Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация требований ФГОС с использованием технологии "Учебная фирма"

18.05.2022 230 359
Кожукалова Наталья Афанасьевна
Кожукалова Наталья Афанасьевна, мастер производственного обучения

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

В основе рассматриваемой технологии лежит реализация федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 февраля 2018года №69, который вступил в силу с 01 сентября 2018года, а также профессиональные стандарты, в соответствии с которыми актуализирован ФГОС. Это Профстандарт «Бухгалтер», Профстандарт «Специалист по внутреннему контролю» и Профессиональный стандарт «Аудитор».

Реализация любой образовательной программы нацелена на достижение определенного результата. Так выпускники, освоившие образовательную программу, должны обладать общими компетенциями (далее - ОК). В новый ФГОС введен новый состав общих компетенций, в частности, поменялась формулировки ОК. 6, 7, 8 и появились ОК. 10, 11. Следует отметить, что особое значение в соответствии с ОК.10 приобретает знание иностранного языка и ОК.11 использование знания по финансовой грамотности.

Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности, указанным в ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: это

- Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации;

- Ведение бухгалтерского учета источников формирования активов, выполнение работ по инвентаризации активов и финансовых обязательств организации;

- Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

- Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации.

Для достижения результатов важно выдержать требования к структуре образовательной программы. Важное значение здесь имеет профессиональный цикл, который включает в себя профессиональные модули, учебную и производственную практику.

Следует отметить, что, не умоляя достоинств и важности теоретического обучения, большое внимание при реализации образовательной программы должно уделяться организации практик. Организация практики – один из индикаторов качества подготовки выпускников профессиональной образовательной организации. Практикоориентированный подход в профессиональном образовании – требование современного рынка образовательных услуг и рынка труда.

Не для кого не секрет, что в современных условиях реализация практико-ориентированного подхода в образовательной среде затруднена, в связи с тем, что работодатели неохотно идут на необходимые формы социального партнерства. В связи с этим в качестве формы организации учебной практики обучающихся может быть предложена технология моделирования профессиональной деятельности – «Учебная фирма».

Учебная фирма - имитационная модель реальной фирмы, в которой деньги и ресурсы реально не существуют, но присутствуют в настоящих документах и требуют принятия настоящих решений.

Преимущество – формирование компетенций осуществляется методом «learning by doing» - «обучаюсь, делая».

Использование «Учебной фирмы» будет способствовать:  

- систематизации и закреплению теоретических знаний и умений на практике;

-  усилению мотивации к обучению;

- освоению общих и профессиональных компетенций через решение реальных профессиональных задач;

- подготовке квалифицированного, конкурентоспособного специалиста, согласно требованиям работодателей.

Целью внедрения является формирование компетенций по основным видам деятельности специалиста среднего звена соответствующей квалификации, необходимых для выполнения трудовых функций, продекларированных в профессиональном стандарте, в условиях, приближенных к реальной трудовой деятельности.

В ходе достижения поставленной цели могут быть решены следующие образовательные, воспитательные и методические задачи:

- формировать профессиональные компетенции в ходе выполнения обучающимися функциональных (должностных) обязанностей в условиях имитационной деятельности учебной фирмы;

- активизировать формирование общих компетенций, необходимых для реализации профессиональных задач;

-  развивать навыки самостоятельной практической деятельности;

- развивать умение логически мыслить, обобщать, систематизировать, анализировать бухгалтерские и экономические показатели деятельности организации;

- воспитывать культуру общения, коммуникабельность, экономическую культуру;

- формировать любовь к профессии, умение работать в коллективе (малых группах), умение излагать и отстаивать свою точку зрения;

- способствовать формированию конкурентоспособного специалиста среднего звена;

- совершенствовать способы организации форм обучения;

- продемонстрировать возможности продуктивных (деятельностных) форм и методов обучения.

Фирма может быть создана различными способами. Остановимся на двух наиболее предпочтительных вариантах.

1.Предприятие оказывающее бухгалтерские услуги.

2.Предприятие, занимающееся производственной деятельностью (данное предприятие целесообразно создавать по направлениям укрупненных групп специалистов производственной направленности, реализуемых в профессиональной образовательной организации – сельскохозяйственное, строительное, общественного питания) – более трудоемкий вариант

На мой взгляд более приемлемым является 1 вариант.

