Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаТермин «реабилитация» - латинского происхождения (re – повторное, возобновляемое действие, habilis - удобный, приспособленный.)
Реабилитация уверенно вошла в нашу жизнь и распространилась довольно широко. В последние годы в сфере медицинской реабилитации активно развивается комплексный междисциплинарный подход, нашедший отражение в новых порядках медицинской реабилитации детей и взрослых, вступивших в силу с 1 января 2021 г.
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» в Федеральный закон № 181-ФЗ было введено новое понятие – абилитация. Абилитация – это система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Еще на совещании министров Здравоохранения Европейских стран (Прага, 1967г.) было четко определено: «Реабилитация есть система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду.» Обратим внимание на последнюю фразу – «возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду», обсудим ее важное значение для утратившего связь с обществом человека в силу своего недуга и невозможностью быть полезным. «Главное, остался в живых, выкарабкался, самое худшее позади и т.д.» - такие фразы часто звучат в успокоение и в поддержку идущего на поправку больного, но несмотря на это выкарабкавшийся остаётся в унынии и в отчаянии… Для каждого из нас очень важно быть в социуме, быть полезным, быть занятым и, когда все внезапно прекращается и человек становится бездейственным, он уходит в себя, мучается мыслью «неужели это навсегда». Вот здесь и нужна полноценная реабилитация в медицинском, социально-бытовом, профессиональном, психологическом направлении. Несомненно, на сегодняшний день активно внедряется и осуществляется ранняя реабилитация на начальных этапах заболевания, и, возможно, она проводилась и проводится и не должна прекращаться и прерываться. Опираясь на основные принципы медицинской и психологической реабилитации, входящих в компетенцию медработника, а именно, поэтапность, обязательность и своевременное проведение, используя все имеющиеся методы и средства, а также индивидуальный подход, можно прийти к победному финишу стабилизации состояния и психологического комфорта относительно пациента.
На каждом этапе реабилитации необходима четкая и правильная мотивация пациента к победе над болезнью, даже в случае, когда победить невозможно, необходимо мотивировать на развитие приспособительных навыков и сформировать адекватное отношение к своему состоянию. Роберт Либерман в свое время (70-е годы) разработал систематическое и структурированное обучение социальным навыкам в разделе психиатрической реабилитации. Модули его системы обучения сосредоточены на управлении симптомами, решении межличностных проблем, дружбе и интимности, отдыхе и досуге, основах поведения на рабочем месте. Каждый модуль состоит из определенных областей навыков, которые преподаются в упражнениях с демонстрационными видеороликами, ролевыми играми, заданиями invivo. Социальное функционирование улучшается, когда приобретенные навыки имеют отношение к повседневной жизни, а окружающая среда воспринимает и усиливает измененное поведение. Теоретически предполагаем, что системы обучения построены на основных разделах:
- психологическое влияние (мотивация)
- педагогический подход (обучение)
- демонстрация и контроль
Отчаявшегося в восстановлении пациента трудно мотивировать на благополучный исход реабилитации, особенно, когда процесс затягивается из-за тяжести увечья, поэтому психологическое влияние должно ненавязчиво, но постоянно сопровождать каждое занятие, а иногда придется даже слукавить во благо, например, так: «Вот видите, пальчики уже чуть зашевелились, у вас все получается отлично.», «Зашевелились…,- подумает пациент. – А я и не заметил». И он в следующий раз будет более усиленно работать, чтоб увидеть это чудо, силой мысли будет заставлять пальчики опять шевелиться!
Теперь перейдем к обучению. Мало обучить пациента на первой процедуре правильности и технике выполнения упражнений, а далее только контролировать, обучение также должно быть непрерывным и последовательным. Обучая новому элементу движения, мы информируем пациента о целесообразности его выполнения, влияния на ту или иную функцию органа, мышцы, организма в целом. Элементарные знания физиологии только помогут пациенту в правильности выполнения упражнения.
Понятие «мастер-класс» используется во многих сферах деятельности (кулинария, парикмахерское искусство, фитнесс и т.д.). Согласитесь, что легче выполнить действие, посмотрев на него со стороны, особенно, когда демонстрирует профессионал. В нашем случае, как нельзя кстати, показать, что требуется от пациента. В эпоху информационных технологий расширяется возможность демонстрации: создать видеоролик, документальный фильм, видеоурок… Вариантов может быть много. Совместное выполнение упражнений более активизирует пациента, не даром приветствуются групповые занятия. Но как при индивидуальных, так и при групповых занятиях очень важен контроль! Контроль не только правильности выполнения заданного, но и состояния здоровья. Пульс, дыхание, артериальное давление – основные показатели реакции организма на физическую нагрузку, а также субъективная оценка своего состояния пациентом.
