Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Рекомендации и формы эффективного взаимодействия семьи и школы в профилактике девиантного поведения подростков

21.02.2022 126 168
Марлагина Татьяна Валерьевна
Марлагина Татьяна Валерьевна, преподаватель

Миасский медицинский колледж

Образовательная среда — это социальный институт, который является важным связующим звеном, между детьми, родителями и образовательной организацией, как бы образуя социальный треугольник. Эффективное усвоение ценностей и норм подростком возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. На данный момент мы можем наблюдать нелицеприятную картину, где родители не нуждаются в советах школы, колледжа или вуза и не идут на контакт, у самой образовательной организации не хватает ресурсов и времени в оказании помощи родителям и подросткам с девиативными проявлениями, а сам мир динамично меняется, заменяя одни ценности другими. Тема является актуальной и она применима в любое время и к любой нации, поскольку именно дети являются будущим страны, а правильно заложенное воспитание, усвоение правил и норм морали даст возможность воспитать сильную нацию и конечно уменьшить процент преступности. Не секрет, что за последние тридцать лет процент детской преступности значительно вырос и это не может не тревожить, именно поэтому эффективное взаимодействие семьи и образовательной организации требует пристального внимания.

Ключом к пониманию своих детей, усвоению норм, приобретению новых навыков в воспитании является школа. Это связующее звено, помогающее закрепить и усвоить основные нормы поведения и морали в семье. Стоит отметить, что все таки семья является первой ступенькой в освоение навыков взаимодействия внешнего мира и ребенка, а родители являются примером для подражания и источником всех первичных навыков, возникающих у ребенка при взаимодействии двух составляющих.

В настоящее образовательная организация становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к взаимодействию с обществом, организации широкого социального взаимодействия как условия решения своих проблем. Пишутся методические разработки, проводятся тематические классные часы, разрабатываются методика взаимодействия семьи и школы. Но, как мы уже указали выше «школе часто не хватает персонала, времени и средств для разработки и применения, эффективных мер в отношении отклонений несовершеннолетних [1, c. 560]. Это одна из главных проблем во взаимодействии семьи и школы, чаще всего не хватает персонала. С каждым годом увеличивается число учащихся поступающих в начальные классы, но, к сожалению, образовательные организации среднего и высшего не готовы выпускать такое количество педагогических работников, стоит отметить также, что присутствует большая потеря педсостава, а именно в том, что педагоги не идут работать по своей профессии и это также обусловлено многими факторами.

Стоит отметить другую проблемную сторону, не касающаяся образовательной организации, а именно существуют проблемные зоны во взаимодействии родителей и детей, например, такие как, постоянная занятость на работе, непринятие ошибок в воспитании детей, при решении проблем ребенка неправильная постановка возрастных, психологических и половых особенностей, а также главным камнем преткновения является нежелание контактировать со школой.

Прежде всего, семья должна хотеть исправить сложившуюся ситуацию, школа предлагает меры по решению, но сами родители не всегда готова идти на встречу и тогда проблема усугубляется, накладываются факторы окружающей среды и усвоение ценностей несоответствующих нормам морали, по итогу общество рискует получить ребенка с деликвентным поведением.

Как мы видим, проблемные зоны существуют не только в образовательных организациях, но и в семье. Только взаимодействие двух этих сфер помогут в полной мере помочь воспитать в ребенке правильные качества и привить  моральные и правовые нормы, а также подтолкнуть ребенка на пусть исправления, если уже имеются отклонение в поведении.

Важной формой работы по укреплению педагогического потенциала семьи является организация просвещения родителей по вопросам воспитания детей. Школа может привлечь к этой работе специалистов из разных сфер общественной жизни. В работе также могут и должны использоваться современные формы образования взрослых – тренинги, деловые игры, включение в деятельность, рефлексия собственного опыта[2, c.64].

Организация просвещения родителей направлена на достижение следующих целей: повышение актуальных возможностей семьи, формирование субъектности семьи во сегодняшнем социокультурном, а также просветительном плане, восстановление института семьи.

Главные тенденции системы работы по педагогическому сопровождению семьи: содержательное и технологическое, социально-педагогическое, кадровое обеспечение системы.

Содержательное направление предполагает определение «содержания образования родителей, форм и методов интеграции семьи с другими общественными и социально-образовательными институтами.

Социально-педагогическое направление включает в себя создание системы педагогических и организационных мероприятий, ориентированных на следующие категории семей: семьям, переживающим разные периоды развития, семьям, требующим повышенного внимания, неблагополучным и асоциальным семьям группы риска, социально активным семьям.

Содержание работы педагога с родителями включает З блока, а именно: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой. Для повышения психолого-педагогической культуры родителей используются лекции, беседы, родительские конференции, приглашение родителей на открытые уроки, индивидуальные консультации.

«Формой вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс являются родительские комитеты. И если лекции, беседы, конференции — это больше напряженная работа для родителей, то интерес и удовольствие — посещение открытых уроков, классные, общешкольные мероприятиях, о которых можно говорить особо, так как именно здесь каждый видит свой результат и своего ребенка[3, c. 35].

После этого непосредственно увеличивается активность родителей в таких направлениях, какработа секций футбол и волейбол, работа семейного клуба, родители с детьми готовят концертные номера, участвуют в праздничных представлениях, организуют экскурсионные поездки, проводят тематические беседы и консультации.

Укрепить связи семьи и школы помогает привлечение родителей к осуществлению социальной деятельность вместе со ребенком во просветительном учреждении. Немаловажно, для того чтобы в базе единого процесса, заинтересованности укреплялись внутренние взаимосвязи между ребенком и родителями.Потребность интенсивного взаимодействия, партнерства, опекунов, группы просветительного института во воспитании растущего поколения характеризуется усложнением хода развития персоны в обстоятельствах нынешнего общества

Осознавая это, многие родители не только проявляют заботу о создании в семье морально-нравственного климата, но и участвуют в воспитательной работе образовательного учреждения [4, c.192].Необходимо помочь родителям глубже осознать свои воспитательные возможности, не только научить их азам педагогической науки, но и взять на вооружение все лучшее, что накоплено в семейном арсенале, сделать родителей союзниками образовательного учреждения. Для осуществления такой масштабной работы по взаимодействию семьи, школы и детей, школе требуется мощная поддержка государства, прежде всего в расширение педагогического состава, в том числе привлечение школьного психолога, повышении существующего финансирования, разгрузки классного руководителя, увеличение полномочий администрации школы.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Рекомендации и формы эффективного взаимодействия семьи и школы в профилактике девиантного поведения подростков




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*