Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности цифровой трансформации образования

07.12.2022 285 431
Беляева Ираида Борисовна
Беляева Ираида Борисовна, преподаватель

Ряжский колледж имени Героя Советского Союза А.М. Серебрякова

В наше время неопределённостей, нестабильности и больших скоростей мы уже почти научились адаптироваться к меняющимся условиям. Мы можем среди повседневных дел на ходу учиться, разучиваться, переучиваться... И всё же, время от времени, когда есть возможность, надо замедлить бег и задуматься над тем, что мы делаем. Это очень важно –  не увлечься и не пробежать мимо цели, особенно если речь идёт о таком серьёзном вопросе, как образование.

Сегодня  образовательные учреждения всех уровней стали участниками цифровой трансформации.

Известно, что трансформация – это преобразование, изменение.

Одной из моделей изменений является формула перемен, разработанная  Дэвидом Глейчером(1960-е) и затем опубликованная Ричардом Бекхардом(1980-е)

И=f (Н*В*К)>Cи,

 где И-изменения, Н- неудовлетворённость текущей ситуацией,

  В-видение перспектив,

  К- конкретные шаги, которые могут быть предприняты для реализации   имеющихся перспектив, 

  Cи,- сопротивление изменениям(сила, которую необходимо преодолеть, чтобы изменения прошли успешно)

Если хотя бы один из сомножителей будет равен нулю, то Изменения будут меньше Сопротивления изменениям, то есть сопротивление изменениям будет доминировать.

Нельзя сказать, что в настоящее время никто не сопротивляется цифровым изменениям образовательного учреждения. Очень убедительно это делает в своих выступлениях, в частности, Ольга Николаевна Четверикова, российский учёный и писатель.

И всё же, большинство преподавателей, родителей и обучающихся не сомневаются в необходимости цифровизации образования и видят перспективы владения цифровым инструментом.

Каковы особенности цифровых изменений образовательных учреждений?

Какие  конкретные шаги и кто их делает, чтобы эти изменения были позитивными и помогли справиться с проблемой и достигнуть намеченных целей?

Успех возможен только при слаженной работе участников процесса- руководителей учебного заведения, преподавателей, воспитателей  и обучающихся.

 В первую очередь руководители учебного заведения решают, куда будет направлен вектор развития вверенного им учреждения.

У руководителя много функций. Ему одновременно надо быть хозяином (сохранить, приумножить деньги, студентов, программы), администратором (обеспечить работу по норме, чтоб не было сбоев), менеджером (отвечать за оптимизацию - при минимуме затрат обеспечить максимальный результат). Теперь ему ещё надо быть трансформатором- постоянно менять свой объект управления   по форме:  действовать не по схеме объект А →объект А2, а по схеме объект А→ объект В. Цифровая трансформация-это трансформация системы управления путём пересмотра стратегии, моделей, операций, продуктов, целей, обеспечиваемая применением цифровых технологий. Для лидера трансформации это главное.

 Преподаватели  сегодня стоят перед фундаментальным переосмыслением своей роли, которая характеризуется следующими особенностями.

  • Авторитет учителя уже не может основываться только на сумме знаний, которые у него есть. Педагог перестал быть единственным источником знаний для студента. Интернет, социальные сети, электронные книги, онлайн-курсы усиливают конкуренцию за внимание студента. Статус знаний меняет своё место и зависит от того, умеет ли преподаватель отвечать на вопросы, ответов на которые нет в Google.
  • Современный мир предъявляет к человеку жёсткие требования, поэтому преподавателю необходимы способности, направленные на овладение компетенциями в области личностного развития. Актуальные стратегии:
  • ни в коем случае нельзя занять позицию «преподавателя, который задавлен реалиями»;
  • саморегуляция (умение управлять своим временем, ресурсами; знание себя и умение контролировать своё личное психическое состояние для того, чтобы  находить достойный выход из сложившихся педагогических ситуаций; адаптивность к меняющимся условиям; способность учиться, разучиваться, переучиваться; активная жизненная позиция);
  • исследовательские навыки (умение анализировать и прогнозировать, принимать решения, мыслить нестандартно; искать информацию, пути выхода; умение распределять задачи и синхронизироваться с другими членами команды, даже при больших различиях в стилях и содержании работы; умение ставить и достигать поставленных целей);
  • навыки творчества (преподаватель – и артистическая, режиссёрская профессия. Без творчества преподаватель быстро выгорает, а  сгоревший преподаватель никого не убедит в пользе приобретения знаний);
  • мотивация деятельности обучающихся – не все преподаватели считают нужным мотивировать, не все могут мотивировать.

Говоря о мотивации деятельности, подчеркну, что цели поступления молодого человека на профессиональное обучение в то или иное образовательное учреждение могут быть разными. Соответственно и мотивация тех или иных категорий обучающихся должна осуществляться преподавателем с учётом этих обстоятельств.

