Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование российской идентичности куратором учебной группы. из опыта работы в Пермском профессионально-педагогическом колледже

08.11.2023 113 132
Залазаева Галина Борисовна
Залазаева Галина Борисовна, преподаватель

Пермский профессионально-педагогический колледж

Патриотическое воспитание студентов для Российского государства всегда было актуальным вопросом. В современных реалиях тем более стране требуется молодое поколение с высокой нравственностью и стойкой гражданской позицией, и обеспечивать данную потребность, растить гармоничные и нравственные кадры - одна из задач среднего профессионального образования.

Настоящий гражданин своей страны - это прекрасный семьянин и квалифицированный специалист, уважающий не только свой народ, но и другие народы и нации. При организации работы по патриотическому воспитанию студентов в ГБПОУ Пермском профессионально-педагогическом колледже кураторы и преподаватели берут во внимание необходимость реализации воспитательной цепочки, состоящей из основных четырех звеньев, ни одно из которых нельзя выпускать из воспитательной системы:

  1. Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям;
  2. Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение студентов к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста);
  3. Любовь к родной природе (охрана окружающей среды);
  4. Человек - защитник своего Отечества (любовь к Родине, забота о ней и сохранение ее традиций, природы, истории, культуры; формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, воспитание желания служить своему Отечеству).

По первому звену цепочки самая эффективная деятельность организуется с помощью следующих мероприятий:

  • Кураторский час «Знакомьтесь - из провинции» или «Здесь мой дом родной». На таких мероприятиях студенты рассказывают о своей малой родине, показывают фото, видео и презентации о красотах родного края, о его достопримечательностях и предприятиях.

Разговор чаще всего получается живым и интересным, за счет того, что каждый студент старается показать лучшие места своего родного уголка. Так, будущий учитель в своей исследовательской работе отмечает: «Язык, как родителей и Родину, не выбирают. Это всё даётся человеку от рождения, но, как распорядиться этим ценным наследием, каждый решает сам. Самое лучшее решение — сохранить, сберечь, улучшить…» Или: «Я очень люблю
свою малую родину, свой родной край, моё село, дом, где родилась и выросла, любимую школу, где училась. Мои родные - коми-пермяки! Я горжусь этим! Горжусь, что знаю коми-пермяцкий язык, потому что дома мы часто говорим на нём. Очень жалко, что коми-пермяцкий язык исключён из учебных программ школы. У нас очень много обычаев, традиций…». В исследовательских работах последних лет студентами активно разрабатывается тема патриотического и духовно-нравственного воспитания.

  • Кураторский час «ОчУмелые ручки», на котором студенты знакомят одногруппников с творчеством, популярным в семье студента (вышивка, вязание, песни и др.) Нередко продолжением таких часов общения становятся мастер-классы, на которых студенты обмениваются опытом.
  • Дистанционный кураторский час, посвященный Дню России и Дню города, организуется на страницах социальных сетей. Самая популярная в этом плане социальная сеть ВКонтакте, там студенты выкладывают видео и слайд-шоу, в которых фотографии тех мест, откуда они родом, объединяются в своеобразную заочную экскурсию.
  • Экскурсии в музеи и посещения театров - неотъемлемая часть патриотического воспитания любого человека, а будущего педагога тем более. С этой целью организована постоянная связь с Пермским театром «У моста», Пермским театром оперы и балета имени П. И. Чайковского, гостями которого студенты колледжа часто бывают.

Второе звено цепочки - это традиционные формы реализации:

  • Кураторский час «Педагогическая династия», «Профессия моих родных», «Вести с педагогической практики», которые чаще всего проходят в виде мини-конференций. «Не от
  • На конкурсах сочинений, эссе и рассказов «Специальность будущего»,
    «Пермяк, которым я горжусь» и другие, студенты знакомят друзей с профессиями своих родных и близких, сами учатся находить моменты, заслуживающие гордости за свою профессию и своих земляков.
  • Конкурс «Слово об учителе» организуется ежегодно в сентябре с подведением итогов ко Дню учителя и Дню СПО. Лучшие работы занимают почетные места на стенде колледжа.

Трудовые и экологические десанты - это пути реализации третьего звена воспитательных мероприятий цепочки:

  • Выход на субботники, уборки территории, которые становятся как
    отдельными делами колледжа, так и частью городских и районных акций.
  • Участие в акциях Экологического десанта  в рамках деятельности
    волонтерского студенческого отряда «Луч добра», который действует развивается в колледже с 2016 года, объединяя колледж с социальными партнерами.
  • Онлайн десант в социальных сетях «Моя клумба», «Я здесь прибрал, ведь мне здесь жить». Такой десант проводится ежегодно, а его итогом является своеобразный флэш-моб на страницах ВКонтакте, где студенты обмениваются фотографиями мест, где «поселилась красота».

