Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Тема романтического конфликта в "южных" поэмах А.С. Пушкина

31.03.2023 1684 2660
Слобожанина Ольга Михайловна
Слобожанина Ольга Михайловна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Одной из ведущих тем романтизма является тема романтического конфликта героя. Конфликт романтического героя – это всегда результат его столкновения с тем социально насыщенным пространством, в котором он оказывается и с которым вступает в конфликт. Конфликт сеть следствие отчуждения героя. Само отчуждение уже подразумевает недовольство  героя пространством, в котором он находится, разрыв героя со средой, утратой целостности, ценности ориентиров.

Особенно ярко выражен и раскрыт романтический конфликт в южных поэмах А.С. Пушкина, которые Ю.В. Манн назвал «самым полным цветением русского романтизма» [6, с. 31].

Теоретической основой для написания статьи явились работы отечественных учёных-литературоведов: И.А. Балашовой, А.М. Гуревича, Н.П. Жилиной, Г.Ю. Карпенко, В.Н. Касаткиной, Ю.В. Манна,  Н.В. Фридмана и других.

Цель исследования: раскрыть тему романтического конфликта в «южных» поэмах А.С. Пушкина («Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»).

«Лицейский и петербургский периоды жизни Пушкина отмечены становлением его романтизма в поэзии. Но в полную меру он проявился со всей оригинальностью творческой личности поэта в период пребывания Пушкина на Юге» [5, с. 18].

В конце 1820 года Пушкин приступил к работе над первой южной поэмой «Кавказский пленник», особенностью которой было то, что в ней отчетливо просматриваются некоторые факты поэтической биографии поэта. Образу главного героя произведения — Пленника — Пушкин, несомненно, хотел придать некоторые черты собственного характера. Вспомним, как Пленник:

Отступник света, друг свободы,

Покинул он родной предел

И в край далекий полетел

С веселым призраком свободы [7, с. 89].

А сам Пушкин в элегии «Погасло дневное светило» писал о себе: «Я вас бежал, отечески края». Подобные параллели можно провести также между некоторыми посланиями поэта, где он, вне всякого сомнения, говорил о себе. Все это свидетельствовало о близости настроений самого Пушкина к переживаниям героя поэмы.

Однако не следует злоупотреблять этими сопоставлениями. Пленник и поэт — разные лица. Пленник – образ собирательный, который воплотил основные черты молодежи 1820-х годов.

Основной конфликт поэмы заключается в противоречии между иссушающими страстями цивилизации и нетронутой первозданной природой. Этот конфликт заключен и в душе самого героя: ведь он — «жертва страстей» и в то же время — «друг природы» [8, с. 49].

Разочарование героя поэмы было вызвано пороками общества.

И хотя в поэме не было развернутой критики общественного уклада жизни, читатели понимали, какие его недостатки могут вызвать разочарование. Но этот общественный уклад не представлялся Пушкину чем-то неизменным, раз и навсегда данным. Изображая быт горцев, поэт тем самым давал представление о существовании другой жизни.

В быту горцев Пушкин подчеркивал прежде всего такие черты, которые должны быть во всяком человеке, во всяком «герое своего времени», если он хочет быть полноценной и деятельной личностью. Эти черты — вольнолюбие, чувства достоинства и гордости.

Важнейшей проблемой, поставленной в «Кавказском пленнике», был вопрос о соотношении между личностью и обществом. Постановка его была чрезвычайно важной для того времени, поскольку речь шла о воспитании нового поколения, готового вступить в борьбу со злом, господствовавшим в обществе, и в конечном итоге победить это зло.

Вслед за «Кавказским пленником» Пушкин написал поэму «Гаврилиада», стоящую несколько особняком в его творчестве. Появление этой поэмы отнюдь не свидетельствовало об атеизме поэта, как это иногда утверждают. В «Гаврилиаде», несомненно, чувствуется влияние «Орлеанской девы» Вольтера; в ней нашло также отражение резкое неприятие Пушкиным придворного мистицизма, столь пышно расцветшего в те годы.

