Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Комиксы в образовательном процессе

18.02.2022 760 1232
Бойко Елена Альбинетовна
Бойко Елена Альбинетовна, преподаватель

Минусинский сельскохозяйственный колледж

Большой педагогический опыт показывает, что применение наглядности на уроке увеличивает долю восприятия учебного материала. К. Д. Ушинский отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны.

Психологически учащиеся готовы с интересом вникнуть в развитие предложенного сюжета картинок. Это связано с тем, что, по мнению психологов, у большинства современных детей развито клиповость мышления. Поэтому учебный материал, представленный в комиксах, может иметь хорошую степень усвоения.

Приоритетной задачей современного литературного образования в рамках ФГОС является формирование творческой, самостоятельно мыслящей личности, с развитым критическим мышлением. Новые задачи образования предполагают и использование новых методов обучения. Одной из форм работы с текстом, отвечающей современным требованиям, является жанр комикса. Комикс активно используется в учебниках иностранного языка и начальной школы.

В мире объяснение сложного с помощью рисунков и историй используется весьма активно. Это и полноценные графические руководства учебники по разным специальностям, и стрипы с разной тематикой, часто шуточные, но понятные даже ребёнку, и веб-комиксы, создаваемые в блогах и на веб-сайтах педагогов, а также на различных образовательных порталах. Всё это благодаря интернету не так сложно найти.

Проблема заключается в том, что на русском языке таких ресурсов мало, а переводы делаются нечасто. Однако если задаться целью, можно найти много интересного и полезного, что немного облегчит нелёгкий труд педагога или наставника. Например, серия книг «Образовательная манга» занимательно, в картинках объяснит основные теории и явления физики, статистики, математики, программирования, биохимии, астрономии. Серия состоит из более чем десятка книг на разные темы в рамках названных предметов. Все они переведены на русский язык и выходят в издательстве «ДМК-Пресс». Приобрести мангу Вы можете в интернет-магазинах «Лабиринт» и «Чук и Гик».

О естественных науках весело и доступно рассказывает Ларри Гоник, карикатурист и преподаватель математики из Гарвардского университета, в серии книг «Естественная наука в комиксах». Всего в этой серии им создано три книги: «Химия. Естественная наука в комиксах», «Алгебра. Естественная наука в комиксах» и «Физика. Естественная наука в комиксах». Ещё никогда и никто не говорил об этих предметах так остроумно и просто.

Для тех, у кого трудно с историей, Ларри Гоник создал ещё одну серию – «Всемирная история. Краткий курс в комиксах». В трёх томах просто и с юмором автор рассказывает о зарождении и становлении человеческого 35 общества и государства. Купить книги можно в интернет-магазине «Чук и Гек».

 Философия – одна из самых сложных наук. В школьной программе такого предмета нет, но книга Майкла Паттона «Философия. Краткий курс в комиксах» делает философию доступной и понятной даже школьнику. На нелёгком пути становления различных философских течений и поиска ответов на самые сложные вопросы вас будет сопровождать Гераклит, остроумно и тонко комментирующий всё происходящее. Купить эту книгу можно в интернет-магазине «Лабиринт».

Если ребёнка пугает таблица Менделеева, и он с ужасом открывает каждый раз учебник химии, покажите ему все химические элементы, нарисованные в стиле комиксов. Перевод такого комикс-проекта разместила на своём сайте учитель московской школы № 825 Элла Борисовна Серёгина. Каждый элемент таблицы представлен в виде персонажа с различными атрибутами и в определённой цветовой гамме. Всё это поможет школьнику не запутаться, кто есть кто (в смысле, что есть что) в таблице Менделеева. Ознакомиться с этим проектом можно на сайте учителя.

Для тех, кто пытается выучить английский, но всегда теряется в грамматике, Брайан Бойд, учитель английского языка из Таиланда, создал замечательный проект «Grammarman», который включает комиксы и видео, помогающие его студентам и всем желающим весело и интересно заниматься английским. Да и как могут быть скучными истории супергероя, который спасает свой родной город от грамматических преступлений. Кто уже хорошо владеет английским, но не обладает большим количеством времени, чтобы читать графические учебники, может обратиться к более кратким, но не менее интересным вариантам. Проект Cartoonist Group предлагает множество стрипов на самые разные темы. В частности, здесь можно найти забавные миниатюры, посвящённые биологии и физике.

Применение наглядных методов обучения не только способствует эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует  познавательную деятельность обучающихся, развивает у них способность увязывать теорию с практикой, воспитывает внимание и аккуратность, повышает интерес к учению, и делает его более доступным.

ВОЗМОЖНОСТИ  РАЗНООБРАЗИЯ  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С  ПОМОЩЬЮ  КОМИКСА:

Сочинения в картинках. Ученики дополняют рисунками свое сочинение или дают иллюстрированную оценку прочитанному произведению.

Биография в картинках. Ученики могут описать жизнь известной исторической личности, проиллюстрировав её фотографиями, рисунками, комментариями.

Выполнение ученических проектов. Изначально комиксы - это ироничный жанр. Немного иронии в ученических проектах не повредит. Иногда слишком серьезная подача представленной темы проекта теряет внимание слушателей.

Составление текстов к комиксам. Учитель готовит видеоряд (рисунки, фотографии), объединенные одной темой. Ученики готовят к ним тексты.

Можно усложнить задание. Видеоряд представляется без темы. Дети, ознакомившись, с изображениями, сами придумывают название и подписывают сюжеты.

Словарик. Не просто написать определение термина, а составить к этому определению комикс.

Иллюстрация норм и правил. Правила поведения в школе, в столовой, на улице и т.д.

Часто дети пропускают всё это мимо ушей, несмотря на периодические напоминания взрослых. Инструкции, представленные в виде комиксов, которые дети сделают сами, запомнятся лучше.

Отчет о проведенном мероприятии. Ученики были в походе, на экскурсии. Имеются фотографии. Можно подготовить фотоотчёт с текстовым сопровождением.

Недостающие кадры. В комиксе несколько кадров удалены. Ученики должны восстановить кадры, продумать логические цепочки между ними.

Вписать пропущенные слова или реплики. Это упражнение мотивирует к творчеству и, кроме того, требует применить как знания грамматики, так и лексики.

Расставить реплики или картинки в правильном порядке. Упражнение можно выполнять как самостоятельно, так и в группах. На уроках английского языка ученики с интересом читают и переводят реплики героев и заодно соревнуются, кто расставит картинки в правильном порядке быстрее всех.

Прочитать комикс и ответить на вопросы. В этом случае комикс по сути заменяет обычный текст, который можно анализировать, отвечать на вопросы и делаем упражнения  после прочтения.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Комиксы в образовательном процессе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*