Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОдной из ведущих тем романтизма является тема романтического конфликта героя. Конфликт романтического героя – это всегда результат его столкновения с тем социально насыщенным пространством, в котором он оказывается и с которым вступает в конфликт. Конфликт сеть следствие отчуждения героя. Само отчуждение уже подразумевает недовольство героя пространством, в котором он находится, разрыв героя со средой, утратой целостности, ценности ориентиров.
Особенно ярко выражен и раскрыт романтический конфликт в южных поэмах А.С. Пушкина, которые Ю.В. Манн назвал «самым полным цветением русского романтизма» [6, с. 31].
Теоретической основой для написания статьи явились работы отечественных учёных-литературоведов: И.А. Балашовой, А.М. Гуревича, Н.П. Жилиной, Г.Ю. Карпенко, В.Н. Касаткиной, Ю.В. Манна, Н.В. Фридмана и других.
Цель исследования: раскрыть тему романтического конфликта в «южных» поэмах А.С. Пушкина («Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»).
«Лицейский и петербургский периоды жизни Пушкина отмечены становлением его романтизма в поэзии. Но в полную меру он проявился со всей оригинальностью творческой личности поэта в период пребывания Пушкина на Юге» [5, с. 18].
В конце 1820 года Пушкин приступил к работе над первой южной поэмой «Кавказский пленник», особенностью которой было то, что в ней отчетливо просматриваются некоторые факты поэтической биографии поэта. Образу главного героя произведения — Пленника — Пушкин, несомненно, хотел придать некоторые черты собственного характера. Вспомним, как Пленник:
Отступник света, друг свободы,
Покинул он родной предел
И в край далекий полетел
С веселым призраком свободы [7, с. 89].
А сам Пушкин в элегии «Погасло дневное светило» писал о себе: «Я вас бежал, отечески края». Подобные параллели можно провести также между некоторыми посланиями поэта, где он, вне всякого сомнения, говорил о себе. Все это свидетельствовало о близости настроений самого Пушкина к переживаниям героя поэмы.
Однако не следует злоупотреблять этими сопоставлениями. Пленник и поэт — разные лица. Пленник – образ собирательный, который воплотил основные черты молодежи 1820-х годов.
Основной конфликт поэмы заключается в противоречии между иссушающими страстями цивилизации и нетронутой первозданной природой. Этот конфликт заключен и в душе самого героя: ведь он — «жертва страстей» и в то же время — «друг природы» [8, с. 49].
Разочарование героя поэмы было вызвано пороками общества.
И хотя в поэме не было развернутой критики общественного уклада жизни, читатели понимали, какие его недостатки могут вызвать разочарование. Но этот общественный уклад не представлялся Пушкину чем-то неизменным, раз и навсегда данным. Изображая быт горцев, поэт тем самым давал представление о существовании другой жизни.
В быту горцев Пушкин подчеркивал прежде всего такие черты, которые должны быть во всяком человеке, во всяком «герое своего времени», если он хочет быть полноценной и деятельной личностью. Эти черты — вольнолюбие, чувства достоинства и гордости.
Важнейшей проблемой, поставленной в «Кавказском пленнике», был вопрос о соотношении между личностью и обществом. Постановка его была чрезвычайно важной для того времени, поскольку речь шла о воспитании нового поколения, готового вступить в борьбу со злом, господствовавшим в обществе, и в конечном итоге победить это зло.
Вслед за «Кавказским пленником» Пушкин написал поэму «Гаврилиада», стоящую несколько особняком в его творчестве. Появление этой поэмы отнюдь не свидетельствовало об атеизме поэта, как это иногда утверждают. В «Гаврилиаде», несомненно, чувствуется влияние «Орлеанской девы» Вольтера; в ней нашло также отражение резкое неприятие Пушкиным придворного мистицизма, столь пышно расцветшего в те годы.
В период южной ссылки, как уже отмечалось, творчество Пушкина отличалось необыкновенным разнообразием. В своих лирических произведениях поэт откликнулся на важнейшие общественные и исторические события, происходившие в Европе, ощутил ту напряжённую атмосферу, в которой тогда созревали замыслы политического переворота.