В период южной ссылки, как уже отмечалось, творчество Пушкина отличалось необыкновенным разнообразием. В своих лирических произведениях поэт откликнулся на важнейшие общественные и исторические события, происходившие в Европе, ощутил ту напряжённую атмосферу, в которой тогда созревали замыслы политического переворота.

Пережив в конце 1822 — начале 1823 года духовный кризис, Пушкин начинает осознавать ограниченность возможностей романтического метода в осмыслении объективных законов жизни. В недрах пушкинского романтизма начинают вызревать реалистические тенденции, отчетливо проявившиеся в романе «Евгений Онегин», над которым поэт начал работать в 1823 году, и в поэме «Цыганы» (1824).

Герой поэмы Алеко во многом близок к Пленнику. Как и Пленник, Алеко — молодой человек, все тот же представитель «молодежи 19-го века». Оба они не удовлетворены жизнью в светском обществе, оба жаждут свободы. Однако Алеко — совсем не слабый, тоскующий человек, каким был Пленник. Это характер страстный, смело бросающий вызов «судьбе коварной и слепой». В отличие от Пленника, который бежит от света, от «суеты» и «клеветы», изверившись в дружбе и любви, Алеко протестует против всего уклада окружающей его жизни, против «просвещенья» (то есть цивилизации). В его скупых, как бы вынужденных признаниях, которыми он отвечает на вопросы Земфиры о его прошлом, Алеко говорит:

О чем жалеть? Когда б ты знала...

Неволю душных городов!

Там люди, в кучах за оградой...

Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей [7, с. 163].

Как и в «Кавказском пленнике», в основе «Цыган» лежит принцип противопоставления двух начал — естественной природы и человеческой личности. Пушкин лично симпатизирует протесту Алеко против «просвещенья» и заставляет его искать воплощения идеалов гармонии среди диких и вольных цыган, живущих по «естественным» законам справедливости, признания равенства и свободы. Но цыганская «вольность», хотя и ограничена определенными внутренними этическими нормами, тем не менее, требует безусловного уважения свободы другого человека. Однако Алеко, воспитанный в другой среде, не желает считаться с этим. Он «для себя лишь хочет воли» и пытается утвердить свое право любым способом, вплоть до убийства. Алеко отравлен цивилизацией и не может найти успокоения среди «бедных сынов природы», не может достичь гармонии и идеала. Об этом и говорится финале поэмы:

Но счастья нет и между вами,

Природы бедные сыны!..

И под издранными шатрами

Живут мучительные сны.

И ваши сени кочевые

В пустынях не спаслись от бед,

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет [7, с. 180].

В этих словах заключена основная мысль поэмы: Пушкин не столько осуждает своего героя, сколько показывает трагическую безысходность его судьбы.

В образе Алеко поэт изобразил представителя того поколения, к которому принадлежал и сам, и поэтому своего современника он не осуждает, а скорее сочувствует и сострадает ему. Пушкин попытался показать трагедию индивидуалистической личности, а точнее — трагедию современного человека, героя времени. И сделал это поэт с большей силой и глубиной, нежели в предшествовавших произведениях.

Конечно же, уход из цивилизованного мира не рассматривался Пушкиным как выход, как средство спасения человечества. Он не требовал от истории движения вспять, отказа человека от «просвещенья», от цивилизации в любой ее форме. Наконец, поэт не считал идеалом человечества и примитивное сознание.

Поэма «Цыганы» завершала романтический период творчества Пушкина. В стилистическом отношении это произведение было теснейшим образом связано с другими южными поэмами поэта. В «Цыганах» широко использована романтическая лексика («унылый», «тайный», «ужасный» и т. п.). Одновременно в поэме встречаются элементы книжно-архаической лексики («влачит», «огнь», «рек», «млад» и др.), что было обязательной принадлежностью «возвышенного слога», характерного для романтических произведений. Однако по сравнению с ранними поэмами в «Цыганах» книжной лексики не так уж много, это связано с тем, что она в основном состоит из диалогов, а прямая речь не допускала злоупотребления книжными словами.

Следует также отметить, что поэма «Цыганы» очень близка к жанру лирической драмы. «Только с “Цыган” почувствовал я в себе призвание к драме», — свидетельствовал позднее Пушкин.

