Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности использования педагогической технологии «Дебаты»

22.12.2023 308 429
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель

Береснева Анна Валерьевна
Береснева Анна Валерьевна, студент

Вятский государственный университет

Технология «Дебаты» очень популярна в образовательном процессе. Данная технология вызывает у учеников интерес к изучению материала и самого предмета. Изначально, методика планировалась для изучения иностранных языков, но в процессе освоения данной технологии, она приобрела невероятную популярность и на других предметах. Когда в начале XXI века различные тестирования стали ограничивать возможность развития учеников, связанную с письменной и устной речью, технология «Дебаты» стала действительно необходима. Именно такой универсальный, личностно-ориентируемый, целостный, предполагающий самообразование и непосредственное самообучение подход, имеет огромную роль для развития ученика на уроках.

Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями. Автором данной технологии является Карл Поппер.

Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности компетенции, связанной с коммуникацией.

В учебном процессе дебаты выступают в следующих формах:

  • как форма урока;
  • как элемент урока: актуализация знаний, организация самостоятельной работы обучающихся, обобщение, систематизация, закрепление учебного материала, обеспечение «обратной связи»;
  • как форма аттестации и тестирования обучающихся.

Технология «Дебаты» имеет широкие возможности:

  • Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют обучающимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.
  • Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки.
  • Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным проблемам.
  • Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.

Итак, дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью, учителя, слушателей) в своей правоте и опыте риторики.

Участники дебатов:

  1. Команда – состоит из 3-4 человек, которых принято называть спикерами. Команда, защищающая тему, называется утверждающей, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей.
  2. Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций команд, указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его.
  3. Таймкипер – это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры.
  4. Тренеры (тьютеры) – в дебатах обычно учителя

То, что в дебатах выигрывает та или иная команда, не означает, что верна позиция, ею отстаиваемая. Ведь эта же команда, волею жребия, могла бы играть и на другой стороне. Победа всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры.

Основные элементы дебатов:

  1. Тема. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения. (Например, «Современному человеку нужно знать математику».)
  2. Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих позиций относительно формулировки темы. (Например: «Мы утверждаем, что математика нужна современному человеку. «Математика – гимнастика ума», – говорил великий полководец Александр Васильевич Суворов. На сегодняшний день существует множество сфер жизнедеятельности человека, где нужна математика. Для расчетов в магазине нужны базовые математические операции, для ремонта в квартире – базовые знания геометрии, логика вообще всегда нужна, пропорции используют при приготовлении еды. И это все – только в быту!»)
  3. Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки. (Например: «Мы опровергаем предложение, что математика нужна современному человеку. Человек может спокойно жить и работать без всякой математики. Послушайте, пожалуйста, отрывки из детских сочинений. Все это внушают детям, чтобы те учились).
  4. «Моя бабушка любит заниматься садоводством, и ей нужно знать, сколько семян посадить на квадратный метр, сколько удобрений внести, сколько раз в неделю поливать растения, чтобы получить хороший урожай». Не понятно, причем тут математика? В справочниках для садоводов все написано (что и как сажать). Или бабушка должна сначала повторить теорему Пифагора, а потом идти на огород?
  5. Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.
  6. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию. (Например: «Наука только тогда достигает совершенства, когда она начинает пользоваться математикой», – утверждал всемирно известный политик и философ Карл Маркс.)
  7. Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.

Основные этапы проведения дебатов:

  1. Подготовительный (за неделю до проведения дебатов):
  • формирование команд;
  • бейджи для команд, фишки двух цветов для судей, песочные часы, гонг;
  • формулировка задачи. Команды получают задание подготовить аргументы, доказательства, подобрать формулы, применение их для доказательства своей точки зрения;
  • правила дебатов, кодекс чести дебатера, этикет проведения дебатов.
  1. Проведение дебатов
  • жеребьевка (определяется утверждающая и отрицающая команды);
  • строгое соблюдение регламента, правил работы в команде, в соответствии с которой следует не переходить на личности, обсуждать аргумент, а не позицию;
  • критерии оценки.
  1. Заключительный
  • вопросы для анализа дебатов;
  • рефлексия (письменно).

Педагогическая технология «Дебаты» имеет ряд преимуществ:

  • Дебаты требуют от участников критического мышления, анализа аргументов, доказательств и контраргументов, что способствует развитию интеллектуальных навыков.
  • Участники дебатов должны четко и убедительно формулировать свои идеи, совершенствуя навыки устного общения и публичных выступлений.
  • Подготовка к дебатам предполагает проведение исследований в поддержку своих аргументов, что помогает участникам развить исследовательские навыки и стать более информированными по различным темам.
  • Дебаты перед аудиторией могут повысить уверенность в себе и снизить тревожность публичных выступлений.
  • Дебаты учат участников эффективно использовать приемы убеждения и риторические приемы, чтобы убедить других в своей точке зрения.
  • Дебаты представляют собой структурированный способ конструктивного рассмотрения и разрешения конфликтов и разногласий.
  • Дебаты часто интегрируются в образовательную среду и могут способствовать повышению успеваемости за счет развития навыков критического анализа и исследовательской деятельности.
  • Дебаты способствуют социальному взаимодействию и командной работе, поскольку участники часто работают совместно над подготовкой и представлением своих аргументов.

Но не смотря на весомые аргументы в пользу использования на уроках технологии «Дебаты», она имеет и ряд недостатков:

  • В ходе конкурентных дебатов стремление к победе иногда затмевает стремление к более глубокому пониманию темы или вопроса.
  • Дискуссия может стать эмоционально насыщенной, что приводит к жарким спорам, враждебности или личным нападкам.
  • Участники могут отдавать предпочтение победе, а не точности, что приводит к манипулированию фактами и статистическими данными в поддержку своих аргументов.
  • Иногда в дебаты не допускаются люди, которые не умеют выступать публично или испытывают трудности в общении.
  • Подготовка и проведение дебатов может отнимать много времени.
  • Необходимость хорошо выступить на дебатах может привести к беспокойству и стрессу участников.

Таким образом, человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм и образцов поведения, принятых в обществе, в котором живет и реализует их в деловом общении. И именно активное использование современной педагогической технологии «Дебаты» способствует формированию и развитию данных качеств.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности использования педагогической технологии «Дебаты»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*