Фирма создается в соответствии со всеми правилами создания и регистрации. Выбирается организационно-правовая форма, состав учредителей, сумма уставного капитала, определяется организационно-управленческая структура. И так как наша фирма будет оказывать бухгалтерские услуги и с учетом необходимости отработки компетенций, она может иметь следующую структуру:

  • Административный отдел -1-2 чел.
  • Бухгалтерия – 5-7 чел.
  • Отдел инвентаризации – 2-4 чел.
  • Отдел налогового учета и отчетности – 2-3 чел.
  • Аналитический отдел – 2-4 чел.

Численность человек в каждом отделе зависит от наполняемости группы. В учебной фирме с обучающимися колледжа отрабатываются все основные навыки работы во всех отделах, существующих на любом предприятии. За время работы в фирме обучаемые работают в каждом из отделов, чтобы закрепить знания, полученные на теоретических курсах. Еще хотела дополнить роль преподавателя - он может являться консультантом, или его можно ввести в административный отдел в должности руководителя или заместителя.

Деятельность фирмы предполагает определить материально-техническое оснащение.

 В идеале это должно быть: специализированное помещение (50-60 кв. м) оснащенное офисной мебелью; АРМ с выходом в сеть «Интернет» и оргтехникой; специализированное программное обеспечением, с возможностью организации отделов фирмы; калькуляторы; канцелярские принадлежности.

Идеальные условия у нас не всегда могут быть созданы. Исходя из имеющихся возможностей считаю, что у нас в колледже есть все необходимое для работы этого учебного предприятия, а именно лаборатории: информационных технологий в профессиональной деятельности; учебная бухгалтерия; программа «1С-Бухгалтерия 8.3»; доступ к информационно-справочным ресурсам «Консультант», «Гарант»; калькуляторы; канцелярские принадлежности.

Для того, чтобы более детально представить согласование профессиональных компетенций, содержащихся в ФГОС, трудовых функций, предусмотренных в профессиональном стандарте и работ выполняемых специалистами отделов учебной фирмы, представлена следующая таблица.

Согласование формируемых ВПД и ТФ

Требования ПС 08.002

Содержание ФГОС 38.02.01

Отдел фирмы, где формируются

31.1.

Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта.

(код A/01.5)

34.1.

Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.

 

Бухгалтерия

Административный отдел

31.2.

Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни.

(код A/02.5)

34.1

 

 

 

 

34.2.

Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.

Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.

Бухгалтерия

Отдел налогового учета и отчетности

Отдел инвентаризации

31.3.

Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни.

(код A/03.5)

34.4. 

Составление и использование бухгалтерской отчетности. (ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйствен­ной деятельности за отчетный период.)

Бухгалтерия

Отдел налогового учета и отчетности

При этом следует отметить, что реализация образовательной технологии «Учебная фирма» может быть не только в рамках учебной практики, но и возможна в иных вариантах:

  • При реализации МДК (практических занятий).
  • При реализации учебной практики в рамках ПМ.
  • Введение УД – «Деятельность учебной фирмы» (за счет вариативной части).
  • Дополнительная образовательная программа «Деятельность учебной фирмы» – за рамками освоения программы подготовки специалистов среднего звена (на платной основе).

Важным аспектом является оценка деятельности обучающегося в ходе его работы в учебной фирме. Если технология реализуется в рамках учебной практики, то оценка осуществляется в соответствии со следующими документами: дневник учебной практики; отчет по учебной практике; аттестационный лист обучающегося с характеристикой его работы как сотрудника фирмы (заполняет преподаватель); отчет представителя администрации фирмы о деятельности сотрудника (заполняет сотрудник административного отдела).

Технология учебной фирмы является центральным звеном практического блока учебных дисциплин. Она формирует профессиональную компетентность обучающихся, углубляет теоретические знания за счет работы на имитационных моделях, стирает противоречия между компетенциями выпускника колледжа и запросами работодателей.   

Использование данной технологии – одно из эффективных методических средств профессионального обучения в ОУ.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Реализация требований ФГОС с использованием технологии "Учебная фирма"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*