Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Влияние темперамента на развитие профессиональной направленности в подростковом возрасте

22.09.2023 189 265
Платунова Арина Геннадьевна
Платунова Арина Геннадьевна, преподаватель

Прозоров Владимир Вадимович
Прозоров Владимир Вадимович, студент

Вятский колледж культуры

В изучении влияния темперамента, несмотря на существование многочисленных теоретических и практических разработок в области профессиональной направленности многими авторами (Д.И. Фельдштейн, Н.С. Пряжников, Х. Ремшмидт, Е.А. Климов, И. А Зимняя, М.Р. Гинзбург и др.), отмечается недостаточная подготовленность выпускников школы к сознательному выбору профессии. Более того, в последнее время наблюдается обострение проблемы профессиональной направленности.

На способность ребенка к обучению, на развитие профессиональной деятельности влияет множество как внутренних, так и внешних факторов. Ими могут стать характер человека, обстановка дома, ближайшее окружение и многое другое. По мнению ученых (У.Г.Шелдон, Б. М. Теплов и др.), одним из важных факторов является – темперамент. От того, к какому типу он относится, будет зависеть успешность всей жизнедеятельности в целом. В связи с этим было принято решение провести исследование и доказать, так ли это на самом деле, влияет ли темперамент на развитие профессиональной направленности в подростковом возрасте.

Практическая значимость исследования состоит в том, что использование методики Г. Айзенка и дифференциально-диагностический тест Е. А. Климова позволит сделать вывод о взаимосвязи профессиональной направленности с личностными свойствами и  темпераментом подростков. Данные исследования могут быть использованы психологами в разработке профориентационных программ и учителями в работе по программе профориентационного самоопределения подростков.

Надежность и достоверность исследования обеспечивается опорой на методологические принципы психологической науки, применением методик, адекватных цели и объекту исследования, количественным анализом экспериментального материала.

В исследовании за основу было взято  определение, что  темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо (древнегреческий врач Гиппократ). А свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Ознакомившись с психолого-педагогическими особенностями подросткового возраста, выяснилось, что этот возраст в развитии подростка принято считать трудным, так как в этом возрасте подросток начинает остро реагировать на ситуации критического характера.

Профессиональная направленность – это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.

Изучив информацию о влиянии типа темперамента на выбор профессии, автор выяснил, что успех овладения профессией зависит не только от уровня подготовленности, интересов, склонностей, но и особенностей темперамента. Одни профессии предъявляют высокие требования к выдержке, самообладанию, быстроте реакции, другие требуют усидчивости, выносливости.

В практической части данной работы было исследовано влияние темперамента на развитие профессиональной направленности у студентов группы и проанализирована эффективность проведенных исследований. Разработаны рекомендации по учету влияния темперамента на развитие профессиональной направленности в подростковом возрасте.

Обобщая весь изложенный материал, удалось прийти к следующим основным выводам:

  1. Выбор профессии – важнейший этап в жизни любого человека. Неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных проблем.
  2. На современном этапе главная задача профориентации – формирование профессионального призвания.
  3. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия – это общественно полезная деятельность, предполагающая специальную подготовку, которая выполняется за определённое вознаграждение и которая даёт человеку определённый социальный и общественный статус.
  4. Каждая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально значимые качества личности». Сюда относятся и психофизиологические качества личности, которые фиксируются в аналитической профессиограмме. Среди них важное место занимает темперамент.
  5. Оознакомившись с психолого-педагогическими особенностями подросткового возраста, выяснилось, что этот возраст в развитии подростка принято считать трудным, так как в этом возрасте подросток начинает остро реагировать на ситуации критического характера.

И момент выбора профессиональной  направленности для подростка также является кризисной ситуацией, поэтому учет личностных особенностей при формировании профессиональной направленности необходим именно в подростковом возрасте, так как свой темперамент – это практически единственная категория, с которой не конфликтует еще не взрослый организм.

  1. Профессиональная направленность – это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.

В структуру профессиональной направленности входят профессиональные ценностные ориентации, интересы, установки, мотивы и отношения. В процессе профессионального становления личности эти компоненты изменяются, образуют разнообразные сочетания и взаимосвязи, что приводит к возникновению относительно устойчивых комплексов направленности.

