Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидов в условиях СПО

13.06.2022 259 365
Петухова Елена Анатольевна
Петухова Елена Анатольевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Актуальным в настоящее время является создание в образовательном учреждении среднего профессионального образования организационно-педагогических условий, где обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, получают возможность приобрести необходимые психологические и социальные компетентности, которые позволят им решать разные вопросы, критически оценивать поступки, соотносить свои интересы с возможностями общества.

Профессиональное образование, по мнению многих исследователей, в наибольшей степени способствует социальной динамике, социальным перемещениям студента с ОВЗ, позволяет сделать ему обоснованный выбор профессионального и личностного пути развития и тем самым обеспечивает успешную социализацию и интеграцию в общество.

В этой связи социализация и интеграция выступают как ключевые функции профессионального образования не только для самого инвалида, но и для общества в целом.

Успешная социализация проявляется в усвоении образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, что в свою очередь позволяет раскрыться творческим талантам и способностям личности, занять ей активную жизненную позицию.

При этом, исходя из собственного опыта работы с данной категорией лиц, проблема социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является наиболее сложной и комплексной среди того круга проблем, которые сопровождают процесс становления личности.

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья принимаются в техникум на интегрированную форму обучения при условии, что заключение медико-социально-экспертной комиссии об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации не содержат противопоказаний к обучению в образовательном учреждении по указанным образовательным программам. На сегодняшний день в техникуме обучаются 4 человека с инвалидностью и целая группа студентов с ОВЗ по программе профессиональной подготовки «Кухонный работник».

В техникуме реализуется план мероприятий по психолого-педагогическому и социально-оздоровительному сопровождению обучающихся с ОВЗ, обучающихся-инвалидов.

Цель сопровождения: оказание всесторонней помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся-инвалидам в получении профессионального образования, личностном развитии, укреплении здоровья, социальной адаптации и самореализации.

Для того чтобы процесс профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, их дальнейшего трудоустройства был успешным, психолого-педагогической службой обеспечивается их адаптация к новой образовательной среде и социализация. Важно подчеркнуть, что данная задача не менее актуальна и для других обучающихся, не имеющих инвалидности или ограничений по здоровью.

В этих условиях основные усилия направлены на:

– обеспечение психологического комфорта и защиты личностного пространства обучающихся;

– оказание студентам комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе обучения;

– установление связей и партнерских отношений между семьей и техникумом.

С целью выявления проблем адаптации и социализации на первом этапе проводится ряд диагностических процедур со всеми без исключения обучающимися по следующим методикам: изучение самооценки психических состояний (Г. Айзенк); изучение социализированности личности (М. И. Рожков); определение индекса толерантности; определение системы ценностных ориентаций (М. Рокич); оценка социально-психологической адаптированности (К. Роджерс и Р. Даймонд в адаптации Т. В. Снегиревой); методика экспресс-оценки выраженности состояний тревожности и депрессии (Яхин К.К., Менделевич Д.М.).

Для диагностики обучающихся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья дополнительно применяются проективные методики «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное»; цветовой тест М. Люшера; измерение самооценки (Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн).

Опыт проведения первичной диагностики показывает, что практически у всех обучающихся-инвалидов, поступающих на первый курс в техникум, наблюдается повышенный уровень тревожности, эмоционального дискомфорта, что говорит о повышенном уровне фрустрации; способность к рефлексии, самоконтролю, коммуникации не сформированы; общий фон активности - невысокий. Они не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, считают, что не способны контролировать события, а ответственность перекладывают на внешние факторы. Низкими оказываются значения по шкале «настойчивость», что само по себе является показателем повышенной лабильности, неуверенности, низкой самооценки и, в конечном счете, влечет трудности в социализации.

Анализ данных, полученных в ходе первичной диагностики, одновременно становится началом второго - коррекционного - этапа работы с обучающимися инвалидами, когда формулируются основные задачи для классного руководителя, педагога-психолога, преподавателей и воспитателей по психолого-педагогическому сопровождению таких обучающихся. На данном этапе нам важно добиться снижения уровня тревожности, установления контактов с другими членами группы, снятия психоэмоционального напряжения, повышения самооценки обучающегося-инвалида.

В рамках коррекционно-развивающего модуля как педагог-психолог провожу серию групповых занятий по теме «Дом, в котором мы живем…» для обучающихся 1 курса. В ходе занятий используются разнообразные методы арт-терапии: изотерапия, рисование, психодиагностические проективные методики. Первое занятие направлено на снятие у обучающихся психологических барьеров в общении (зажатость, негативизм), способствует процессу адаптации в новом пространстве, вызывает чувство успешности. Второе занятие выявляет семантическое богатство при описании эмоциональных состояний, определение значимости их для обучающегося и группы в целом. Используемые упражнения, такие как «Рисование сыпучими материалами», «Автопортрет в натуральную величину», «Дорисуй лицо и покажи эмоцию», работа с творческим мусором «Карта эмоций» и др., способствуют проявлению сотрудничества в условиях командной работы, развивают коммуникативные, творческие и рефлексивные умения. В конце занятий проводится рефлексия содержания учебного материала (используется прием афоризма и незаконченного предложения: обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая фразы из рефлексивного экрана) и рефлексия эмоционального состояния обучающихся.

В техникуме имеется положительный опыт проведения индивидуальных и групповых занятий с разными категориями лиц, в том числе с участием обучающихся-инвалидов, по формированию доброжелательной и доверительной обстановки в студенческом коллективе, толерантного отношения к окружающим, взаимного уважения, навыков межличностной коммуникации. При этом используются такие методические средства, как ролевые игры, дискуссии, проигрывание конфликтных ситуаций, разнообразные упражнения с элементами тренинга. Обучающимся инвалидам постепенно и ненавязчиво предлагается взять на себя роль группового лидера, что в значительной мере способствует снижению уровня тревожности, адекватному восприятию своего «Я».

Не менее важным для успешной социализации обучающихся, в том числе инвалидов, является их вовлечение во внеурочную жизнь техникума. К моменту окончания обучения в техникуме, например, обучающиеся-инвалиды смогут поместить в свои портфолио не одну грамоту за участие в выставках технического творчества, студенческих конференциях, в художественной самодеятельности, в патриотических воспитательных мероприятиях.

Результаты вторичной диагностики социально-психологической адаптации, которая проводится в конце первого-второго курсов, говорит о происходящих качественных изменениях в психическом состоянии обучающихся-инвалидов. Особенно заметным становится снижение уровня тревожности. Следует отметить, что поведение таких студентов значительно меняется. На старших курсах обучающиеся данной категории становятся увереннее, более свободно общаются в коллективе сверстников, достигают более высоких результатов в образовательном процессе. У них проявляется умение критически оценивать свое место в группе, а также свои возможности и способности. Они адекватно реагируют на требования преподавателей, классных руководителей и воспитателей.

Педагогический коллектив техникума стремится к тому, чтобы обучающиеся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя полноценными членами образовательного коллектива, приобрели позитивный жизненный опыт, получили качественное профессиональное образование и стали востребованными специалистами, самостоятельными и ответственными членами общества.

Итак, в заключение статьи следует еще раз подчеркнуть, что обучающиеся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Это позволяет создать условия для саморазвития личности, реализовывать их творческий потенциал, помогает обучающимся саморазвиваться, что способствует формированию общих компетенций выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность их на рынке труда.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидов в условиях СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*