Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Вопросы взаимоотношений между военнослужащими как фактор успешности в формировании культуры студентов колледжа

06.06.2022 274 433
Никаев Николай Владимирович
Никаев Николай Владимирович, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Эффективность воинского коллектива во многом зависит от характера взаимоотношений между его членами. Положительные взаимные отношения повышают качество служебно-боевой деятельности, отрицательные -  дестабилизируют коллектив и затрудняют совместную деятельность.  Точно также  формируются отношения и в студенческом коллективе.

В Новосибирском автотранспортном колледже мною был проведен открытый урок по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Темой моего открытого урока стал вопрос о взаимоотношениях между военнослужащими в вооруженных силах Российской Федерации.

В психологии взаимоотношения определяются как различные виды и формы общения личности в коллективе в процессе их совместной жизни и деятельности. Воинская же деятельность имеет ряд особенностей, что накладывает отпечаток на взаимоотношения военнослужащих. Здесь есть уставные и неформальные межличностные отношения. Для сравнения культуры взаимоотношений в воинской среде и студенческой надо изучить требования уставов вооруженных сил и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Общее для укрепления взаимоотношений в обоих средах это повышение общекультурного уровня личности и накопление опыта культурного взаимодействия.

В формировании взаимоотношении военнослужащих, предусмотренных общевоинскими уставами и моральными нормами, важную роль играют:

- формирование воинских коллективов с учетом обеспечения психологической совместимости военнослужащих, создание оптимальных условий для доверия и взаимопонимания в процессе взаимодействия;

- совершенствование организации и условий воинской службы, преодоление «узких мест», которые вызывают повышенную напряженность и конфликтность;

- совершенствование уровня руководства воинскими коллективами, повышение психолого-педагогической компетентности военных руководителей;

- постоянное воспитательное воздействие на коллектив и личность с целью формирования установок, ориентированных на уважительность, доброжелательность, поддержание отношений дружбы и товарищества, привычек уставного поведения;

- обеспечение групповой сплоченности воинов вокруг решаемых задач, командиров и начальников, возникающих трудностей, коллективных мнений и суждений, объединение воинов в одну семью;

- развитие и коррекция делового и эмоционального общения между военнослужащими, должностными лицами, формальными и неформальными структурами, особенно в звеньях «сержанты - рядовые», «старослужащие - молодые воины», «воины различных национальностей»;

- повышение уровня этической и психологической грамотности в воинских коллективах;

- устранение противоречий и конфликтов, дестабилизирующих коллектив, предотвращение отношений неприязни, изоляции, антипатий, унижения человеческого достоинства, незаслуженного возвышения одних в глазах других, закрепления в коллективе низкостатусных ролей и т.п.;

- управление режимом ратного труда и отдыха военнослужащих.

Необходимым условием формирования взаимоотношений является полнота, надежность и своевременность информации об их состоянии и развитии в воинских коллективах. В этих целях анализируются потребности, интересы, оценки, суждения, действия и поведение военнослужащих в различных ситуациях, социально-психологические процессы, факты, общественное и коллективные мнения по вопросам жизнедеятельности и т.д.

Одной из воспитательных целей занятия стала степень усвоения и принятия студентами норм и правил, диктуемых моралью и правом интерполированных в условия воинской деятельности. При повторении и проверке остаточных знаний студенты через игровую форму в упражнении «домино» вспомнили требования военной присяги, воинских законов и уставов.

Каждый студент как носитель культуры повседневно проявляет ее в общении, поступках, речи и внешнем облике. Именно культура отдельного студента показывает, как им усвоены нравственные нормы и принципы. Документами или уставами нельзя полностью регламентировать и предусмотреть все многообразие взаимоотношений среди членов любых коллективов.

Изучение и отработка нового материала проходила в парах и  микрогруппах, через создание ситуаций в которых проявляются взаимоотношения военнослужащих: служба в наряде, деловые и неофициальные отношения, решения бытовых проблем, занятия по боевой подготовке.  На уроке были смоделированы ситуации по взаимоотношениям между военнослужащими, которые студенты колледжа «примеряли на себя»,  пробовали как выполнять команды, так и отдавать команды. С первого раза не всегда все получается, но недоработки со стороны интонации, скорости принятия решений и выполнения требуемых действий после нескольких попыток  становятся уже отработанными.

В конце занятия от каждого студента была  получена обратная  связь через анкету, в которой студенты отразили,  что нового они узнали на этом уроке, что они уже знали  до этого, и что  хотели бы узнать нового по этой теме. Такой метод оценки урока студентами помогает преподавателю понять какие моменты урока требуют возможной доработки, усиления эмоционального фона, применение других педагогических приемов и методов.

Совместно мы пришли к осмыслению исторических традиций культуры взаимоотношений среди военнослужащих и позитивные эмоции от занятия.

 Занятие по теме моего открытого урока целесообразно проводить через игровые методы и проблемное обучение для эмоционального стимулирования студентов. Педагог должен показать место, роль и значение культуры взаимоотношений между военнослужащими в конкретном воинском коллективе с учетом его особенностей.

Отвечая на главный вопрос о формировании культуры студентов колледжа следует обратить их внимание на то, что она достигается не единолично, а за счет коллективных усилий и координации действий всего коллектива колледжа. Важную роль в этом играют взаимоотношения между студентами и педагогическим составом.

В процессе учебы студенты вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач.

Необходимо подчеркнуть, что  эффективность взаимоотношений в воинском коллективе зависит от самих военнослужащих и только дружеские и доброжелательные взаимоотношения позволят избежать множества конфликтов, что положительным образом отразится на уровне организованности и правопорядка в подразделении. Данный вывод можно применить и для взаимоотношений в студенческом коллективе, подчеркивая, ознание принадлежности к коллективу и солидарности дает студенту чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других.

Присутствующие на уроке представители администрации и преподаватели колледжа отметили отработанное взаимодействие преподавателя со студентами, доступность излагаемого материала, применение современных педагогических приемов, межпредметные связи и большую значимость отработки ситуаций демонстрации выполнения приказов, отдачи команд, обращении по уставу. Каждый из присутствующих преподавателей открыл для себя что-то новое.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Вопросы взаимоотношений между военнослужащими как фактор успешности в формировании культуры студентов колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*