Интересен для студентов наш опыт реализации четвертого звена  цепочки патриотического воспитания, которая воплощается в следующем:

  • Участие в городских и организация своих конкурсов сочинений и эссе
    военно-патриотической тематики «Без срока давности», «Проба пера» и др.
  • Участие в акции «Письмо солдату». «Я листаю семейный альбом» - один из последних проектов, разработанный и реализованный в колледже, в рамках деятельности театрального кружка «Маска» и студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах». Работа над проектом была очень объемной и долгой, поэтому и результат получился самым эффективным и запоминающимся.

На первом этапе реализации проекта прошел конкурс рассказов и воспоминаний о родственниках-участниках Великой Отечественной войны. Студенты приносили записанные истории, вырезки из газет, фотографии, хранящиеся в семейных архивах. Были принесены даже военные письма-треугольники, пожелтевшие и обветшалые от времени. Студенты почувствовали, как само время, история прикасается к ним. Таких рассказов получилось много, и это было приятно и волнительно, потому что нет ничего ценнее, чем сохранение памяти о Великой Отечественной войне.

На втором этапе записанные истории читали, сортировали, группировали и впоследствии по ним разработали сценарий театральной постановки «Я листаю семейный альбом», заголовком которому послужила строка, использованная в одном из студенческих сочинений.

«Я сижу на полу и листаю семейный альбом, со страниц которого смотрит на меня мой прадед, не вернувшийся с войны. Он не вернулся, но он отдал свою жизнь за меня. За моих родителей. За моих будущих детей. За всех нас, живущих сейчас. Я перебираю его медали. Они приятно холодные и тяжелые. Это сама история. Это боль ушедшего поколения. Это наша жизнь и наша гордость». Такими словами начиналось сочинение Владыкиной Марии, именно с него началась работа над проектом.

Написали сценарий из сочинений некоторых студентов, подобрали музыкальное сопровождение, сделали презентацию и начался самый трудоемкий этап - репетиции.

Третий этап - репетиции. На репетициях иногда плакали. Плакали, потому что нельзя без боли слушать рассказы о воинах, рассказы о тружениках тыла, рассказы о детях войны. А ведь это наши родственники, наши ровесники.

Четвертый этап - самый волнительный, самый энергозатратный, но эмоционально наполняющий - спектакль. Спектакль, не сыгранный, а прожитый, выношенный, осознанный. Спектакль, принесший очищение в души артистов и зрителей. Очищение через слёзы и боль. Спектакль, включивший в себя и реальные истории о родных людях, и стихи, и песни, и кадры военной кинохроники.

Нельзя не сказать об еще одном проекте, который был запущен во всех образовательных организациях России в этом учебном году - «Разговоры о важном».

Цикл внеурочных занятий, являющихся одним из эффективнейших по воспитательному потенциалу и доступнейших по простоте использования источников. «Разговор», посвященный значимым событиям в истории нашей страны и современности, проходит как обсуждение вопросов, которые студенты сами определяют, как важные для них самих и их семей. Такие
«истории» о «своих» героях вызывают огромный эмоциональный отклик  сокурсников, объединяют в коллектив, формируя гражданские и человеческие ценности. А исполнение песен, театрализаций, иллюстраций к теме усиливают эффект единения.

В целом система гражданско-патриотического воспитания в колледже нацелена на подготовку кадров, характеризующихся высокой надежностью, образованностью, дееспособностью, мобильностью, готовностью к выполнению сложных и ответственных задач в условиях реформирования российского общества, чего требует от нас ФГОС.

В профессионально-педагогическом колледже усилия кураторов и преподавателей направлены на реализацию этих качеств в процессе патриотического воспитания, тем самым мы способствуем:

  • развитию у студентов стремления быть достойными великой державы;
  • формированию уважительного отношения к лучшим традициям Российской культуры;
  • готовности встать на защиту Отечества и объединению со всеми социальными и группами вне зависимости от их религиозно-этнических, социокультурных, мировоззренческих, демократических и иных различий;
  • собиранию и пополнению в условиях образовательной деятельности основных достижений современной жизни.

Таким образом, кардинальные изменения не только в самой студенческой среде, а и во всем современном российском обществе во всех сферах жизнедеятельности, обусловливают принципиально новые подходы к гражданско-патриотическому воспитанию. Эти новые подходы строятся на наших прочных русских традициях, на принципах российского воспитания, что невозможно без хорошо отлаженного механизма влияния государственно-патриотической идеологии на духовный потенциал общества, образования и науки.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Формирование российской идентичности куратором учебной группы. из опыта работы в Пермском профессионально-педагогическом колледже




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*