  1. Изучив информацию о влиянии типа темперамента на выбор профессии, выяснили, что успех овладения профессией зависит не только от уровня подготовленности, интересов, склонностей, но и особенностей темперамента. Одни профессии предъявляют высокие требования к выдержке, самообладанию, быстроте реакции, другие требуют усидчивости, выносливости.
  2. Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность, как социальное существо.

Таким образом, проведенное в рамках работы исследование подтверждает рабочую гипотезу, что темперамент влияет на развитие профессиональной направленности в подростковом возрасте.

Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент необходимо оценивать как один из основополагающих факторов при выборе профессии. Каждый из темпераментов имеет свои положительные стороны, поэтому для успешной деятельности человека главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента, а на разумное использование его достоинств.

  1. Волков, Б. С. Психология ранней юности / Б. С. Волков. – Москва : ТЦ Сфера, 2001. – 96 с.
  2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва : ТЦ Сфера, 2001. – 464 с.
  3. «Влияние темперамента на выбор профессии» | Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс] – режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2021/11/01/proekt-vliyanie-temperamenta-na-vybor-professii-po-materialam – дата посещения 15.01.2023г.
  4. Влияние темперамента на выбор профессии [Электронный ресурс] – режим доступа: https://napishetsya.ru/vliyanie-temperamenta-na-vybor-professii/ – дата посещения 15.01.2023г.
  5. Дифференциально – диагностический опросник [Электронный ресурс] – режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/01/28/differentsialno-diagnosticheskiy-oprosnik-ddo-e-a – дата посещения 23.01.2023г.
  6. Как темперамент влияет на выбор профессии [Электронный ресурс] – режим доступа: https://ownerlife.ru/kak-temperament-vliyaet-na-vyibor-professii-kem-byit-v-zhizni/ Больше интересных материалов Вас ждет на сайте OwnerLife.RU – дата посещения 05.02.2023г.
  7. Личностный опросник Г.Айзенка [Электронный ресурс] – режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/20.html – дата посещения 05.02.2023г.
  8. Министерство образования и науки российской федерации [Электронный ресурс] – режим доступа: https://studfile.net/preview/5991037/page:8/ – дата посещения 12.02.2023г.
  9. Оценка свойства темперамента. Тест Айзенка - ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА [Электронный ресурс] – режим доступа: https: //studme. org/228915/ ekologiya/ otsenka_svoystva_temperamenta_test_ayzenka#:~:text=Оценка%20темперамента%20(по%20Г.%20Айзенку).,среде%20(Хлыстова%20Н.%20М.%2C%202002) – дата посещения 1.03.2023г.
  10. Определение профессиональной направленности [Электронный ресурс] – режим доступа: https://studfile.net/preview/4644873/page:4/ – дата посещения 12.03.2023г.
  11. Понятие темперамента, различные представления о природе темперамента в истории психологии [Электронный ресурс] – режим доступа: https://allrefrs.ru/1-22198.html – дата посещения 04.04.2023г.
  12. Психологические особенности подросткового возраста [Электронный ресурс] – режим доступа: https://kuban-lyceum.ru/uchashchimsya-i-roditelyam/psikhologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.php – дата посещения 08.04.2023г.
  13. Психологические особенности подросткового возраста | Статья по психологии: | Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс] – режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2019/03/02/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta – дата посещения 15.04.2023г.
  14. Профессиональная направленность студентов - Международный журнал экспериментального образования (научный журнал) [Электронный ресурс] – режим доступа: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5007 – дата посещения 07.05.2023г.
  15. Различия в типах темпераментах (по У. Шелдону) — Студопедия [Электронный ресурс] – режим доступа: https://studopedia.ru/28_44364_razlichiya-v-tipah-temperamentah-po-u-sheldonu.html – дата посещения 08.05.2023г.
  16. Темперамент [Электронный ресурс] – режим доступа: https: // psylaser.ru/ lectures/general – psychology/ Html – дата посещения 10.05.2023г.
  17. Формула темперамента Белова [Электронный ресурс] – режим доступа: https://testometrika.com/blog/formula-of-temperament-by-belov/ – дата посещения 10.05.2023г.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Влияние темперамента на развитие профессиональной направленности в подростковом возрасте




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*