Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие системы наставничества в мастерской «Учебная пекарня» КГБПОУ «Красноярский техникум социальных технологий» для обучающихся по профессии 16472 «Пекарь»

04.04.2023 133 185
Фомичева Галина Николаевна
Фомичева Галина Николаевна, методист

Малькова Мария Анатольевна
Малькова Мария Анатольевна, мастер производственного обучения

Красноярский техникум социальных технологий

Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В.В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества. С этого момента наставничество становится одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики. В начале 2018 года был проведен Всероссийский форум «Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив, по результатам которого 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений Президента РФ, а в 2019 году созданы методические рекомендации по внедрению.

Наставничество универсальная модель построения отношений, технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.

В нашем техникуме ежегодно обучается более 200 инвалидов и слушателей с ОВЗ, это 20% из общего числа контингента техникума. Студенты техникума с 2016 успешно участвуют в чемпионате профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» (далее «Абилимпикс»), ежегодно мы готовим около 26 человек с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями к участию в региональном чемпионате. Тем самым решаем основные задачи движения «Абилимпикс»: повысить стремление инвалидов к профессиональной независимости и улучшить их профессиональные навыки

Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями в период обучения и подготовки к участию в чемпионате испытывают определенные трудности, связанные с познавательной сферой (неспособность удерживать внимание на одном предмете, малый объем памяти, замедленный темп мышления).

Все это затрудняет работу мастеров производственного обучения и преподавателей, участвующих в подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья к чемпионатам «Абилимпикс».

В этой связи, необходимо изменение программ подготовки, где большое значение имеет развитие у студентов как hard, так и soft компетенций. Нужны изменения методики подготовки участников, где педагог станет тренером-наставником. Проблемы решает практика наставничества реализуемая в нашем техникуме «Достижение высоких результатов в конкурсах профессионального мастерства Абилимпикс».

Практика реализуется на основе «Методических рекомендаций по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» распоряжение №Р-145 от 25.12.2019 г. минпросвещения России.

Мы рассмотрели опыт производственной подготовки будущих специалистов в трудах О.А.Лапиной, А.П. Беляевой, A.А. Жученко, Е.В. Ткаченко, подготовки обучающихся к конкурсам профессионального мастерства Е. В. Слизковой. В области подходов работы с обучающимися с ограниченными интеллектуальными возможностями мы используем труды Л.С. Выготского, К.C. Лебединской, В.В. Лебединского, И.Ю. Левченко, Т.Б. Епифанцеву, С.Я. Рубинштейн, Ж. Пиаже. За основу работы с тревожностью участников чемпионата мы взяли концепцию А.Н. Кононова, Н.Долгополова.

На сегодняшний момент 12 педагогических работников прошли обучение по программе повышения квалификации «Наставничество и техники работы наставника» в КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1».

В подготовке наставников в техникуме используем технологии андрогогики, рефлексивный анализ и беседу.

Выбор наставников происходит на Цикловой методической комиссии. Наставляемые проходят конкурсный отбор. Пара формируется, как правило, по обоюдным предпочтениям.             Наставник совершенствуя подходы в формировании профессиональных компетенций, формирование soft и hard компетенций у наставляемого разрабатывает программу так, чтобы у наставляемого появилось понимание смысла выполняемых операций, вероятность появления новых способов действий, новых решений.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

«Достижение высоких результатов в конкурсе профессионального мастерства для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Абилимпикс».

Наставляемые КГБПОУ «Красноярский техникум социальных технологий», студентки групп Пк-20, Пк-21

Наставник: Малькова Мария Анатольевна, мастер производственного обучения

Цель программы: формирование профессиональных компетенций необходимых для качественного выполнения конкурсного задания по компетенции «Выпечка осетинских пирогов», развитие soft компетенций.

Образовательные задачи

Действия по реализации образовательных задач наставляемого

Сроки реализации

Планируемый результат/ трудовые действия (критерии оценки ) наставляемого

Познакомить с конкурсом профессионального мастерства движения Абилимпикс

Наставляемый знакомится с конкурсом профессионального мастерства движения Абилимпикс

Январь 2022

Понимает назначение конкурса Абилимпикс. Соглашается на участие во внутреннем конкурсном отборе в техникуме.

Мотивация на участие и достижение высоких результатов в подготовке к конкурсу.

Приглашаем ребят участников и победителей конкурса Абилимпикс прошлых лет на круглый стол.

Январь 2022

Появляется интерес к участию в конкурсе. Проходят конкурсный отбор.

Знакомство с конкурсным заданием, техническими условиями его выполнения и техникой безопасности на площадке.

Конкурсант изучает конкурсное задание и ТБ, мастер отрабатывает задание по компетенции «Осетинские пироги», выданное главным экспертом, составляет  технологическую карту с расчетом веса компонентов, времени на выполнение задания, описывает последовательность выполнения задания.

Февраль 2022

Рассказывают мастеру, как  поняли конкурсное задание, технические условия выполнения выпечки осетинских пирогов. Знают ТБ.

Ознакомление с критериями оценивания конкурсного задания. Формирование навыка самоконтроля.

Знакомится с критериями оценивания. Учится оценивать качество своей работы.

