Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктуальным в настоящее время является создание в образовательном учреждении среднего профессионального образования организационно-педагогических условий, где обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, получают возможность приобрести необходимые психологические и социальные компетентности, которые позволят им решать разные вопросы, критически оценивать поступки, соотносить свои интересы с возможностями общества.
Профессиональное образование, по мнению многих исследователей, в наибольшей степени способствует социальной динамике, социальным перемещениям студента с ОВЗ, позволяет сделать ему обоснованный выбор профессионального и личностного пути развития и тем самым обеспечивает успешную социализацию и интеграцию в общество.
В этой связи социализация и интеграция выступают как ключевые функции профессионального образования не только для самого инвалида, но и для общества в целом.
Успешная социализация проявляется в усвоении образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, что в свою очередь позволяет раскрыться творческим талантам и способностям личности, занять ей активную жизненную позицию.
При этом, исходя из собственного опыта работы с данной категорией лиц, проблема социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является наиболее сложной и комплексной среди того круга проблем, которые сопровождают процесс становления личности.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья принимаются в техникум на интегрированную форму обучения при условии, что заключение медико-социально-экспертной комиссии об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации не содержат противопоказаний к обучению в образовательном учреждении по указанным образовательным программам. На сегодняшний день в техникуме обучаются 4 человека с инвалидностью и целая группа студентов с ОВЗ по программе профессиональной подготовки «Кухонный работник».
В техникуме реализуется план мероприятий по психолого-педагогическому и социально-оздоровительному сопровождению обучающихся с ОВЗ, обучающихся-инвалидов.
Цель сопровождения: оказание всесторонней помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся-инвалидам в получении профессионального образования, личностном развитии, укреплении здоровья, социальной адаптации и самореализации.
Для того чтобы процесс профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, их дальнейшего трудоустройства был успешным, психолого-педагогической службой обеспечивается их адаптация к новой образовательной среде и социализация. Важно подчеркнуть, что данная задача не менее актуальна и для других обучающихся, не имеющих инвалидности или ограничений по здоровью.
В этих условиях основные усилия направлены на:
– обеспечение психологического комфорта и защиты личностного пространства обучающихся;
– оказание студентам комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе обучения;
– установление связей и партнерских отношений между семьей и техникумом.
С целью выявления проблем адаптации и социализации на первом этапе проводится ряд диагностических процедур со всеми без исключения обучающимися по следующим методикам: изучение самооценки психических состояний (Г. Айзенк); изучение социализированности личности (М. И. Рожков); определение индекса толерантности; определение системы ценностных ориентаций (М. Рокич); оценка социально-психологической адаптированности (К. Роджерс и Р. Даймонд в адаптации Т. В. Снегиревой); методика экспресс-оценки выраженности состояний тревожности и депрессии (Яхин К.К., Менделевич Д.М.).
Для диагностики обучающихся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья дополнительно применяются проективные методики «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное»; цветовой тест М. Люшера; измерение самооценки (Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн).
Опыт проведения первичной диагностики показывает, что практически у всех обучающихся-инвалидов, поступающих на первый курс в техникум, наблюдается повышенный уровень тревожности, эмоционального дискомфорта, что говорит о повышенном уровне фрустрации; способность к рефлексии, самоконтролю, коммуникации не сформированы; общий фон активности - невысокий. Они не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, считают, что не способны контролировать события, а ответственность перекладывают на внешние факторы. Низкими оказываются значения по шкале «настойчивость», что само по себе является показателем повышенной лабильности, неуверенности, низкой самооценки и, в конечном счете, влечет трудности в социализации.
Анализ данных, полученных в ходе первичной диагностики, одновременно становится началом второго - коррекционного - этапа работы с обучающимися инвалидами, когда формулируются основные задачи для классного руководителя, педагога-психолога, преподавателей и воспитателей по психолого-педагогическому сопровождению таких обучающихся. На данном этапе нам важно добиться снижения уровня тревожности, установления контактов с другими членами группы, снятия психоэмоционального напряжения, повышения самооценки обучающегося-инвалида.
В рамках коррекционно-развивающего модуля как педагог-психолог провожу серию групповых занятий по теме «Дом, в котором мы живем…» для обучающихся 1 курса. В ходе занятий используются разнообразные методы арт-терапии: изотерапия, рисование, психодиагностические проективные методики. Первое занятие направлено на снятие у обучающихся психологических барьеров в общении (зажатость, негативизм), способствует процессу адаптации в новом пространстве, вызывает чувство успешности. Второе занятие выявляет семантическое богатство при описании эмоциональных состояний, определение значимости их для обучающегося и группы в целом. Используемые упражнения, такие как «Рисование сыпучими материалами», «Автопортрет в натуральную величину», «Дорисуй лицо и покажи эмоцию», работа с творческим мусором «Карта эмоций» и др., способствуют проявлению сотрудничества в условиях командной работы, развивают коммуникативные, творческие и рефлексивные умения. В конце занятий проводится рефлексия содержания учебного материала (используется прием афоризма и незаконченного предложения: обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая фразы из рефлексивного экрана) и рефлексия эмоционального состояния обучающихся.
В техникуме имеется положительный опыт проведения индивидуальных и групповых занятий с разными категориями лиц, в том числе с участием обучающихся-инвалидов, по формированию доброжелательной и доверительной обстановки в студенческом коллективе, толерантного отношения к окружающим, взаимного уважения, навыков межличностной коммуникации. При этом используются такие методические средства, как ролевые игры, дискуссии, проигрывание конфликтных ситуаций, разнообразные упражнения с элементами тренинга. Обучающимся инвалидам постепенно и ненавязчиво предлагается взять на себя роль группового лидера, что в значительной мере способствует снижению уровня тревожности, адекватному восприятию своего «Я».
Не менее важным для успешной социализации обучающихся, в том числе инвалидов, является их вовлечение во внеурочную жизнь техникума. К моменту окончания обучения в техникуме, например, обучающиеся-инвалиды смогут поместить в свои портфолио не одну грамоту за участие в выставках технического творчества, студенческих конференциях, в художественной самодеятельности, в патриотических воспитательных мероприятиях.
Результаты вторичной диагностики социально-психологической адаптации, которая проводится в конце первого-второго курсов, говорит о происходящих качественных изменениях в психическом состоянии обучающихся-инвалидов. Особенно заметным становится снижение уровня тревожности. Следует отметить, что поведение таких студентов значительно меняется. На старших курсах обучающиеся данной категории становятся увереннее, более свободно общаются в коллективе сверстников, достигают более высоких результатов в образовательном процессе. У них проявляется умение критически оценивать свое место в группе, а также свои возможности и способности. Они адекватно реагируют на требования преподавателей, классных руководителей и воспитателей.
Педагогический коллектив техникума стремится к тому, чтобы обучающиеся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя полноценными членами образовательного коллектива, приобрели позитивный жизненный опыт, получили качественное профессиональное образование и стали востребованными специалистами, самостоятельными и ответственными членами общества.
Итак, в заключение статьи следует еще раз подчеркнуть, что обучающиеся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Это позволяет создать условия для саморазвития личности, реализовывать их творческий потенциал, помогает обучающимся саморазвиваться, что способствует формированию общих компетенций выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность их на рынке труда.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидов в условиях СПО
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.