Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности подготовки кадров в условиях цифровизации экономики

07.12.2022 260 339
Завгородняя Анна Сергеевна
Завгородняя Анна Сергеевна, преподаватель

Ряжский колледж имени Героя Советского Союза А.М. Серебрякова

Цифровая трансформация проникает во все сферы экономики, глубоко и иногда кардинально меняя систему взаимоотношений на рынке труда. Одним из трендов является вовлечение работников в новую систему трудовых взаимоотношений, формируемых в современных цифровых платформах (Яндекс, Авито и т.д.). Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует результаты проекта «Исследование цифрового неравенства в России и его влияния на цифровизацию экономики и общества». В исследовании впервые представлена оценка платформенной занятости в России по данным Росстата за I полугодие 2022 года. Рост платформенных работников (на 257 тыс. человек во II квартале 2022 г. по сравнению с I кварталом 2022 г.) говорит об адаптации рынка труда к новым условиям. 

Цифровизация определяет новые тенденции не только на рынке труда, но и формирует новые требования к подготовке кадров в образовательных учреждениях. Роль образовательного учреждения заключается в формировании и всестороннем развитии набора навыков и компетенций студента. Мы считаем, что различные компетенции обучающегося находятся в постоянной взаимосвязи, движении и развитии.  Необходим комплексный подход, позволяющий интегрировать различные составляющие общей компетентности студента.

Вопросы компетентностного подхода в образовании актуальны и представлены в работах авторов  И. А. Зимняя, О. И. Окуловский, А.Э. Попович, А. В. Хуторской и др. Анализ литературных источников позволил определить терминологию понятий «компетентность» и «компетенция»:

- компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной;

- компетентность – это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных компетенций [3].

Информационно-аналитическая компетентность обучающегося является существенным фактором понимания масштаба, динамики, сложности взаимосвязей его будущей профессиональной деятельности. Это понимание тенденций будущего развития сферы деятельности, ее взаимодействия с внешним окружением, приспособления к изменившимся условиям. Информационно-аналитическая компетентность включает решение задач сбора, обработки и анализа информации [2]. Информационно-аналитическая деятельность в целом предполагает выполнение следующих работ:

  • Структурирование разнородных информационных потоков;
  • Формализация информации;
  • Накопление и поддержание актуальности данных;
  • Аналитическая обработка данных;
  • Анализ и оценка информации в соответствии с установленными критериями.

Рассмотрим основные научные подходы: системный, процессный и ситуационный, и их применимость к развитию информационно-аналитической компетентности.

Системный подход основан на теории систем и системном анализе. Системный подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов — это способ мышления. Чтобы осознать, как системный подход сформировать и развить информационно-аналитическую компетентность студентов, необходимо понять, что такое система.

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. К свойствам систем относятся целостность, неаддитивность, эмерджентность, синергизм, обособленность, совместимость, адаптивность.

Системный подход является методологической основой и отражает комплексный характер информационно-аналитической компетентности. Основные идеи системного подхода, применяемые в формировании и развитии информационно-аналитической компетентности студентов:

  • исследуемый объект оценивается как единое целое независимо от рассматриваемой точки зрения;
  • решение частных проблем подчиняется решению проблем, общих для всей системы;
  • устойчивое состояние системы препятствует ее развитию – необходим постоянный пересмотр и совершенствование.

На практике эти идеи выражаются в интеграции информационно-аналитической компетентности студентов с общими и профессиональными и направлены на повышение профессиональной эффективности будущего специалиста в условиях динамично развивающейся сферы деятельности.

В основе ситуационного подхода лежит ситуация, которой надо управлять. Ситуации, в которых студент применяет информационно-аналитические навыки, достаточно разнообразны и повсеместны. Эти состояния, или ситуации, вызваны воздействием внешних факторов, влияют на отдельные элементы учебной деятельности как системы, вызывая конкретную реакцию со стороны обучающегося, и позволяют проявить различные компетенции.

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления о возникающих задачах и их решениях. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей наиболее эффективно. Основные идеи ситуационного подхода, применяемые в формировании и развитии информационно-аналитической компетентности студентов:

  • подчеркивается значимость ситуации. Это определенный набор обстоятельств, которые формируют ситуацию;
  • правильная интерпретация ситуации и определение ситуационных переменных (внешних и внутренних);
  • увязка конкретных приемов информационно-аналитической компетентности с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение образовательных и профессиональных целей самым эффективным способом в условиях существующих обстоятельств.

Информационно-аналитическая компетентность проявляет себя как ответ на различные ситуации, возникающие в образовательном процессе. Формирование и развитие информационно-аналитической компетентности строится как система исходя из ситуационных предпосылок путем формирования единого и непрерывного процесса реализации отдельных функций, составляющих этот процесс.

Формирование и развитие информационно-аналитической компетентности представляет собой не единоразовый прием обучения, а постоянный процесс в силу динамичности внешних и внутренних факторов; сложности и разнообразии процессов образовательной и профессиональной деятельности; наличия и взаимосвязи формализуемых и неформализуемых целей и критериев; неполноты, неточности исходной информации.

Следует отметить, что все эти подходы «работают» одновременно, находясь друг с другом в общем, универсальном взаимодействии. Автор подчеркивает, что информационно-аналитическая компетентность базируется на интеграции различных научных подходов.

 

Оригинал работы: Особенности подготовки кадров в условиях цифровизации экономики




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*