Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие нравственных качеств старших дошкольников посредством народного праздника

20.12.2023 195 275
Бердникова Ирина Анатольевна
Бердникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Вершинина Милана Дмитриевна
Вершинина Милана Дмитриевна, студент

Вятский колледж культуры

На новом этапе развития современного общества происходит прирост интереса к духовной культуре человеческой нации. Общество делает попытки целиком изучить историю своего народа, глубже вникнуть в сущность национальных ценностей и интересов, а также календарно-обрядовых праздников.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотделимым со всесторонним воспитанием ребенка. Стоит отметить, что нравственное воспитание дошкольников также является и необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детских садах является интеграция их содержания в повседневную жизнь ребенка, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования [1, с. 43].

Под нравственными качествами личности О.Г. Дробницкий понимает такие черты (свойства) ее сознания и поведения, которые имеют коллективистскую и гуманистическую направленность и основаны на добровольном выборе, на следовании общественному мнению данного класса, социальной группы. Нравственные качества личности являются системным объектом формирования, целостным результатом воспитания и развития. В отношении воспитания нравственных качеств личности необходимо указать следующие положения: - все нравственные качества личности являются социально обусловленными, имеют конкретно-исторический, классовый характер, являются отражением в сознании и поведении личности существующих общественных отношений той социальной среды, в которой она формируется и развивается; - нравственные качества личности - элементы ее нравственной структуры и взятые во всей своей совокупности и взаимосвязях практически исчерпывают эту структуру, раскрывая индивидуальное нравственное сознание и поведение во всем богатстве их содержания и формы [2, c. 518].

Вопросы нравственного воспитания, совершенствования личности ребенка являлись важнейшими в обществе во все времена. По мнению таких педагогов, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, именно дошкольный возраст является периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали. Среди современных исследователей, занимавшихся вопросами нравственного воспитания, можно выделить В. В. Попова, О. С. Богданова, Л. Р. Болотина, В. И. Логинова и Л. И. Романова.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования намечает ориентиры нравственного воспитания дошкольников, которые призваны помочь формирующейся личности адаптироваться в современных условиях, принимать существующие в современном социуме нравственные нормы жизни среди людей, обеспечивать успешную социализацию ребенка. Устойчивые формы построения повседневной жизни человека в быту, общении и различных видах деятельности представляют собой нравственные нормы и культуру поведения. Такие формы взаимосвязаны и взаимообусловлены, являются полезными для общества и не сводятся лишь к формальному соблюдению правил этикета [6].

Главной задачей нравственного воспитания дошкольников в системе дошкольного образования является формирование у воспитанников нравственного сознания, которое обеспечивает устойчивое нравственное поведение и чувства, подходящие для современного образа жизни. В процессе систематической работы над нравственным воспитанием происходит активизация жизненной позиции личности, вырабатывается важная привычка следовать чувству общественного долга в действиях, отношениях и поступках [7, c. 18].

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению ребенком внешней среды, а также умение анализировать свойства предметов и воздействовать на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития может способствовать накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления − наглядно-образного мышления. Оно характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется в воображении, без применения практических действий. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления – наглядно-схематическое мышление, постепенно происходит формирование словесно-логического мышления [3, c. 32].

Народный праздник - это проявление всех форм культуры коллектива, начиная от норм поведения, кончая демонстрацией нарядов [5]. С другой стороны, народные праздники – это образец высоконравственных отношений, это пример толерантного общения, сотворчества. Сохранившийся культ природы, ее поэтизация и обожествление, приоритет духовных ценностей – это отличительная черта древних славянских племен.

Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

- народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

- народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

- методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста [4].

Для выявления особенностей развития нравственных качеств старших дошкольников посредством народного праздника было проведено исследование. Данное исследование проводилось на базе МКДОУ №200 города Кирова – «ИГРУШКА». Респондентами выступили дети старшего дошкольного возраста в количестве 9 человек.

Для того, чтобы выявить особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, использовалась следующая методика «Закончи историю». Методика Р. Р. Калининой «Закончи историю» была воплощена в жизнь непосредственно перед подготовленными народными праздниками, а также после их проведения.

