Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль мотивации в учебной деятельности студентов

07.11.2023 484 715
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель

Вятский государственный университет

Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе, знать, что он будет востребован на рынке труда. Поэтому необходимо прививать обучающимся профессиональных образовательных организаций интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть учебная мотивация.

Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения обучающихся к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация основывается на мотивах, под которыми имеются ввиду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Считается, что мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения.

Поэтому в мае 2023 года был замерен уровень учебной мотивации студентов. Сравнивая результаты диагностического исследования с результатами качественной успеваемости обучающихся за оба семестра 2022-2023 учебного года, можно сделать вывод, что эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией.

Результаты диагностического исследования показывают, что наибольший уровень учебной мотивации у студентов выпускных курсов, у них же самая высокая качественная успеваемость – в среднем по группам 80%, причем если сравнивать результаты групп по семестрам, то можно увидеть положительную динамику качества обучения во всех группах. Радует то, что лидирующие позиции их мотивов учения занимают профессиональные мотивы, что говорит о заинтересованности выпускников совершенствоваться в качестве высококвалифицированного специалиста.

На первых курсах ситуация такая, что в трех учебных группах высокий уровень учебной мотивации и достаточно высокая качественная успеваемость. Их основными мотивами являются коммуникативные и учебно-познавательные, то есть у данных студентов велико желание общаться, сотрудничать, взаимодействовать и получать новые знания, учебные навыки. Им важно одобрение и престиж в группе, поэтому, несмотря на высокие результаты качественной успеваемости в 1 семестре, во 2 семестре наблюдается рост обучающихся на "4" и "5" и увеличение количества отличников.

К сожалению, на вторых курсах ситуация иная. В данных группах идет небольшое снижение качественной успеваемости по сравнению с первым семестром. Если посмотреть на данные диагностического исследования по уровню мотивации, мы видим, что у 2 курсов самый низкий уровень учебной мотивации среди всех четырех курсов. Стоит отметить, что в данных группах в большей степени присутствует мотивы избегания неудач, то есть обучающиеся начинают что-то делать, когда понимают, что могут последовать неприятности и наказания в случае невыполнения деятельности.

На третьем курсе уровень учебной мотивации немного выше, чем на втором. У данных обучающихся преобладают мотивы творческой самореализации, которые связаны со стремлением к более полному выявлению и развитию своих творческих способностей. Если посмотреть на качественную успеваемость групп третьего курса, то можно наблюдать рост успеваемости во 2 семестре по сравнению с 1 семестром.

Мотивы или, другими словами, причины, стимулирующие обучающихся к активной учебной деятельности, могут быть самыми различными. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

Дейл Карнеги утверждает: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать – заставить человека захотеть это сделать». Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и приобрели значимость для обучающегося.

Восточная мудрость гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду»... Так и обучающегося можно заставить сидеть на уроке, но невозможно принудительно чему-то научить и развивать его способности. Как же можно повысить учебную мотивацию студентов?

Рассмотрим некоторые способы.

Во-первых, необходимо заинтересовать их. Для этого важно понимать, что студент приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, а для того, чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподавателю необходимо уметь показать студентам, что его дисциплина действительно будет полезна в их будущей деятельности. Для этого можно на первых занятиях предложить написать эссе «Зачем специалисту такой-то области нужно изучать эту дисциплину?», провести дебаты по важности изучения данной дисциплины, в дальнейшем продумать интегрированные с профессиональными дисциплинами и МДК проекты, конкурсы и т.д.

Второй способ: стимулирование на результат, а не на оценку. Студента необходимо не только заинтересовать дисциплиной, но и открыть для него возможности практического использования знаний и умений. Для этого можно предложить ему участие в конкурсах и олимпиадах.

Конкурсная деятельность стимулирует к более тщательным и упорным самостоятельным занятиям, помогает бороться со сценическим волнением и приобрести опыт публичного выступления, а также проверить свою компетентность и конкурсентноспособность. Выявление и поддержка талантливых обучающихся начинается с организации и проведения в колледже внутренних конкурсов. Затем лучшим из них предлагается проявить себя на конкурсах вне колледжа. Победы студентов в профессиональных конкурсах являются яркими показателями качества образования и стимулом профессиональной мотивации обучающихся.