Пережив в конце 1822 — начале 1823 года духовный кризис, Пушкин начинает осознавать ограниченность возможностей романтического метода в осмыслении объективных законов жизни. В недрах пушкинского романтизма начинают вызревать реалистические тенденции, отчетливо проявившиеся в романе «Евгений Онегин», над которым поэт начал работать в 1823 году, и в поэме «Цыганы» (1824).
Герой поэмы Алеко во многом близок к Пленнику. Как и Пленник, Алеко — молодой человек, все тот же представитель «молодежи 19-го века». Оба они не удовлетворены жизнью в светском обществе, оба жаждут свободы. Однако Алеко — совсем не слабый, тоскующий человек, каким был Пленник. Это характер страстный, смело бросающий вызов «судьбе коварной и слепой». В отличие от Пленника, который бежит от света, от «суеты» и «клеветы», изверившись в дружбе и любви, Алеко протестует против всего уклада окружающей его жизни, против «просвещенья» (то есть цивилизации). В его скупых, как бы вынужденных признаниях, которыми он отвечает на вопросы Земфиры о его прошлом, Алеко говорит:
О чем жалеть? Когда б ты знала...
Неволю душных городов!
Там люди, в кучах за оградой...
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей [7, с. 163].
Как и в «Кавказском пленнике», в основе «Цыган» лежит принцип противопоставления двух начал — естественной природы и человеческой личности. Пушкин лично симпатизирует протесту Алеко против «просвещенья» и заставляет его искать воплощения идеалов гармонии среди диких и вольных цыган, живущих по «естественным» законам справедливости, признания равенства и свободы. Но цыганская «вольность», хотя и ограничена определенными внутренними этическими нормами, тем не менее, требует безусловного уважения свободы другого человека. Однако Алеко, воспитанный в другой среде, не желает считаться с этим. Он «для себя лишь хочет воли» и пытается утвердить свое право любым способом, вплоть до убийства. Алеко отравлен цивилизацией и не может найти успокоения среди «бедных сынов природы», не может достичь гармонии и идеала. Об этом и говорится финале поэмы:
Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны.
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет [7, с. 180].
В этих словах заключена основная мысль поэмы: Пушкин не столько осуждает своего героя, сколько показывает трагическую безысходность его судьбы.
В образе Алеко поэт изобразил представителя того поколения, к которому принадлежал и сам, и поэтому своего современника он не осуждает, а скорее сочувствует и сострадает ему. Пушкин попытался показать трагедию индивидуалистической личности, а точнее — трагедию современного человека, героя времени. И сделал это поэт с большей силой и глубиной, нежели в предшествовавших произведениях.
Конечно же, уход из цивилизованного мира не рассматривался Пушкиным как выход, как средство спасения человечества. Он не требовал от истории движения вспять, отказа человека от «просвещенья», от цивилизации в любой ее форме. Наконец, поэт не считал идеалом человечества и примитивное сознание.
Поэма «Цыганы» завершала романтический период творчества Пушкина. В стилистическом отношении это произведение было теснейшим образом связано с другими южными поэмами поэта. В «Цыганах» широко использована романтическая лексика («унылый», «тайный», «ужасный» и т. п.). Одновременно в поэме встречаются элементы книжно-архаической лексики («влачит», «огнь», «рек», «млад» и др.), что было обязательной принадлежностью «возвышенного слога», характерного для романтических произведений. Однако по сравнению с ранними поэмами в «Цыганах» книжной лексики не так уж много, это связано с тем, что она в основном состоит из диалогов, а прямая речь не допускала злоупотребления книжными словами.
Следует также отметить, что поэма «Цыганы» очень близка к жанру лирической драмы. «Только с “Цыган” почувствовал я в себе призвание к драме», — свидетельствовал позднее Пушкин.
Замечательной чертой поэмы является ее народность, тесная связь с национально-народной стихией, о чем свидетельствует, например, песня Земфиры о старом муже, написанная в духе народной песни.