Для проведения первичной диагностики было необходимо подготовить условия для индивидуального занятия с ребенком. В среднем, время данной методики занимало ориентировочно от 3 до 5 минут на одного человека. При проведении первого замера было необходимо познакомиться с детьми и постараться провести занятие в привычной, тихой обстановке, чтобы дети могли чувствовать себя увереннее. На данном этапе большинство респондентов терялись и не могли продолжить историю, сформулировать нравственные нормы и замотивировать выбранную оценку поведения героя. Однако, большинство испытуемых без труда оценили то или иное поведение представленных им героев (положительное или отрицательное). Для удобства анализа, при проведении методики был использован диктофон и распечатанные истории, которые детям нужно было продолжить.

При анализе первого замера было выявлено, что диагностика на констатирующем этапе показала, что в большинстве случаев, уровень нравственных норм у детей развит ниже нормы (45%) – дети не могут оценить поступки, продолжить историю и сформулировать нравственные нормы. Реже встречался средний (33%) и высокий (22%) уровень нравственных норм – дети смогли назвать нравственную норму, но не мотивировали свою оценку. Стоит отметить, что со временем дети начинали раскрываться, проявлять инициативу и гораздо быстрее отвечать на вопросы.

После проведения первого замера был проведен формирующий этап. Для этого в сценарий были добавлены интересные беседы, загадки и игры, рассказывающие о таких понятиях, как добро и зло, жадность и щедрость, правда и ложь и пр. При проведении народных праздников дети не только смогли развить нравственные качества, но и узнать что-то новое про свою страну или про другие народы, их обычаи и традиции.

После того, как оба праздника были проведены, начался контрольный этап – проведение контрольного замера и сравнительного анализа результатов диагностики развития нравственных качеств старших дошкольников.

Для детей прошел второй (итоговый) замер. По сравнению с первой диагностикой, дети уже узнавали меня, не боялись отвечать на вопросы и продолжать истории, без труда шли на контакт. Так как истории с первого замера повторялись, респонденты отвечали гораздо быстрее (время проведения занятия с одним ребенком уменьшилось от 3-5 минут до 2-3 минут).

Дети быстро формулировали ответы, предлагали разные варианты событий и мотивировали свою оценку.

По итогам заключительного замера было выявлено, что низкий уровень нравственных качеств отсутствовал вовсе, средний уровень составлял 44%, а высокий 56%. Следует сделать вывод о том, что высокий уровень нравственных качеств, по прошествии второго замера, лидирует. Такие показатели подразумевают собой, что дети знают базовые нравственные понятия, могут анализировать хорошие или плохие поступки героев и проводить параллели со своим жизненным опытом. Так же, стоит отметить, что при проведении второго замера, многие из респондентов стали предлагать несколько вариантов ответов и анализировать каждый из них. Это говорит о том, что детям нетрудно отличать между собой нравственные качества и мотивировать свою оценку.

Для эффективного развития нравственных качеств старших дошкольников посредством народного праздника были разработаны следующие рекомендации.

При разработке народного праздника необходимо осознать роль нравственного воздействия каждого элемента народного праздника (тему, идею, конфликт, сценарный ход и т.д.).

Следует обратить своё внимание на средства, которые в дальнейшем поспособствуют созданию праздничной атмосферы.

Необходимо задействовать в праздничные игры, хороводы, народные действа каждого участника праздника. Выступающие не должны быть разделены со зрителями.

Для развития нравственных качеств, в основе праздника должно находиться развивающее смысловое содержание, соответствующее возрастным особенностям зрителей.

Форма праздника может быть любой, но для качественного развития нравственности больше подойдут такие формы, как:

  1. Спектакль с включением зрителей в действие (с помощью диалогов, вопросов, задач, общих песен и т.п.)
  2. Совместное творчество или тематическое конструирование.
  3. Тематическое действие, участниками которого становятся зрители.
  4. Игра, направленная на развитие нравственных качеств.
  5. Викторины, загадки, интересные вопросы, направленные на нравственные качества.

Важно, чтобы форма праздника была направлена на контакт с ребенком.

Для лучшего усвоения нравственных качеств, также нужно использовать наглядный материал (мультики, картинки, игрушки, сценки).

Исходя из возрастных особенностей старших дошкольников, можно сформировать мотивацию к осознанному нравственному поведению, которое в народном празднике будет основываться на знании культурных и религиозных традиций нашего многонационального народа и уважению к нему.

Таким образом, для развития нравственных качеств старших дошкольников посредством народного праздника можно использовать данные рекомендации, так как в дальнейшем они будут способствовать развитию нравственности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Развитие нравственных качеств старших дошкольников посредством народного праздника




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*