  • Цель – саморазвитие (личностный рост).

          В этом случае преподавателям надо предоставить обучающимся много вариантов и возможностей     для  творчества (они сами себя мотивируют).

  • Цель – документ.

Обучающимся необходим постоянный контроль (кому нужен только документ, те часто относятся к учёбе формально): регулярность контакта, жёстко наказывать за нарушение дедлайна.

 

  • Цель – знания, профессия (компетентность)

С такими обучающимися хорошо «идут» индивидуальные проекты.

  • Общение

Этих студентов, наверняка, увлекут проекты геймификации.

Изменение убеждений в практике применения цифровизации.

Сегодня преподаватель, который не владеет хотя бы минимумом цифровых технологий, вызывает недоумение у обучающихся. Поэтому таких преподавателей, наверное, нет. Но даже если преподаватель владеет всеми цифровыми инструментами, гарантировать, что он будет обучать лучше, вряд ли возможно. Приходится постоянно задавать себе   вопросы: «Какое обучение качественное? Какова моя роль в обучении?» Однозначного ответа на эти вопросы нет. Пока ещё не разработаны обоснованные критерии качественного учебного занятия при цифровом обучении.

Цифровые технологии не только серьёзным образом меняют окружающий мир, но и оказывают влияние на такие  функции человека, как память, внимание, мышление. Это приводит к необходимости пересмотра структуры, очерёдности и методик передачи знаний студентам.

Так, я в своей работе на протяжении многих лет   реализую модель «перевёрнутого учебного плана», которая позволяет студентам получать прикладные навыки перед изучением теории.  Это приводит к ускорению и повышению качества подготовки по дисциплине «Статистика».

Обычная картина – студент находится в аудитории и не понимает, зачем ему запоминать информацию, которую  дают на лекции. Преподавателю приходится одно и то же объяснять несколько раз: на текущем и на следующих занятиях. Но если сначала поставить задачу, то студент сам начинает искать пути решения.  Проектная деятельность очень полезна в этом смысле. Я даю студенту проект и предлагаю план работы. Студент через некоторое время понимает, что в Интернете искать трудно, а преподаватель отвечает на конкретные вопросы, показывает, как сделать продукт максимально хорошо. Студент начинает более заинтересованно слушать лекции и даже после уроков ходить к преподавателю, то есть он мотивирован на обучение.

Положительные результаты показывает  опыт накопительной системы оценивания студентов.

 Суть её  заключается в том, что дисциплина имеет несколько элементов контроля; каждый элемент имеет свой вес; если накопил достаточно, то экзамена или зачёта может не быть.

Экзамен –  проверка знаний. Но ведь польза знания  не от того, что запомнили из учебников, а от того, как смогли применить это в жизни.

Надо учить человека думать. Чтоб  он мог быстро найти правильный ответ на задачу, которая не была раньше записана. А экзамен только вырабатывает ненужный навык сдавать экзамен.

 Конечно, прежде, чем  внедрять эту систему, преподавателю надо изрядно потрудиться над созданием ситуационных задач для каждого обучающегося.

Но игра стоит свеч, поскольку такая система создаёт  учебное пространство, в котором студент всегда находится в тонусе.

Накопительная система оценивания полезна для того, чтобы:

  • студенты учились равномерно;
  • знали слово дедлайн и учитывали его;
  • испытывали меньше стресса, так как не приходится сдавать экзамен;
  • у преподавателя есть возможность оценить гораздо больше микрорезультатов и оценивать работу студента в динамике.

В ходе цифровой трансформации учебного заведения важная роль отводится воспитателям.

У технологического прогресса есть формула: всё, что может быть сделано,  должно быть сделано, часто без этических ограничений.

С моей точки зрения, в образовательном учреждении в таком виде эта формула неприменима и нуждается в корректировке именно в части этической.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что индустриализация отдалила нас от природы, религии, изменила социальную структуру общества. Отношение к этим областям перестаёт быть естественным фактом и становится культурной задачей воспитателей. Изменился жизненный мир учеников –  аналоговый мир стал его исключительной составляющей.

Большинство детей живут в этом мире и будут жить в нём. Поэтому надо им помочь не потеряться и в реальном мире.

Без обучающихся учебный процесс невозможен.

       В ситуации цифровых изменений помимо всех профессиональных   компетенций возникает необходимость развивать у обучающихся и специфические:

  • безопасность (при использовании цифровых медиа обучающиеся знают и учитывают риски соблюдения положений закона и этикет);
  • самостоятельность (обучающиеся осведомлены о многих аналоговых и цифровых медиа – средствах коммуникации, способах передачи информации, умеют пользоваться ими самостоятельно);
  • умение понимать и применять информатику (обучающиеся разбираются в технических основах компьютера и умеют пользоваться ими в учёбе и профессии);
  • ИКТ на уроках по предметам (обучающиеся знают о влиянии цифровизации на предметные области и умеют должным образом освоить каждый предмет с использованием цифровых медиа).

