Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Специфика молодежной среды СПО, проживающих в условиях малого города

26.04.2023 248 373
Гольцова Ольга Владимировна
Гольцова Ольга Владимировна, преподаватель

Минусинский сельскохозяйственный колледж

Как показывает практика, современный студент среднего профессионального учреждения в России оказывается в зоне социального риска, поэтому развитие системы среднего профессионального образования является приоритетным направлением в концепции модернизации российского образования последних лет.

Контингент учащихся СПО составляют молодые люди в возрасте от 16 до 21 года, в таком возрасте  «молодежь» – это социально-демографическая группа общества, характеризующаяся возрастными, социальными, ценностными, психологическими характеристиками, обуславливающихся особенностями социально-географического характера. Иными словами, учеными выделяются доминирующие факторы определения «молодежь» – возрастные рамки и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации и индивидуализации молодежи.

Молодое поколение отличается особенностями процесса социализации в конкретно-исторических условиях, своими особенностями, жизненным опытом, иерархией ценностных ориентаций.

Несомненное влияние на процесс социализации личности оказывают все факторы социализации:

- мегафакторы (всеобщие);

- макрофакторы (большие);

- мезофакторы (промежуточные);

- микрофакторы (непосредственно влияющие на людей).

При определении специфики молодежной среды учебных заведений среднего профессионального образования, проживающих в условиях малого города анализу подвергнуться две последние группы факторов социализации - мезофакторы и микрофакторы.

Итак, к мезофакторам социализации относятся тип поселения, средства массовой коммуникации, субкультура определенной общности, в том числе и молодежная субкультура.

Факторы, воздействующие на личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сельской ментальностей. В них по-разному выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.е. основные переменные, входящие как в содержание понятия «ментальность«, так и в содержание понятия «образ жизни» (в нем фиксируется широкий диапазон индивидуальных и групповых проявлений или факторов человеческого бытия: материальных, духовных, социальных, культурных и др.

Малый город, как мезофактор социализации, имеет ряд специфических особенностей, присущих данному типу поселения. Малый город занимает особую позицию между городом и сельским поселением. Он существенно отличается от крупных городов, создает специфичные условия для социализации своих жителей. Основными признаками малого города, по мнению А. В. Мудрика, можно считать количество жителей (до 50 тысяч); наличие исторического прошлого, превышающего столетний минимум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специфический социально-психологический климат.

Социально-психологический климат имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с деревней – с другой.

Современные малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины, в которой практически невозможна анонимность.

По сравнению с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, а, следовательно, и меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах.

В то же время, как показало исследование В. С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между притязаниями (в сферах карьеры, заработка, богатства - квартира, дача, машина) молодых людей, живущих в столице, в областном центре или даже в райцентре, при условии, что они имеют полное среднее образование. Их объединяет общее информационное и «товарное» пространство, общее или близкое содержание образования, общая приверженность выбору долговременной образовательной стратегии.

Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» происходящих изменений в малых городах по сравнению с более крупными.

Во-первых, молодежь малых городов имеет специфические условия для самореализации, что позволяет говорить о молодежи малых городов как особой статусной группе. Это выражается, прежде всего, в особенностях социального развития и ценностных ориентациях, на формирование которых оказывает влияние культура провинции. Вследствие этого эволюция ценностей осуществляется не одинаково в мегаполисе и малом городе.

Во-вторых, осознание молодыми людьми малого города факта социальной дифференциации в молодежной среде, наличие в ней групп с различными, нередко противоположными интересами, ценностными и смысложизненными ориентирами. Это проявляется в несовпадении суждений о собственных целях и ожиданиях молодежи в целом.

Следующая специфическая черта молодежи малых городов - это выделение приоритетной роли счастливой семейной жизни, хотя в большинстве случаев проявляется это индивидуально. Кроме того, молодежь малого города в последнее время становится более прагматичной, ориентируется, в основном, на достижение материальных благ, для обладания которыми необходимо получение профессионального образования и наличия условий для самореализации. В молодежной среде малого города наблюдается снижение престижа ряда традиционных профессий. Развиваются ориентации в профессиональном самоопределении на перспективу - на трудоустройство в негосударственном секторе, возрастает расхождение этих ориентаций с направленностью и характером профессиональной подготовки.

Еще одна специфическая черта молодежи малого города - это рост миграционных настроений. Это связано с рядом социальных проблем, специфичных для местности такого типа, среди них: проблемы трудоустройства и, как следствие, низкий материальный уровень; организация досуга и оздоровления и др.

И последняя характерная черта молодежи малого города - это позднее обретение самостоятельности. Так, по данным исследований, проводимых Т.В. Игнатовой, жители малых городов «достигают самостоятельности: к 20 годам - 0,1% опрошенной молодежи в малых городах; к 21-23 годам - 39,1 %; в возрасте 24-26 лет - 39,8% и в возрасте 27-30 лет - 74, 1%» [5].

Микрофакторы социализации, то есть то, что непосредственно влияет и взаимодействует с человеком, - это семья и домашний очаг, соседи, общество сверстников, учебно-воспитательные учреждения и организации (в том числе и образовательные учреждения), микросоциум. В последнее время все более возрастает роль сообщества сверстников как микрофактора социализации. Важнейшая задача юношеского возраста - достижение автономии от взрослых.

Эта автономия наглядно проявляется в особенностях молодежных субкультур. В зарубежных социально-психологических теориях преступности значительное место отводится рассмотрению роли «делинквентной субкультуры» в формировании девиантного поведения.

Образовательные учреждения являются одним из ключевых микрофакторов социализации, оказывающих непосредственное влияние на личность.

Студентам-первокурсникам СПО  характерно многое, что присуще подросткам: неуравновешенность, отделение мира друзей от дома, мнительность, упрямство, негативизм, психологическая незащищенность и, как следствие, высокая подверженность чужому влиянию. Как следствие студенты СПО склонны к различного рода девиациям, а задачей социального педагога будет организация и проведение профилактических мероприятий по их предотвращению.

Таким образом, молодежная среда учебных заведений среднего профессионального образования будет иметь свою специфику, определяемую географическими особенностями (малый город), которые определяют ментальность, специфичность личностных, психолого-педагогических характеристик данной категории населения.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Специфика молодежной среды СПО, проживающих в условиях малого города




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*