Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация самостоятельной работы обучающихся

31.03.2022 336 482
Романова Зоя Викторовна
Романова Зоя Викторовна, преподаватель

Кучина Татьяна Анатольевна
Кучина Татьяна Анатольевна, преподаватель

Распутько Ирина Леонидовна
Распутько Ирина Леонидовна, преподаватель

Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий

Одной из задач образовательного процесса является формирование творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, умеющую активно добывать знания, анализировать их,  находить оптимальный результат и доказывать его правильность. Поэтому самостоятельная работа обучающегося, являющаяся одной из важных форм образовательного процесса, должна стать его основой, так как  достигается  цель - научить обучающегося осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, закладывает  основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Нормативной базойв организации самостоятельной работы обучающихся являются: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности подготовки, Основная профессиональная образовательная программа по специальности подготовки (рабочий учебный план, календарный график учебного процесса, рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей), Положение об организации самостоятельной работы обучающихся техникума, Программа самостоятельной работы студентов по дисциплине, междисциплинарному курсу.

Условиями самостоятельной работы могут стать накопительная система оценки самостоятельной работы обучающихся: балльно-рейтинговая система, текущий и итоговый контроль, индивидуализированный контроль.

Прежде чем планировать самостоятельную работу обучающихся, необходимо учитывать, мотивированы ли обучающиеся на такую работу. Активизировать их работу можно, если учесть некоторые факторы, такие как: полезность выполняемой обучающимся работы, возможность применения результатов этой работы в профессиональной подготовке, участие в творческой деятельности, олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских работ. Хороший результат дает использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты), индивидуализация заданий.  Нельзя забывать и о поощрении за успехи в учебе и творческой деятельности и санкции за плохую учебу (за работу, выполненную и сданную раньше установленного срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать).

Решающая роль в организации самостоятельной работы обучающегося принадлежит преподавателю, который работает не с «группой студентов», а с конкретной личностью, с проявлением ее сильных и слабых сторон, индивидуальными способностями и наклонностями. И от умения преподавателя в организации этой работы будет зависеть развитие лучших качеств обучающегося как будущего профессионала высокой квалификации. Преподаватель может выступать в различных профессиональных ролях- помощника, модератора, партнера, координатора, наставника группы.

Необходимо разнообразить виды самостоятельной работы. Это может быть подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы, решение задач, перевод и пересказ текстов, подбор и изучение литературных источников, разработка и составление различных схем, выполнение графических работ, проведение расчетов и др. Индивидуальное задание может получать как каждый обучающийся, так и часть обучающихсягруппыдляподготовки к участиюв научно-практических конференциях, смотрах, олимпиадах.  В начале такой работы в соответствии с графиком консультаций преподаватель оказывает помощь в разработке плана и программы выполнения задания, таким образом,  осуществляя индивидуальную информационно-методическую и  педагогическую поддержку обучающегося  в его самостоятельной работе. В дальнейшем, обучающиеся, испытывающие  определённые затруднения  нуждаются в  общении, направленном на обсуждение возникающих вопросов. Такое общение необходимо для того, чтобы обучающийся мог утвердиться в собственных поисках, своевременно получить подкрепление или же поделиться своими находками, поэтому потребность в участии преподавателя испытывают не только слабо успевающие. Преподаватель,  не принимая участия в выполнении задания, организует деятельность всей учебной группы и каждого в отдельности, направляет познавательный процесс, создаёт необходимые условия и настрой, а это важно, чтобы поддержать и “пробу сил” и творческие начинания обучающихся, их добровольность и самостоятельность.

В информационно-методическом обеспечении самостоятельной работы обучающихся хорошо работает продуманная структура заданий. Это могут быть  методические подсказки к выполнению задания, алгоритм выполнения задания, ресурсы (тексты, фрагменты документов и др.), раздаточный материал (краткий курс лекций, инструкционные карты по выполнению практических занятий, интерактивные обучающие программы, электронные материалы,  тестовые материалы по разделам и темам, в том числе в электронном виде).

Результативность самостоятельной работы обучающихся во многом определяется формой оценки заданий и  соблюдением  критериев оценки представленных заданий. Можно использовать следующие виды контроля:

  • входной контроль знаний и умений обучающихся в начале изучения учебной дисциплины;
  • текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на учебных, практических и лабораторных занятиях;
  • промежуточный контроль по окончании изучения раздела;
  • самоконтроль, осуществляемый обучающимся в процессе изучения дисциплины, при подготовке к контрольным работам;
  • итоговый контроль по учебной дисциплине в виде зачета или экзамена;
  • контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Опыт организации, руководства и контроля самостоятельной работой обучающихся показал, что ее разнообразие способствует получению обучающимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении преподавателем готовых знаний. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у обучающихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков. Работая в данном направлении, преподаватель имеет возможность создать эффективную систему мониторинга результатов обученности, отражающую как индивидуальную динамику, так и успешность усвоения по темам и разделам всей учебной группы, постепенно отработать механизм организации самостоятельной работы с обучающимися по коррекции пробелов.

Результаты  диагностики и непосредственно результаты экзаменов убедительно доказывают, что организация, руководство и   индивидуальное сопровождение самостоятельной работы  каждого обучающегося – это эффективные механизмы повышения качества образованности по любой учебной дисциплине. Важно, учитывая уровень подготовки обучающихся,  ставить чёткие достижимые цели, а не пугающий океан незнаний, из которого ему не представляется возможным выбраться.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Организация самостоятельной работы обучающихся




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*