Взгляды декабристов в известной степени оказали влияние на возникновение у Пушкина в 1821 году замысла произведения о легендарном князе Олеге, хотя этот замысел позднее получил весьма своеобразное воплощение в балладе «Песнь о вещем Олеге» (1822). Особенностью этой баллады было стремление поэта воспроизвести в ней, в отличие от весьма вольных трактовок фактов истории классицистами и романтиками, не придуманные, а действительные исторические события, подтвержденные документами. Интересно и то, что декабристская критика весьма сдержанно отозвалась об этой балладе, не усмотрев в ней прославления героического прошлого. Но свободолюбивый пафос пушкинского стихотворения несомненен, хотя и заключался он не в воспевании подвигов Олега, а в утверждении никому не подвластного «правдивого и вещего языка» поэзии.
Необходимо отметить, что в черновых набросках произведения о князе Олеге содержались элементы замысла не только «Песни о вещем Олеге», но и стихотворения «Кинжал» и поэмы о разбойниках, из которой Пушкин выделил отрывок и опубликовал его под названием «Братья-разбойники», отражавший события не далекого прошлого, а недавно минувших дней.
В основу поэмы, по свидетельству Пушкина, положено истинное происшествие: «Два разбойника, закованные вместе, переплыли Днепр и спаслись».
Сюжет поэмы Пушкин пытался обработать в духе народных разбойничьих песен. Впрочем, влияние народно-песенного стиля здесь невелико — отрицательное сравнение, образующее зачин «Братьев разбойников» («не стая воронов слеталась»), и метафорическое обозначение разбойничьего ремесла, заимствованное из народных песен:
В товарищи себе мы взяли
Булатный нож да темную ночь [7, с. 137].
Стремление к свободе без какихлибо внешних ограничений, привлекшее сюда таких разных людей, оборачивается другой стороной: этической вседозволенностью, полным отрицанием какихлибо моральных принципов («Здесь цель одна для всех сердец — // Живут без власти, без закона» ). Повествователь отмечает самое главное, что связывает их всех: «Опасность, кровь, разврат, обман — // Суть узы страшного семейства» . Мотивы, которые могли бы послужить оправданием или хотя бы объяснением действий разбойников, не указываются, и в сознании читателя остается лишь изображение того, на что способны члены «страшного семейства» — объектом их нападений становятся самые слабые, беспомощные и беззащитные:
Тот их, кто с каменной душой
Прошел все степени злодейства;
Кто режет хладною рукой
Вдовицу с бедной сиротой,
Кому смешно детей стенанье,
Кто не прощает, не щадит,
Кого убийство веселит,
Как юношу любви свиданье [7, с. 137].
В этом обобщенном «психологическом портрете» важнейшую роль играет метафора «каменной души», непосредственно связанная с христианской антропологией, где раскрывается ее глубинное значение. Когда человек совершенно отходит от духовной жизни и тем самым отдаляется от Бога, усугубляется пленение его души страстями, в сердце — главном органе души — иссякает любовь, результатом чего становится ожесточение и окаменение, или паралич духа [3, с. 74-80].
Большая часть замыслов, навеянных литературной программой декабристов, так и не получила своего завершения, что объяснялось тем, что Пушкин усомнился в просветительской идее неминуемости торжества разума. Это было вызвано раздумьями поэта о неудачах освободительного движения (поражение революции в Испании, Неаполе, Пьемонте) и усилением аракчеевской реакции в России.
В сознании Пушкина начинает возникать убеждение, что в мире действуют объективные законы, и человек, как бы ни были прекрасны его помыслы и отважные порывы, не в силах что-либо изменить. Все это в конечном счете привело к глубокому кризису мировоззрения поэта, который он пережил на рубеже 1822–1823 годов. Пушкин разочаровался в современном ему «просвещенном поколении», захваченном эгоистическими побуждениями и откровенным скепсисом.