Основа обучения –  человеческие коммуникации. Преподаватель и студент взаимодействуют друг с другом; между собой взаимодействуют студенты; группа, как коллектив, взаимодействует с преподавателем.

Применение ИКТ создают определённый дефицит общения. Живое общение нужно и преподавателю, и студентам. Им всегда есть, что обсудить, в том числе и то, чего они ожидают друг от друга.

Н.Зильберман, зав. кафедрой гуманитарных проблем информатики ТГУ  представила результаты опроса, в котором приняли участие студенты, бакалавры, магистры 1 курса университета,  всего 157 человек. Думаю, что ответы студентов будут интересны слушателям.

 

  • Что хотят видеть при изучении дисциплины

Визуальные материалы (презентация) -94%

Результат обучения (как этот курс будет встраиваться в их жизнь, а не что «знать, уметь»)-91%

Задания с критериями и сроками выполнения -90%

Скриншоты лекций -81%

  • Чего не хотят видеть

Ссылки на неконкретные дополнительные ресурсы

  • С каким преподавателем комфортно

Наставник (подстраивается под индивидуальные потребности студента, разрабатывает ему траекторию, тьютор) -86%

Друг (с которым можно поговорить не только про учёбу, до пары «просто человек», на паре «препод») –  хотят больше видеть первокурсники -55%

Просто преподаватель (профессионал, но не проявляет никаких коммуникаций хотят больше видеть магистры) -49%

Строгий преподаватель -11%

  • Насколько важно, как преподаватель относится к тому, что он делает, и что делают студенты (представлено в порядке убывания)

Преподаватель с готовностью отвечает на вопросы студентов

          Ламповое отношение («тёплое» на молодёжном языке: преподаватель    улыбается, проявляет участие)

Даёт несколько шансов, но с соблюдением строго дедлайна

     5)Советы преподавателям от студентов

Не быть скучными, занудными, душными, бескомпромиссными

Быть дружелюбными к студентам

Воспитывать ответственное отношение к срокам       (например, определите - два раза не сделал, а потом «до свидания»)

      Итак, что ждут студенты:

Результат обучения (Зачем?)

Видеолекции, презентации

Задания с критериями оценивания, инструкциями и жёстким сроком со вторым шансом

Обратная связь

 

Преподаватель –  больше, чем преподаватель

4 октября 2021 года на площадке  Федерального института развития образования РАНХ и ГС прошла международная онлайн-конференция «Россия и современность». Основной доклад делал доктор философии Робин Шмидт, доцент Высшей школы педагогики Университета высшего профессионального образования Северной Швейцарии, который представил цифровую трансформацию учебного заведения как часть  трансформации общества (сначала технической, затем социальной) и поднял вопрос о смене парадигмы в философии цифровизации образования. Он убеждён, что вместо  проблемы  цифровизация в образовании  надо рассматривать проблему образование в цифровом мире.

Критерием работы образовательного учреждения и каждого преподавателя  должно стать не цифровое образование, а хорошее образование, которое поможет молодому человеку адаптироваться в мире, реализоваться в нём и принести пользу государству.

Согласно утверждению Р. Шмидта, цифровизация образования –  это не проект, который имеет начало и конец, во время которого осваиваются денежные средства, а затем начинается работа над новым проектом.

Цифровая трансформация – это не только оснащение образовательного учреждения цифровыми инструментами, что скорее можно назвать автоматизацией учебного процесса, предполагающей использование цифровых учебников, видеоуроков и других инструментов, упрощающих учебный процесс.

Подводя некоторый итог, следует сказать, что цифровая трансформация профессионального образования необходима в связи с цифровизацией общества.  Будущее, в котором многим предстоит трудиться, изменилось. И это будущее не просто улучшенная с помощью цифрового оборудования версия прошлого.

Цифровая трансформация образования – это уже не миф, хотя ещё и не реальность.

Положительного результата не будет до тех пор, пока в учебном заведении не возникнет соответствующая культура, а её создание –   это  серьёзная и длительная работа всех участников образовательного процесса, в которой существуют проблемные точки: отсутствие опыта, ограниченность ресурсов, недостаточность кадров с нужными компетенциями.

Очевидно, все проблемы образования нельзя решить только через цифровую трансформацию. Никакого значимого развития человека с применением цифровых технологий и без них нет. Технические средства не заменят преподавателя, и это накладывает на преподавателя большую ответственность.

 

Оригинал работы: Особенности цифровой трансформации образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*