Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаФКПОУ «МЭКИ» Минтруда России учебное заведение, в котором обучаются люди с ограниченными возможностями здоровья. Специфика учебного заведения определяет главным направлением социально-психологической реабилитации помощь студентам в социализации и интеграции в общество.
Образование направлено на воспитание и обучение человека. Образование действует в интересах человека и общества. Оно представляет собой сумму знаний, умений, навыков, ценностей определенного уровня. Цель образования состоит во всестороннем личностном развитии человека. Образование способствует передаче молодому поколению социальных, культурных и нравственных ценностей, общепризнанных социальных норм поведения, необходимых знаний, умений и навыков. Таким образом, образование способствует формированию качеств, позволяющих им реализоваться в обществе, т. е. образование способствует социализации молодежи. [1]
В науке не существует единого подхода к определению понятия социализации, и ученые проводят дальнейший анализ явления, с целью более глубокого осмысления его существа и содержания. Возьмем за основу точку зрения Л.В. Мардахаева, который определяет социализацию как естественный, закономерный процесс социального развития, определяющий личностное становление человека, направленность и качественное самоизменение его социальности на протяжении всей жизни. Следовательно, она является следствием реализации социальности конкретного человека, обуславливающей его социальное становление и дальнейшее самоизменение, под воздействием социокультурной среды жизнедеятельности, воспитания и направленной самоактивности. [3]
Социализация как процесс и результат формирования личности в ходе освоения накопленного человеческого опыта является главной целью деятельности образовательных учреждений. Новые экономические условия, нестабильность социальной ценностной системы, конкуренция на рынке труда, потребность на трудовом рынке в компетентных, активных специалистах, способных быстро осваивать новое, все это предъявляет к образованию требования обеспечения успешной адаптации личности. [4]
Социализация сложный и противоречивый процесс и результат формирования личности в ходе освоения накопленного человеческого опыта. Как и процесс взросления, процесс социализации проходят все, но вот результаты у людей совершенно разные. В случае работы со студентами с ОВЗ социализация является частью процесса реабилитации, взросления и формирования будущего специалиста. [2]
Социализация проходит в трех сферах: общение, деятельность и самосознание. Рассмотрим каждую из них на примере социализации в нашем колледже.
Для каждого новообразования существует свой период сензитивности, то есть период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Если он пропущен, что в дальнейшем качества могут сформироваться, и опыт может быть приобретен, но чаще всего требуется целенаправленная работа и само приобретение более болезненно для человека.
Достаточно большой процент студентов приходит колледж с несформированными навыками коммуникации. На это влияет и надомное обучение и социальная изоляция, вызванная местом жительства или особенностями социального окружения. Некоторые родственники не только стеснялись детей-инвалидов, но и зачастую сами старались их изолировать. Кто-то оберегал детей, не прививая навыки общения, некоторые родителя и педагоги путали воспитание и заботу, забывая, что важно научить ребенка самостоятельности, показать рамки и научить его существовать в них. В результате у студентов наблюдаются проблемы удержания субординации - они легко нарушают границы при общении – это тоже проблема социализации.
Характерным является поведение студентки, которая хотела уйти из колледжа, потому что ее раздражают студенты. «Их много и они все что-то говорят, раздражают своей назойливостью, совершенно меня не слушаются», - говорила она. Именно не слушаются. На вопрос, а почему они должны ее слушаться, она не смогла привести аргумент, так как для нее это была аксиома. Стоит ли говорить, что ее социализация заняла не один месяц. Она училась говорить с другими людьми, обсуждать вопросы, принимать право других – иметь собственное мнение.
Скорее всего данная сфера как раз больше всего понятна педагогам. Весь процесс обучения – это как раз расширения каталога деятельностей, которые студенты осваивают от основной - профессиональной до вспомогательных (иногда элементарных, таких как уборка, стирка, самостоятельный подъем на занятие и т.д.). При социализации в сфере деятельности происходят еще три чрезвычайно важных процесса.
Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Периодически появляются студенты, которые спрашивают, почему они должны изучать те или иные предметы и просят их освободить от них. И это могут быть совершенно неожиданные предметы, например математика, иностранный язык, история. То есть они говорят – это нравится и я думаю, что мне пригодиться, а это нет. Странно как связать математику и бухгалтерский учет, а иностранный язык и гостиничный сервис, логику и программирование. И вновь нарушение причинно-следственной связи и функционирования внутри рамок.
Во – вторых, центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Часто это выбор между «хочу» и «надо».
В – третьих, это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Не секрет, что освоение профессиональных ролей многим дается с трудом. Уверена, что вы с таким сталкивали. Диагноз прост - «Я никогда не буду работать по профессии». Трудности, сопротивление, обесценивание, неуспеваемость, и повторение любимой фразы.
Эта сфера социализации предполагает рефлексию, т.е. взгляд внутрь себя, а также становление в человеке образа его «Я». Этот образ не возникает сразу, а складывается на протяжении жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Сфера самосознания помогает человеку осознать приобретенный опыт и преобразовать его в личностные установки и ценностные ориентации, а именно, хорошо-плохо, можно - нельзя, допустимо-недопустимо, а так же принятие ответственности за свои поступки, оценка своего поведения. Все это складывается в процессе социализации.
После проведения первичной психодиагностики студентов нового набора выделяется большая группа студентов с эмоциальной и социальной незрелостью, высоким или наоборот крайне низким уровнем тревожности, низкой социальной активностью. Студенты не хотят что-то менять, они, что бы социум изменился для них и под них.
Не стоит забывать о студентах, которые получили травму, следствием которой стала инвалидность. Все результаты их социализации практически «обнулились» и часто, чем успешнее был их опыт до получения травмы, тем сложнее проходит социализация вновь.
В процессе работы важно помнить, что студенты находятся в социальной среде, где работает много агентов социализации. Помимо педагогического состава культурным нормам обучают студентов и оказывают помощь в освоении социальных ролей родители, родственники, естественно друзья, СМИ и Интернет, а так же представители разных концессий. Создавая максимально «правильные» условия, с точки зрения педагога требуется понимать, что часто то, что он транслирует, приходит в разрез тому, что говорят в Интернете, СМИ и предлагают друзья, а часто и родители. Помимо этого студенты до прихода в колледж имеют, какой-то социальный опыт взаимодействия с учителями, социальными педагогами и психологами и переносят это опыт на педагогический коллектив. Хорошо, если он положительный, тогда педагог, психолог имеет кредит доверия, который требуется оправдать, но, возможно, что первоначально предстоит преодолеть враждебность и недоверие.
На основе выше изложенного можно сделать вывод, что в процессе обучения и внеклассной деятельности важно оказывать комплексную помощь в саморазвитии и самореализации, обеспечивая психологический комфорт и защиту личностного пространства обучающихся. Это будет способствовать всестороннему развитию личности и социализации студента.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Психологические особенности социализации студентов с ОВЗ в процессе обучения в колледже-интернате
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.