Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности реверсивного наставничества при переходе сотрудника из практического здравоохранения (при осуществлении социального партнерства) на должность руководителя структурного подразделения дополнительного профессионального образования в образовательную организацию (на примере КГБПОУ «Рубцовский медицинский колледж»)

16.01.2023 176 251
Новикова Оксана Владимировна
Новикова Оксана Владимировна, преподаватель

Рубцовский медицинский колледж

В свете тенденций модернизации образовательной системы в Российской Федерации в качестве приоритетного направления, заявленного президентом РФ В.В. Путиным ещё в 2013 году на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития, на первый план выходит проблема формирования системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях.

В КГБПОУ «Рубцовский медицинский колледж» наставничество существовало всегда как волонтерское движение. На сегодняшний день в соответствии с Положением о системе наставничества педагогических работников в образовательных организациях Алтайского края,  осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденном Министерством образования и науки Алтайского края от 24.03.2022г. №404, Рубцовский медицинский колледж тоже реализует систему наставничества.

Одной из наиболее эффективных практик в нашем учебном заведении является наставничество в форме «педагог-педагог». Опираясь на традиционную форму наставничества – «один на один», когда осуществляется взаимодействие между более опытным наставником и начинающим работником в течение продолжительного времени, в колледже формируются пары с учетом должности, опыта работы, навыков и личностных характеристик.

Наиболее интересной представляется практика осуществления наставничества при переходе сотрудников из практического здравоохранения в образовательную организацию (в частности, в медицинский колледж) и в качестве преподавателя общепрофессиональных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей, и в качестве руководителей структурных подразделений (в частности, руководителя дополнительного профессионального образования).

В данной ситуации выстраивается персонализированная программа наставничества – краткосрочная персонализированная программа (от 3-х месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку сильных сторон. Коротко этот процесс можно представить в таблице:

Адаптационный этап

НАСТАВНИК

НАСТАВЛЯЕМЫЙ

Традиционный вид наставничества

Определяет круг обязанностей молодого специалиста, выявляет недостатки в знаниях, умениях и навыках

1.Знакомит  с должностными обязанностями преподавателя/руководителя ДПО в РМК.

2.Знакомит с нормативной документацией ДПО в КГБПОУ РМК.

 

1.Проходит психологическое тестирование «на входе»:  «Адаптация молодого специалиста».

Адаптация прошла легко, так как новый сотрудник длительное время являлся социальным партнером – главным фельдшером КГБУЗ «ССМП, г.Рубцовск» и преподавателем-совместителем по ПМ «Скорая и неотложная помощь».

2.Проходит самоопределение (саморефлексию)

Результатом саморефлексии становится понимание специфики новой должности и степени готовности к её исполнению.

3.Проходит диагностику достижений, достоинств и личностных ресурсов педагога/руководителя.

Имеет положительную динамику качества знаний студентов по ПМ «Скорая и неотложная помощь» за 3 года, положительную динамику результатов ВКР за последние 3 года.

Имеет значительное количество поощрений за руководящую должность главного фельдшера  в КГБУЗ «ССМП, г.Рубцовск»

4.Проходит диагностику профессиональных затруднений.

Слабая методическая подготовка к ведению аудиторных занятий.

Слабое понимание порядка осуществления ДПО в КГБПОУ «Рубцовский медицинский колледж».

 

Проектировочный этап

1.Разрабатывает персонализированную программу наставнической деятельности -  «дорожную карту».

1.Знакомится с «дорожной картой».

2.Разрабатывает и реализует программу адаптации.

 

 

Программа адаптации наряду с традиционным видом наставничества практикует и виртуальное. Общение пары проходит не только в рабочее время, но и в свободное от работы при помощи мессенджеров, электронной почты.

2.Реализует «дорожную карту».

1.Знакомится с Порядком осуществления ДПО в РМК.

2.Участвует в осуществлении порядка реализации ДПО в РМК.

3.Знакомится с учебным контентом системы дистанционного обучения в РМК на платформе MOODLE (27 ДПП ПК и ПП).

4.Знакомится с информационной системой «ДПО» в рамках внедрения «бережливых технологий».

5.Знакомится с ДПП ПК и ПП на отделении ДПО.

6.Знакомится с работой Портала НМО с позиции обучающей стороны.

7.Знакомится с работой Симуляционного центра КГБПОУ РМК.

3.Осуществляет корректировку профессиональных умений

 

3.Участвует в корректировке «дорожной карты», участвует в разработке и реализации инновационных программ.

1.Участвует в работе Портала НМО.

2.Разрабатывает новые ДПП ПК с учетом требований аккредитации специалистов.

3.Участвует в работе аккредитационных площадок симуляционного центра по специальностям «Лечебное дело», «Скорая и неотложная помощь».

 

Контрольно-оценочный этап

Реверсивное наставничество

Проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога/руководителя и степень готовности к выполнению своих обязанностей

 

Показывает уровень знаний, результаты деятельности, эмоциональную удовлетворенность, изменение поведения.

 

1.Передал базовые основы работы отделения ДПО, цифрового контента, ЭО и ДОТ, основ бережливого производства.

2.Обучил методическим основам проведения занятий по ПМ, МДК.

1.Освоил принципы работы отделения ДПО.

2.Освоил методы педагогической работы при проведении занятий по МДК, ПМ.

3. Прошел психологическое тестирование  «на выходе»:  «Адаптация молодого специалиста» с положительной динамикой.

3.Освоил принцип работы Портала НМО с точки зрения документооборота.

4. Освоил работу на тренажерах-симуляторах в Симуляционном центре для оказания неотложной помощи.

4.Обучил наставника работе на Портале НМО после прохождения учебным заведением методической и технической экспертизы ДПП ПК.

5.Обучил наставника работе на тренажерах-симуляторах в Симуляционном центре для оказания неотложной помощи.

 

Таким образом, особенность реверсивного наставничества при переходе сотрудника из практического здравоохранения (при осуществлении социального партнерства) на должность руководителя структурного подразделения дополнительного профессионального образования в образовательную организацию заключается в том, что в нашем случае адаптация молодого специалиста прошла быстро и успешно. Наставляемый легко освоил  новые компетенции и ведет плодотворную работу. Кроме того, наставник получил новый багаж знаний и умений от молодого специалиста с точки зрения  практической медицины и более комфортно освоил принцип работы на Портале НМО.

Данная практика наставничества способствует переходу системы ДПО Рубцовского медицинского колледжа на новый современный уровень и, как следствие, надеемся, приведет к повышению качества подготовки специалистов среднего звена на этапе постдипломной подготовки и аккредитации.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности реверсивного наставничества при переходе сотрудника из практического здравоохранения (при осуществлении социального партнерства) на должность руководителя структурного подразделения дополнительного профессионального образования в образовательную организацию (на примере КГБПОУ «Рубцовский медицинский колледж»)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*