Третий способ – это одобрение успехов студентов. К сожалению, не у всех студентов сразу получается выиграть в конкурсе или выполнить какое-то задание. Но как бы это парадоксально не звучало, поражение может быть стимулом к личностному росту. В этом плане преподавателю важно оптимистично рассмотреть возможные причины неудачи, обязательно отметив и положительны моменты ситуации. А вот когда обучающийся добивается успеха, важно отметить его рост и стремление. Публичная похвала, особенно с описанием достоинств и отличительных особенностей, прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата. Помните о правиле: ругать лично, хвалить публично!

Следующий способ – связка студент-преподаватель. Студенту очень важно, чтобы педагог был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса. Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, поиск путей их решения, рассмотрение перспектив – важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между преподавателем и обучающимся. Преподавателю необходимо использовать эффективную форму мотивации – укреплять уверенность в собственных силах студента, привлекая его к публичным выступлениям перед группой с учебными докладами, а затем к участию в конференциях, презентации проектов и публикации работ. Данные мероприятия прививают самостоятельность, расширяют кругозор, развивают личностные и профессиональные качества, помогают приобрести опыт публичного выступления.

Пятый способ – использовать метод «кнута и пряника». Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности – это введение рейтинговой системы оценки. Знания оценивать в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по той или иной дисциплине за разные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных и практических, так и аудиторных). То есть в самом начале семестра обозначить расширенные возможности перед обучающимися, чтобы студент осознавал и понимал, что его отсутствие на лекции или практическом занятии – это минус какой-то определенный балл, а подготовка доклада, выступление на конференции, участие в конкурсе по дисциплине и т. д. – плюс столько-то баллов. В итоге обучающийся будет замотивирован конкретными бонусами на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.

Еще один действенный способ – мотивация личным примером. Интерес обучающегося к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами преподавателя. Студенты ценят преподавателей, которые уважительно относится к ним, не опаздывают, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные и практические работы студентов, ориентированы на профессиональный рост и стремятся заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.

Заметьте, студенты всегда восторженно встречают преподавателей в концертных выступлениях и в составе жюри, гордятся их победам в конкурсах профессионального мастерства, с интересом изучают опубликованные работы и внимательно смотрят трансляции с мастер-классами.

Таким образом, успех в формировании у студентов учебной мотивации, а значит и успех самого образовательного процесса во многом зависит от преподавателя. Перед преподавателями колледжа в настоящий момент стоит нелегкая задача – стимулировать интерес к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику и творческую реализацию.

Список использованных источников

  1. Веремчук, А. С. О мотивации студентов как необходимом условии повышения качества обучения / А. С. Веремчук. – Текст: электронный // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 2 – С. 34-38. - URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2284 (дата обращения: 30.10.2023).
  2. Долгополова, С.В. Учебно-профессиональная мотивация студентов как фактор готовности к трудовой деятельности/ С.В. Долгополова, Н.Е. Назарова, О.Н. Зуева. - Текст: электронный // Человек и образование. – 2015. - № 2(43). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-professionalnaya-motivatsiya-studentov-kak-faktor-gotovnosti-k-trudovoy-deyatelnosti (дата обращения – 23.10.2023).
  3. Захарова, Л. Н. Мотивация, как метод формирования личностной успешности обучающихся в образовательном учреждении среднего профессионального образования / Л.Н. Захарова. - Текст: электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 34–35. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770490.htm (дата обращения – 23.10.2023).
  4. Мормужева, Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений / Н. В. Мормужева. – Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Международной научной конференции (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Т. 0. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 160-163. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4633/ (дата обращения: 01.11.2023).
  5. Рогожин, В.М. Современная модель подготовки специалистов / В.М. Рогожин, В.С. Елагина. - Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27136 (дата обращения – 23.10.2023).
  6. Стародубцева, В.К. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ / В.К. Стародубцева. - – Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – URL: https://science-education.ru/article/view?id=15617 (дата обращения: 30.10.2023).
  7. Хабибулхаковна, Г.В. Формирование положительной мотивации к избранной профессии на занятиях учебной практики / Г. В. Хабибулхаковна. – Текст: электронный. – URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2018/05/22/formirovanie-polozhitelnoy-motivatsii-k (дата обращения: 01.11.2023).
  8. Шабарина И.Ю. Мотивация обучения студентов / И.Ю. Шабарина. – Текст: электронный // Электронный справочник «Информио». - URL: https://www.informio.ru/publications/id3550/Motivacija-obuchenija-studentov (дата обращения: 30.10.2023).

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Роль мотивации в учебной деятельности студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*