Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаИзменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе, знать, что он будет востребован на рынке труда. Поэтому необходимо прививать обучающимся профессиональных образовательных организаций интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть учебная мотивация.
Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения обучающихся к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация основывается на мотивах, под которыми имеются ввиду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Считается, что мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения.
Поэтому в мае 2023 года был замерен уровень учебной мотивации студентов. Сравнивая результаты диагностического исследования с результатами качественной успеваемости обучающихся за оба семестра 2022-2023 учебного года, можно сделать вывод, что эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией.
Результаты диагностического исследования показывают, что наибольший уровень учебной мотивации у студентов выпускных курсов, у них же самая высокая качественная успеваемость – в среднем по группам 80%, причем если сравнивать результаты групп по семестрам, то можно увидеть положительную динамику качества обучения во всех группах. Радует то, что лидирующие позиции их мотивов учения занимают профессиональные мотивы, что говорит о заинтересованности выпускников совершенствоваться в качестве высококвалифицированного специалиста.
На первых курсах ситуация такая, что в трех учебных группах высокий уровень учебной мотивации и достаточно высокая качественная успеваемость. Их основными мотивами являются коммуникативные и учебно-познавательные, то есть у данных студентов велико желание общаться, сотрудничать, взаимодействовать и получать новые знания, учебные навыки. Им важно одобрение и престиж в группе, поэтому, несмотря на высокие результаты качественной успеваемости в 1 семестре, во 2 семестре наблюдается рост обучающихся на "4" и "5" и увеличение количества отличников.
К сожалению, на вторых курсах ситуация иная. В данных группах идет небольшое снижение качественной успеваемости по сравнению с первым семестром. Если посмотреть на данные диагностического исследования по уровню мотивации, мы видим, что у 2 курсов самый низкий уровень учебной мотивации среди всех четырех курсов. Стоит отметить, что в данных группах в большей степени присутствует мотивы избегания неудач, то есть обучающиеся начинают что-то делать, когда понимают, что могут последовать неприятности и наказания в случае невыполнения деятельности.
На третьем курсе уровень учебной мотивации немного выше, чем на втором. У данных обучающихся преобладают мотивы творческой самореализации, которые связаны со стремлением к более полному выявлению и развитию своих творческих способностей. Если посмотреть на качественную успеваемость групп третьего курса, то можно наблюдать рост успеваемости во 2 семестре по сравнению с 1 семестром.
Мотивы или, другими словами, причины, стимулирующие обучающихся к активной учебной деятельности, могут быть самыми различными. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.
Дейл Карнеги утверждает: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать – заставить человека захотеть это сделать». Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и приобрели значимость для обучающегося.
Восточная мудрость гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду»... Так и обучающегося можно заставить сидеть на уроке, но невозможно принудительно чему-то научить и развивать его способности. Как же можно повысить учебную мотивацию студентов?
Рассмотрим некоторые способы.
Во-первых, необходимо заинтересовать их. Для этого важно понимать, что студент приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, а для того, чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподавателю необходимо уметь показать студентам, что его дисциплина действительно будет полезна в их будущей деятельности. Для этого можно на первых занятиях предложить написать эссе «Зачем специалисту такой-то области нужно изучать эту дисциплину?», провести дебаты по важности изучения данной дисциплины, в дальнейшем продумать интегрированные с профессиональными дисциплинами и МДК проекты, конкурсы и т.д.
Второй способ: стимулирование на результат, а не на оценку. Студента необходимо не только заинтересовать дисциплиной, но и открыть для него возможности практического использования знаний и умений. Для этого можно предложить ему участие в конкурсах и олимпиадах.
Конкурсная деятельность стимулирует к более тщательным и упорным самостоятельным занятиям, помогает бороться со сценическим волнением и приобрести опыт публичного выступления, а также проверить свою компетентность и конкурсентноспособность. Выявление и поддержка талантливых обучающихся начинается с организации и проведения в колледже внутренних конкурсов. Затем лучшим из них предлагается проявить себя на конкурсах вне колледжа. Победы студентов в профессиональных конкурсах являются яркими показателями качества образования и стимулом профессиональной мотивации обучающихся.
Третий способ – это одобрение успехов студентов. К сожалению, не у всех студентов сразу получается выиграть в конкурсе или выполнить какое-то задание. Но как бы это парадоксально не звучало, поражение может быть стимулом к личностному росту. В этом плане преподавателю важно оптимистично рассмотреть возможные причины неудачи, обязательно отметив и положительны моменты ситуации. А вот когда обучающийся добивается успеха, важно отметить его рост и стремление. Публичная похвала, особенно с описанием достоинств и отличительных особенностей, прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата. Помните о правиле: ругать лично, хвалить публично!
Следующий способ – связка студент-преподаватель. Студенту очень важно, чтобы педагог был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса. Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, поиск путей их решения, рассмотрение перспектив – важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между преподавателем и обучающимся. Преподавателю необходимо использовать эффективную форму мотивации – укреплять уверенность в собственных силах студента, привлекая его к публичным выступлениям перед группой с учебными докладами, а затем к участию в конференциях, презентации проектов и публикации работ. Данные мероприятия прививают самостоятельность, расширяют кругозор, развивают личностные и профессиональные качества, помогают приобрести опыт публичного выступления.
Пятый способ – использовать метод «кнута и пряника». Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности – это введение рейтинговой системы оценки. Знания оценивать в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по той или иной дисциплине за разные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных и практических, так и аудиторных). То есть в самом начале семестра обозначить расширенные возможности перед обучающимися, чтобы студент осознавал и понимал, что его отсутствие на лекции или практическом занятии – это минус какой-то определенный балл, а подготовка доклада, выступление на конференции, участие в конкурсе по дисциплине и т. д. – плюс столько-то баллов. В итоге обучающийся будет замотивирован конкретными бонусами на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.
Еще один действенный способ – мотивация личным примером. Интерес обучающегося к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами преподавателя. Студенты ценят преподавателей, которые уважительно относится к ним, не опаздывают, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные и практические работы студентов, ориентированы на профессиональный рост и стремятся заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.
Заметьте, студенты всегда восторженно встречают преподавателей в концертных выступлениях и в составе жюри, гордятся их победам в конкурсах профессионального мастерства, с интересом изучают опубликованные работы и внимательно смотрят трансляции с мастер-классами.
Таким образом, успех в формировании у студентов учебной мотивации, а значит и успех самого образовательного процесса во многом зависит от преподавателя. Перед преподавателями колледжа в настоящий момент стоит нелегкая задача – стимулировать интерес к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику и творческую реализацию.
Список использованных источников
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Роль мотивации в учебной деятельности студентов
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.