Замечательной чертой поэмы является ее народность, тесная связь с национально-народной стихией, о чем свидетельствует, например, песня Земфиры о старом муже, написанная в духе народной песни.

Взгляды декабристов в известной степени оказали влияние на возникновение у Пушкина в 1821 году замысла произведения о легендарном князе Олеге, хотя этот замысел позднее получил весьма своеобразное воплощение в балладе «Песнь о вещем Олеге» (1822). Особенностью этой баллады было стремление поэта воспроизвести в ней, в отличие от весьма вольных трактовок фактов истории классицистами и романтиками, не придуманные, а действительные исторические события, подтвержденные документами. Интересно и то, что декабристская критика весьма сдержанно отозвалась об этой балладе, не усмотрев в ней прославления героического прошлого. Но свободолюбивый пафос пушкинского стихотворения несомненен, хотя и заключался он не в воспевании подвигов Олега, а в утверждении никому не подвластного «правдивого и вещего языка» поэзии.

Необходимо отметить, что в черновых набросках произведения о князе Олеге содержались элементы замысла не только «Песни о вещем Олеге», но и стихотворения «Кинжал» и поэмы о разбойниках, из которой Пушкин выделил отрывок и опубликовал его под названием «Братья-разбойники», отражавший события не далекого прошлого, а недавно минувших дней.

В основу поэмы, по свидетельству Пушкина, положено истинное происшествие: «Два разбойника, закованные вместе, переплыли Днепр и спаслись».

Сюжет поэмы Пушкин пытался обработать в духе народных разбойничьих песен. Впрочем, влияние народно-песенного стиля здесь невелико — отрицательное сравнение, образующее зачин «Братьев разбойников» («не стая воронов слеталась»), и метафорическое обозначение разбойничьего ремесла, заимствованное из народных песен:

 

В товарищи себе мы взяли

Булатный нож да темную ночь [7, с. 137].

 

Стремление к свободе без каких­либо внешних ограничений, привлекшее сюда таких разных людей, оборачивается другой стороной: этической вседозволенностью, полным отрицанием каких­либо моральных принципов («Здесь цель одна для всех сердец — // Живут без власти, без закона» ). Повествователь отмечает самое главное, что связывает их всех: «Опасность, кровь, разврат, обман — // Суть узы страшного семейства» . Мотивы, которые могли бы послужить оправданием или хотя бы объяснением действий разбойников, не указываются, и в сознании читателя остается лишь изображение того, на что способны члены «страшного семейства» — объектом их нападений становятся самые слабые, беспомощные и беззащитные:

Тот их, кто с каменной душой

Прошел все степени злодейства;

Кто режет хладною рукой

Вдовицу с бедной сиротой,

Кому смешно детей стенанье,

Кто не прощает, не щадит,

Кого убийство веселит,

Как юношу любви свиданье [7, с. 137].

В этом обобщенном «психологическом портрете» важнейшую роль играет метафора «каменной души», непосредственно связанная с  христианской антропологией, где раскрывается ее глубинное значение. Когда человек совершенно отходит от духовной жизни и тем самым отдаляется от Бога, усугубляется пленение его души страстями, в сердце — главном органе души — иссякает любовь, результатом чего становится ожесточение и окаменение, или паралич духа [3, с. 74-80].

Большая часть замыслов, навеянных литературной программой декабристов, так и не получила своего завершения, что объяснялось тем, что Пушкин усомнился в просветительской идее неминуемости торжества разума. Это было вызвано раздумьями поэта о неудачах освободительного движения (поражение революции в Испании, Неаполе, Пьемонте) и усилением аракчеевской реакции в России.

В сознании Пушкина начинает возникать убеждение, что в мире действуют объективные законы, и человек, как бы ни были прекрасны его помыслы и отважные порывы, не в силах что-либо изменить. Все это в конечном счете привело к глубокому кризису мировоззрения поэта, который он пережил на рубеже 1822–1823 годов. Пушкин разочаровался в современном ему «просвещенном поколении», захваченном эгоистическими побуждениями и откровенным скепсисом.

