Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психологические особенности социализации студентов с ОВЗ в процессе обучения в колледже-интернате

11.04.2022 396 571
Зуева Ксения Владимировна
Зуева Ксения Владимировна, педагог-психолог

Михайловский экономический колледж-интернат

ФКПОУ «МЭКИ» Минтруда России учебное заведение, в котором обучаются люди с ограниченными возможностями здоровья. Специфика учебного заведения определяет главным направлением социально-психологической реабилитации помощь студентам в социализации и интеграции в общество.

Образование направлено на воспитание и обучение человека. Образование действует в интересах человека и общества. Оно представляет собой сумму знаний, умений, навыков, ценностей определенного уровня. Цель образования состоит во всестороннем личностном развитии человека. Образование способствует передаче молодому поколению социальных, культурных и нравственных ценностей, общепризнанных социальных норм поведения, необходимых знаний, умений и навыков. Таким образом, образование способствует формированию качеств, позволяющих им реализоваться в обществе, т. е. образование способствует социализации молодежи. [1]

В науке не существует единого подхода к определению понятия социализации, и ученые проводят дальнейший анализ явления, с целью более глубокого осмысления его существа и содержания.  Возьмем за основу точку зрения Л.В. Мардахаева, который определяет социализацию  как  естественный, закономерный процесс социального развития, определяющий личностное становление человека, направленность и качественное самоизменение его социальности на протяжении всей жизни. Следовательно, она является следствием реализации социальности конкретного человека, обуславливающей его социальное становление и дальнейшее самоизменение, под воздействием социокультурной среды жизнедеятельности, воспитания и направленной самоактивности. [3]

Социализация как процесс и результат формирования личности в ходе освоения накопленного человеческого опыта является главной целью деятельности образовательных учреждений. Новые экономические условия, нестабильность социальной ценностной системы, конкуренция на рынке труда, потребность на трудовом рынке в компетентных, активных специалистах, способных быстро осваивать новое, все это предъявляет к образованию требования обеспечения успешной адаптации личности. [4]

Социализация сложный и противоречивый процесс и результат формирования личности в ходе освоения накопленного человеческого опыта. Как и процесс взросления, процесс социализации проходят все, но вот результаты у людей совершенно разные. В случае работы со студентами с ОВЗ социализация является частью процесса реабилитации, взросления и формирования будущего специалиста. [2]

Социализация проходит в трех сферах: общение, деятельность и самосознание. Рассмотрим каждую из них на примере социализации в нашем колледже.

  1. Общение.

Для каждого новообразования существует свой период сензитивности, то есть период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Если он пропущен, что в дальнейшем качества могут сформироваться, и опыт может быть приобретен, но чаще всего требуется целенаправленная работа и само приобретение более болезненно для человека.

Достаточно большой процент студентов приходит колледж с несформированными навыками коммуникации. На это влияет и надомное обучение и социальная изоляция, вызванная местом жительства или особенностями социального окружения. Некоторые родственники не только стеснялись детей-инвалидов, но и зачастую сами старались их изолировать. Кто-то оберегал детей, не прививая навыки общения, некоторые родителя и педагоги путали воспитание и заботу, забывая, что важно научить ребенка самостоятельности, показать рамки и научить его существовать в них. В результате у студентов наблюдаются проблемы удержания субординации - они легко нарушают границы при общении – это тоже проблема социализации.

Характерным является поведение студентки, которая хотела уйти из колледжа, потому что ее раздражают студенты. «Их много и они все что-то говорят, раздражают своей назойливостью, совершенно меня не слушаются», - говорила она. Именно не слушаются. На вопрос, а почему они должны ее слушаться, она не смогла привести аргумент, так как для нее это была аксиома. Стоит ли говорить, что ее социализация заняла не один месяц. Она училась говорить с другими людьми, обсуждать вопросы, принимать право других – иметь собственное мнение.

  1. Деятельность.

Скорее всего данная сфера как раз больше всего понятна педагогам. Весь процесс обучения – это как раз расширения каталога деятельностей, которые студенты осваивают от основной - профессиональной до вспомогательных (иногда элементарных, таких как уборка, стирка, самостоятельный подъем на занятие и т.д.). При социализации в сфере деятельности происходят еще три чрезвычайно важных процесса.

Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Периодически появляются студенты, которые спрашивают, почему они должны изучать те или иные предметы и просят их освободить от них. И это могут быть совершенно неожиданные предметы, например математика, иностранный язык, история. То есть они говорят – это нравится и я думаю, что мне пригодиться, а это нет. Странно как связать математику и бухгалтерский учет, а иностранный язык и гостиничный сервис, логику и программирование. И вновь нарушение причинно-следственной связи и функционирования внутри рамок.

Во – вторых, центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Часто это выбор между «хочу» и «надо».

В – третьих, это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Не секрет, что освоение профессиональных ролей многим дается с трудом. Уверена, что вы с таким сталкивали. Диагноз прост - «Я никогда не буду работать по профессии». Трудности, сопротивление, обесценивание, неуспеваемость, и повторение любимой фразы.

  1. Самосознание.

Эта сфера социализации предполагает рефлексию, т.е. взгляд внутрь себя, а также становление в человеке образа его «Я». Этот образ не возникает сразу, а складывается на протяжении жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Сфера самосознания помогает человеку осознать приобретенный опыт и преобразовать его в личностные установки и ценностные ориентации, а именно, хорошо-плохо, можно - нельзя, допустимо-недопустимо, а так же  принятие ответственности за свои поступки, оценка своего поведения. Все это складывается в процессе социализации.

После проведения первичной психодиагностики студентов нового набора выделяется большая группа студентов с эмоциальной и социальной незрелостью, высоким или наоборот крайне низким уровнем тревожности, низкой социальной активностью. Студенты не хотят что-то менять, они, что бы социум изменился для них и под них.

Не стоит забывать о студентах, которые получили травму, следствием которой стала инвалидность. Все результаты их социализации практически «обнулились» и часто, чем успешнее был их опыт до получения травмы, тем сложнее проходит социализация вновь.

В процессе работы важно помнить, что  студенты находятся в социальной среде, где работает много агентов социализации. Помимо педагогического состава культурным нормам обучают студентов и оказывают помощь в освоении социальных ролей родители, родственники, естественно друзья, СМИ и Интернет, а так же представители разных концессий. Создавая максимально «правильные» условия, с точки зрения педагога требуется понимать, что часто то, что он транслирует, приходит в разрез тому, что говорят в Интернете, СМИ и предлагают друзья, а часто и родители. Помимо этого студенты до прихода в колледж имеют, какой-то социальный опыт взаимодействия с учителями, социальными педагогами и психологами и переносят это опыт на педагогический коллектив. Хорошо, если он положительный, тогда педагог, психолог имеет кредит доверия, который требуется оправдать, но, возможно, что первоначально предстоит преодолеть враждебность и недоверие.

На основе выше изложенного можно сделать вывод, что в процессе обучения и внеклассной деятельности важно оказывать комплексную помощь в саморазвитии и самореализации, обеспечивая психологический комфорт и защиту личностного пространства обучающихся. Это будет способствовать всестороннему развитию личности и социализации студента.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Психологические особенности социализации студентов с ОВЗ в процессе обучения в колледже-интернате




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*