Февраль 2022

Знает критерии оценивания, сравнивает свою работу с заданными критериями. Видит ошибки и корректирует их.

Отработка навыка планирования деятельности

Наставляемый проговаривает последовательность действий при выполнении конкурсного задания

Февраль-апрель 2022

Контролирует последовательность своих действий при выполнении задания по технологической карте.

Отработка навыков выпечки хлебобулочных изделий под руководством наставника

Демонстрирует результаты готовых  хлебобулочных изделий наставнику Консультируется с наставником по правильности выполнения.

8 недель каждый день

Выполняет выпечку Осетинских пирогов с различными начинками с соблюдением технологии приготовления, соблюдения техники безопасности, в процессе выполнения работы содержит рабочее место в чистоте.

Подготовка сырья

Выполняет подготовку сырья.

Консультируется с наставником по правильности выполнения

8 недель каждый день

Демонстрирует результаты подготовки сырья с соблюдением технологии.

Замес теста

Выполняет замес теста Консультируется с наставником по правильности выполнения

8 недель каждый день

Демонстрирует результат ручного и механического замеса.

Брожение  теста

Контролирует режим времени брожения теста в расстоечном шкафу. Делает обминку.

Консультируется с наставником по правильности выполнения

8 недель каждый день

Демонстрирует знание режима готовности теста к обминке с соблюдением температурного режима.

Приготовление фарша

Готовит различные виды начинок для Осетинских пирогов

8 недель каждый день

Демонстрирует знание пропорции теста и фарша, соблюдение технологии приготовления фарша. Соблюдает техникум безопасности, чистоты рабочего места.

Формовка изделий

Выполняет формование тестовых заготовок заданной формы, и веса. Консультируется с наставником по правильности выполнения

8 недель каждый день

Демонстрирует владение технологиями формирования тестовых заготовок  с соблюдением заданных параметров

Выпечка изделий

Выставляет температурные и временные параметры выпечки изделий. Выпекает изделия до готовности.

8 недель каждый день

Демонстрирует знания выбора режима выпечки изделий. Соблюдение техники безопасности при работе с оборудованием.

Отделка выпеченных изделий

Выполняет оформление выпеченных изделий по условиям.

8 недель каждый день

Демострирует навыки оформления Осетинских пирогов.

Характеристика изделий

Оценивает соответствие готового изделия заданным параметрам.

8 недель каждый день

Знает критерии оценивания, сравнивает свою работу с заданными критериями. Видит ошибки и корректирует их.

Отработка навыков выпечки Осетинских  пирогов самостоятельно

Консультируется с наставником по правильности выполнения технологии выпечки Осетинских пирогов

2 недели каждый день

Выполняет выпечку Осетинских пирогов с соблюдением технологии приготовления, соблюдения техники безопасности, в процессе выполнения работы содержит рабочее место в чистоте

Отработка конкурсного задания со всеми критериями на время

Знакомится с хронометражем выполнения задания и корректирует скорость выполнения

2 недели перед конкурсом

Контролирует время выполнения конкурсного задания

В части развития soft компетенций у наставляемых, наставник использует следующие приемы активного слушания:

применение в процессе подготовки открытых вопросов требующих разъяснения;             использование перефразирования, которое позволяет наставляемому осмыслить действия и по необходимости внести коррективы;

употребление резюмирования позволяет подытожить основные идеи и чувства, которые говорит и испытывает наставляемый.

Применение техник активного слушания позволило наставляемому снять напряжение и обрести уверенность в своих действиях на площадке.

Инструменты мониторинга программы наставничества:

наблюдение за отношением обучающихся к тренировкам;

анализ содержания программ наставничества;

сравнение достижений обучающихся на чемпионатах за последние 3 года (количество призовых мест);

анализ анкет обратной связи;

рефлексия деятельности наставника;

качество подготовки к чемпионату (наличие призовых мест).

По итогам мониторинга наблюдается:

обучающиеся с ОВЗ демонстрируют заинтересованность в достижении высоких результатов в конкурсах профессионального мастерства «Абилимпикс» и осознано осваивают hard компетенции в процессе тренировки;

применение техник активного слушания позволило наставляемому снять напряжение и обрести уверенность в своих действиях на площадке;

понимание смысла выполняемых операций, появление новых способов действий, новых решений;      

увеличилось количество победителей в региональном чемпионате на 10% и в национальном чемпионате «Абилимпикс» в 2022 году на 1 призовое место.

Еще хочется поделиться следующим результатом участия в VIII открытом Региональном чемпионате профессионального мастерства Красноярского края «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»,2021 по компетенции «Хлебопечение», участие, то в IX чемпионате, Диплом 3 место и это наставляемый с ОВЗ.

В заключении хотелось обратить внимание читателя на риски реализации программы. Программа направлена на достижение побед, а в конкурсе всегда есть победители и проигравшие. Для участников в ситуации проигрыша мы организуем консультации педагога-психолога, с наставником – анализ его профессиональной деятельности на площадке чемпионата «Абилимпикс» и формирование нового видения его профессиональных целей.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие системы наставничества в мастерской «Учебная пекарня» КГБПОУ «Красноярский техникум социальных технологий» для обучающихся по профессии 16472 «Пекарь»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*