернутый класс);

 

Основные направления интенсификации образования при подготовке специалиста:

  • переход от пассивного обучения к активному;
  • творческое развитие и саморазвитие личности;
  • профессионализация;
  • интеграция обучения/ интеграция содержания;
  • информатизация образования – цифровизация.

В основе перехода от пассивного обучения к активному, лежит создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности. Без определенного уровня активности человека, выражающейся хотя бы в элементарных актах внимания, не может состояться даже простейший факт познания.

Для активизации творческого мышления обучающегося рекомендуется использование эффективных форм, средств, методов и технологий обучения,  можно применять проблемные методы обучения и интерактивные педагогические технологии (деловые игры, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, семинары - дискуссии, портфолио и т.п.)

Принципиальное отличие активных методов обучения заключается в том, что при их применении обучающиеся ставятся в такие условия, что они не могут оставаться пассивными и, кроме того, имеют реальные возможности для активного обмена знаниями и опытом работы с преподавателем и между собой.

Творческое развитие и саморазвитие личности, как механизм расширенного воспроизводства общества. Это вызвано необходимостью наращивания его интеллектуального и духовного богатства. Обучение должно давать простор творческой активности личности. Педагог должен научить обучающегося учиться, то есть, сделать его максимально самообучающимся.

Профессионализация – учет специфики конкретной профессии/ специальности при формировании содержания дисциплины за счет включения профессионально-ориентированного содержания (прикладного модуля) для:

  • формирования профессиональных компетенций,
  • развития интереса к получаемой профессии/специальности,
  • развития профессиональных качеств будущего специалиста

Понятие «междисциплинарная интеграция» трактуется неоднозначно в научной литературе. Исследования ученых доказывают, что про­фессиональную мотивацию и профессиональную направленность невозможно сформировать, не используя в учебном процессе элементы буду­щей профессиональной деятельности [3]. Именно в процессе обучения закладывается фундамент будущего профессионализма, глубокое понимание мотивов выбора профессии и осознание своих про­фессиональных способностей и возможностей.

Практика показывает, что более 60% студентов имеют социальную ориентацию в выборе профес­сии и лишь около 30% - профессиональную. Под профессиональной направленностью студентов подразумевается представление о будущей профес­сии, оценка ее значимости, устойчивость в выборе профессии.

На протяжении всего периода обучения у студентов формируются интегративные профессиональные знания путем их накопления из различных образовательных областей. Веду­щее место в этом процессе должны занимать базо­вые знания общеобразовательных и специальных предметов.

Применение метода проектов относится к раз­вивающим технологиям профессионального об­разования, которые способствуют формированию знаний, умений и навыков, творческой активности студентов, развитию интегративных компетенций, поднимают качество обучения на более высокий уровень.

Междисциплинарная интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки достигается:

  • интеграцией предметных результатов ООД с ОК и ПК, реализуемыми на уровне ООП СПО;
  • интеграцией содержания (тем, разделов) ООД с отдельными курсами, дополнительными дисциплинами общеобразовательного цикла, дисциплинами, модулями с учетом получаемой специальности или профессии;
  • обеспечением междисциплинарных связей между общеобразовательными дисциплинами и дисциплинами и циклами ОПОП.

 

Установление междисциплинарных связей и связей с профессиональной подготовкой:

  • за счет временной синхронизации, проектирования междисциплинарных модулей (практических работ);
  • на основе реализации индивидуального проекта, междисциплинарных проектов, исследовательских работ;
  • за счет расширения содержания отдельных тем (разделов) дисциплины в смежных дисциплинах других циклов.

Цифровизация образования — это использование различных программ, приложений и других цифровых ресурсов для электронного обучения как удалённо, так и непосредственно в аудитории.

Технические средства расширяют дидактические возможности преподавателя и обучающегося. Они существенно изменяют процесс обучения. В отдельное направление выделяется компьютеризация. Применение компьютеров в обучении существенно увеличивает возможности обучающегося в получении образования.

В ходе цифровой трансформации образования обновляются:

  • планируемые образовательные результаты и содержание образования. (например, почти всё взаимодействие с гос. учреждениями теперь идёт через электронные «Госуслуги», с банками — через цифровые приложения).
  • педагогические методы и технологии обучения, потому что занятия в цифровой среде во многом отличаются от традиционных занятий в классе (появилось даже понятие цифровой дидактики);
  • организация учебной работы, инструменты (технические средства) для неё и управление этим процессом.

Составляющие цифрового образования

  • Медиа - медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники.
  • Коммуникационные ресурсы - возможность обмениваться данными в сети. Работа всех онлайн-курсов.
  • Дистанционное обучение приобрело большую популярность.
  • Информационные ресурсы позволяют хранить большое количество данных. Для цифровизации образования важно существование проверенных образовательных ресурсов. Например, ЭБС и вебинары от специалистов в различных областях.
  • Программы для создания контента – офисные программы, графические, аудио и видео редакторы.
  • Программы для создания новых сценариев мышления – искусственный интеллект и геймификация

Примеры:

  • ЭБС PROFОбразование, где можно почерпнуть литературу и видеоматериалы, дать задание по выполнению конспектов или презентаций по графическому материалу
  • Интерактивные лекции в LMS Moodle – это изучение нового материала с одновременным конспектированием и тестированием (закрепление знаний по изучению нового материала) в индивидуальном режиме.
  • Подготовка глоссария в LMS Moodle – студенты получают задание для ВСР и заполняют словарь для общего пользования.
  • Виртуальная экскурсия в emaze.com проводится каждый год в рамках недели математики и информатики, а также как дополнительная информация для практической работы
  • Скринкастинг – это удобный формат для объяснения материала урока в дистанте или для студентов пропустивших заниятия.
  • Web-квест – комфортная познавательная игра приизучении нового материала или выполнения ВСР (м/б инд. проекта)
  • Фрактальная графика

Список литературы:

  1. Наумов А.В. Конкин С.В. Активные и интерактивные методы в системе обучения специалистов автомобильной службы / Вестник Сибирского отделения Академии военных наук. (Приложение к Вестнику АВН) - Омск, 2011;
  2. Перехожева, Е.В. Формирование професси­ональной компетентности студентов технических вузов на основе междисциплинарной интеграции: автореф. дис. канд. пед. наук. - Чита, 2012.-23 с.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Интенсификация обучения. Приемы цифровизации

 

Презентация




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*