Особое место среди южных поэм Пушкина занимает поэма «Бахчисарайский фонтан» завершенная поэтом в 1823 году. Это произведение явилось наиболее ярким выражением романтизма в творчестве Пушкина. В поэме, несомненно, подлинно романтичны образы целомудренной Марии и страстной Заремы, романтично и их столкновение. В ней отображен мир исключительных страстей, мрачных характеров, убийств, казней и драматических эффектов. Поэма полна таинственных намеков, загадок. Романтизм проявляется во всем — и в повышенной патетике монолога Заремы на ночном свидании с Марией, и в преувеличенной экспрессивности движений Гирея, над которыми сам Пушкин впоследствии посмеивался. О словах поэмы:

Он часто в сечах роковых

Подъемлет саблю — и с размаха

Недвижим остается вдруг,

Глядит с безумием вокруг,

Бледнеет... [7, с. 174]

В письме к Вяземскому он заметил: «Молодые писатели вообще не умеют изображать физические движения страстей. Их герои всегда содрогаются, хохочут дико, скрежещут зубами и проч. Все это смешно, как мелодрама».

Особенностью поэмы «Бахчисарайский фонтан» была ее связь с гуманным направлением пушкинского творчества. «В основе этой поэмы, — писал Белинский, — лежит мысль до того огромная, что она могла быть под силу только вполне развившемуся и возмужавшему таланту. В диком татарине, пресыщенном гаремной любовью, вдруг вспыхивает одухотворенно человеческое и высокое чувство к женщине... Итак, мысль поэмы — перерождение (если не просветление) дикой души через высокое чувство любви. Мысль высокая и глубокая! Но молодой поэт не справился с нею, и характер его поэмы в самых патетических местах является мелодраматическим».

Завершая характеристику южного периода творчества Пушкина, необходимо заметить, что на юге поэт начал работать над романом в стихах «Евгений Онегин», который открывал новую страницу не только русской, но и мировой литературы. Роман «Евгений Онегин» становится главным предметом его творческой деятельности.

В период южной ссылки литературная слава Пушкина продолжала расти. Романтические поэмы принесли ему исключительную популярность.

Летом 1824 года Пушкин по распоряжению правительства был отправлен в село Михайловское под надзор местных властей.

Итак, в южных поэмах А.С. Пушкина одной из ведущих тем является тема романтического конфликта героя. В поэмах «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» конфликт романтического героя заключается в его столкновения с тем или иным социальным явлением, в котором он оказывается и с которым вступает в конфликт. Конфликт в поэмах связан с отчуждением героев А.С. Пушкина. Герои, которые предстают перед читателем, находятся в противоречивых отношениях с пространством, в котором находятся, со средой. У них утрачена целостность, ценности ориентиров.

Романтический конфликт поэмы «Кавказский пленник» заключается в противоречии между страстями цивилизации и нетронутой первозданной природой. Этот конфликт заключен и в душе самого героя, так как он является жертвой страстей и другом природы. Разочарование Пленника было вызвано исключительно пороками общества.

В поэме «Цыганы» герой Алеко очень схож с Пленником. Он также не удовлетворён жизнью, обществом, которое окружает его, он также жаждет свободы, но, в отличие от Пленника, его конфликт заключается в прямом конфликте с укладом его жизни, с цивилизацией. Он не бежит от светского общества, от его порядков, а бросает этому обществу открытый вызов.

Поэма «Братья разбойники» отличается от вышеуказанных поэм. В ней также существует романтический конфликт, но он другой природы. Здесь полное отсутствие моральных принципов, вседозволенность в поведении героев оправдывается стремлением к свободе.

Поэма «Бахчисарайский фонтан» является образцом романтической поэмы у А.С. Пушкина. Как и в «Кавказском пленнике» в поэме поэт сталкивает две цивилизации, две культуры, христианскую и первобытную, со страстями человека. Зарема, которая  насильственно отстранена от своих корней, своей культуры, веры и брошена в «первобытность», поддаётся соблазну земных страстей.

Таким образом, для «южных» поэм А.С. Пушкина характерно раскрытие психологического мира персонажа, их любовных историй. В поэмах «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» произошло небывалое столкновение сильных страстей и душевного равнодушия.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Тема романтического конфликта в "южных" поэмах А.С. Пушкина




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*