Современная реабилитация представляет широкий спектр различных методик и разработок, существует многоуровневая классификация упражнений, на основе которых составляются комплексы как групповых, так и индивидуальных занятий. Останавливаясь на теме целесообразности психологического воздействия, выделим применение идеомоторных упражнений и свяжем эти два подхода воедино. Доказывая эффективность идеомоторных упражнений, ученые утверждали, что представляя длительно и упорно какой-либо двигательный акт, можно добиться аналогичных результатов, что и при регулярном повторении этих физических упражнений. Это может показаться парадоксальным и смешным утверждением, но практика показывает обратное, а вот на сколько и в какой степени будет ощущаться положительный эффект, будет зависеть от правильной мотивации больного специалистом и от упорства и желания самого тренирующегося. Не будь в практике автора данной статьи примеров успешного сочетания психологического влияния на пациента в совокупности с проведением идеомоторных упражнений, не возникло бы желания поделиться этой темой. Реальные пациенты, перенесшие инсульт, и, лишившиеся возможности двигаться, возвращались к более или менее активному образу жизни, благодаря совместным усилиям и систематическому подходу в реабилитации. «Один в поле не воин», поэтому одному пациенту трудно и почти невозможно сражаться со злым врагом – болезнью, поэтому в поддержку страдающего можно сказать: «Нас трое – вы, я и болезнь, если мы с вами будем заодно, мы справимся, по одиночке будет трудно бороться и меньше шансов победить врага».
Эффективность идеомоторных упражнений зависит от определенных правил воображаемого двигательного акта:
- представлять движения необходимо максимально подробно, полностью концентрирую внимание,
- вспоминать, как при этом движении работают мышцы, т.е. подкреплять воображение мышечно-суставным чувством,
- не жалеть себя и не прекращать воображение при утомленности, т.е. не прерывать налаживающейся связи между программирующей и устанавливающей системами.
Проведение реабилитационной процедуры пациентам после инсульта заключалось в следующем:
Домашнее задание не позволяет пациенту расслабляться, неустанно заставляя работать над собой.
Разумным будет привлечение к реабилитационным мероприятиям родственников больного, взяв на себя роль психолога-наставника. Для этого их необходимо убедить в эффективности тех или иных процедур, научить выполнению элементарных упражнений (в частности, пассивных) и постоянно напоминать о гимнастики для мозга. Данный вид гимнастики может заключаться в совместном разгадывании кроссворда или в воспоминаниях (для этого родственник в беседе задает вопросы о прошлом: «А как звали твою первую учительницу?», «Какие книги ты прочитал подростком?» и т.д.). Если в семье есть школьники, пусть больной учит с ними стихи, таблицу умножения. Гимнастика для мозга формирует новые нейронные связи, которые влияют не только на психологическую гибкость, но на способность адаптироваться к разным условиям, что как раз-таки необходимо больным, попавшим в другие, непривычные для них условия существования. Тем самым мы опосредованно оказываем мягкое психологическое воздействие, побуждая к активности в плане участия в маленьких, но значимых для больного, эпизодах жизни родственников. Если же пациент одинок, берем инициативу на себя, еще больше расширяя арсенал заданий для самостоятельной работы. «Прочитать, посмотреть, сочинить, выучить…, а что и каком объеме – тут уж зависит от фантазии специалиста и от возможностей пациента. Главное, не прерывать мотивацию и поддерживать интерес к реабилитационному процессу.
Психотерапевты психологического центра «Просвет» в статье «Коррекция соматонозогнозий с целью повышения эффективности лечения больных» выделяет следующие поэтапные задачи психологического воздействия при реабилитации:
И, далее утверждает, что одной из основных задач является обучение пациента воспринимать заболевания и превратности жизни таким образом, чтобы они не приводили к разочарованию и бездеятельности и не препятствовали достижению своих целей.
Таким образом, объединяя наши теоретические концепции, на всем протяжении лечебно-восстановительных мероприятий целесообразно создавать у больного соответствующие ему представления и перспективы, которые не только направят действия в правильное русло, но и помогут адекватно оценить свое положение и наиболее рационально найти выход из сложившейся ситуации, связанной с недугом.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности реабилитации отчаявшихся пациентов
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.