Особое место среди южных поэм Пушкина занимает поэма «Бахчисарайский фонтан» завершенная поэтом в 1823 году. Это произведение явилось наиболее ярким выражением романтизма в творчестве Пушкина. В поэме, несомненно, подлинно романтичны образы целомудренной Марии и страстной Заремы, романтично и их столкновение. В ней отображен мир исключительных страстей, мрачных характеров, убийств, казней и драматических эффектов. Поэма полна таинственных намеков, загадок. Романтизм проявляется во всем — и в повышенной патетике монолога Заремы на ночном свидании с Марией, и в преувеличенной экспрессивности движений Гирея, над которыми сам Пушкин впоследствии посмеивался. О словах поэмы:
Он часто в сечах роковых
Подъемлет саблю — и с размаха
Недвижим остается вдруг,
Глядит с безумием вокруг,
Бледнеет... [7, с. 174]
В письме к Вяземскому он заметил: «Молодые писатели вообще не умеют изображать физические движения страстей. Их герои всегда содрогаются, хохочут дико, скрежещут зубами и проч. Все это смешно, как мелодрама».
Особенностью поэмы «Бахчисарайский фонтан» была ее связь с гуманным направлением пушкинского творчества. «В основе этой поэмы, — писал Белинский, — лежит мысль до того огромная, что она могла быть под силу только вполне развившемуся и возмужавшему таланту. В диком татарине, пресыщенном гаремной любовью, вдруг вспыхивает одухотворенно человеческое и высокое чувство к женщине... Итак, мысль поэмы — перерождение (если не просветление) дикой души через высокое чувство любви. Мысль высокая и глубокая! Но молодой поэт не справился с нею, и характер его поэмы в самых патетических местах является мелодраматическим».
Завершая характеристику южного периода творчества Пушкина, необходимо заметить, что на юге поэт начал работать над романом в стихах «Евгений Онегин», который открывал новую страницу не только русской, но и мировой литературы. Роман «Евгений Онегин» становится главным предметом его творческой деятельности.
В период южной ссылки литературная слава Пушкина продолжала расти. Романтические поэмы принесли ему исключительную популярность.
Летом 1824 года Пушкин по распоряжению правительства был отправлен в село Михайловское под надзор местных властей.
Итак, в южных поэмах А.С. Пушкина одной из ведущих тем является тема романтического конфликта героя. В поэмах «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» конфликт романтического героя заключается в его столкновения с тем или иным социальным явлением, в котором он оказывается и с которым вступает в конфликт. Конфликт в поэмах связан с отчуждением героев А.С. Пушкина. Герои, которые предстают перед читателем, находятся в противоречивых отношениях с пространством, в котором находятся, со средой. У них утрачена целостность, ценности ориентиров.
Романтический конфликт поэмы «Кавказский пленник» заключается в противоречии между страстями цивилизации и нетронутой первозданной природой. Этот конфликт заключен и в душе самого героя, так как он является жертвой страстей и другом природы. Разочарование Пленника было вызвано исключительно пороками общества.
В поэме «Цыганы» герой Алеко очень схож с Пленником. Он также не удовлетворён жизнью, обществом, которое окружает его, он также жаждет свободы, но, в отличие от Пленника, его конфликт заключается в прямом конфликте с укладом его жизни, с цивилизацией. Он не бежит от светского общества, от его порядков, а бросает этому обществу открытый вызов.
Поэма «Братья разбойники» отличается от вышеуказанных поэм. В ней также существует романтический конфликт, но он другой природы. Здесь полное отсутствие моральных принципов, вседозволенность в поведении героев оправдывается стремлением к свободе.
Поэма «Бахчисарайский фонтан» является образцом романтической поэмы у А.С. Пушкина. Как и в «Кавказском пленнике» в поэме поэт сталкивает две цивилизации, две культуры, христианскую и первобытную, со страстями человека. Зарема, которая насильственно отстранена от своих корней, своей культуры, веры и брошена в «первобытность», поддаётся соблазну земных страстей.
Таким образом, для «южных» поэм А.С. Пушкина характерно раскрытие психологического мира персонажа, их любовных историй. В поэмах «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» произошло небывалое столкновение сильных страстей и душевного равнодушия.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Тема романтического конфликта в "южных" поэмах А.С. Пушкина
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.