Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Междисциплинарный подход в среднем профессиональном образовании – особенности применения

21.12.2021 791 1197
Токарева Наталия Владимировна
Токарева Наталия Владимировна, преподаватель

Тульский государственный коммунально-строительный техникум

В настоящее время образование претерпевает существенные изменения в содержании и методике обучения студентов, это продиктовано современными требованиями рынка труда. В результате перемен в профессиональном образовании одно из важных мест в процессе обучения студентов занимает межпредметные связи. Они способствуют лучшему формированию понятий, явлений внутри отдельных предметов или спецдисциплин. Полное представление о межпредметных понятиях невозможно дать студентам на занятиях какой-либо одной дисциплины.

Сформировать у студента целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними, делать знания практически более значимыми и применимыми в других областях науки, дать возможность применять эти умения и знания в конкретных ситуациях, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни, помогают межпредметные связи. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения студентов колледжа.

В современных учебных заведениях с увеличением учебной нагрузки, информации, подлежащей усвоению в период обучения в колледже, с необходимостью подготовки студентов к работе по самообразованию, существенное значение приобретает изучение роли межпредметных связей в активизации познавательной деятельности студентов, что выступает проблемой настоящего исследования.

Осуществление междисциплинарного подхода на практике вызывает немало трудностей: как организовать познавательную деятельность студента, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между различными учебными предметами как вызвать их познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки; каким образом соединить усилия преподавателей разных предметов в достижении и воспитательного эффекта обучения. Очень многие педагоги представляют междисциплинарного подхода как модель непостоянную, несистемную, которую можно использовать при изучении тех или иных тем учебного материала эпизодически. Однако, видно, что этот процесс постоянный, целостный, объединяющий общеобразовательные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины и профессиональный модуль в единую систему. Междисциплинарный подход в процессе преподавания предмета необходимо усложнять познавательными задачами, расширять возможности творчества познавательной деятельности, применяя всё многообразие дидактических средств в целях формирования профессионально-творческого потенциала студентов.

Большинство студентов колледжа не осознают цели изучения общеобразовательных дисциплин (физика, математика). В результате изучения у студентов слабо формируются знания и умения, позволяющие им правильно ориентироваться в конкретных заданиях, применять эти знания для решения задач, связанных с будущей специальностью.

Студенты не умеют переносить знания, полученные при изучении общеобразовательных дисциплин (математики, физики) для объяснения процессов, изучаемых в других дисциплинах. Например, при изучении общепрофессиональной дисциплины «Теоретические основы теплотехники и гидравлики». Все это отрицательно сказывается на эффективности процесса обучения по специальным дисциплинам и по профессиональным модулям специальности 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

 Перечислю основы не проблемы, с которыми я встречалась в техникуме:

  • в учебниках, методической и дидактической литературе приведены упражнения вычислительного характера, без прикладных задач с профессиональной направленностью;
  • большое количество студентов не научены применять математические знания при изучении профессиональных дисциплин;
  • обособленность спецпредметов и общеобразовательных дисциплин и поэтому полное отсутствие межпредметных связей;
  • предметы общеобразовательного цикла студенты рассматривают как «обязательные», а не «необходимые» и «полезные».

Междисциплинарный подход позволяет:

  • сформировать у студентaцелостную научную картину мирa;
  • установить связь в изучении и исследовании основ наук с трудовой и профессиональной подготовкой студентов;
  • позволяет получить наиболее глубокие и устойчивые знaния о профессии;
  • оптимизировать учебный процесс, используя элементы современных педагогических и информационных технологий;
  • преподносить учебный материал, активизируя мыслительные способности обучаемых с использованием потенциала их знаний.

В процессе подготовки к занятиям с использованием междисциплинарного подхода, требуется значительное количество времени и тесного взаимодействия всех преподавателей.

Анализируя полученные результаты наблюдений можно сделать вывод о необходимости использования междисциплинарного подхода в практике преподавателя. Их актуальность заключается в следующем:

  • смена форм обучения и видов деятельности в рамках одного занятия;
  • упрощение подготовки к занятию преподавателя;
  • расширение возможностей иллюстративного сопровождения занятия;
  • организация самостоятельной и исследовательской деятельности студента;
  • подготовка печатных материалов для преподавателя и студенты.

Рациональное использование междисциплинарного подхода позволяет расширить профессиональную подготовку квалифицированных специалистов и готовить их по группе взаимосвязанных профессий или по новым сложным профессиям, способствовать обеспечению профессиональной мобильности.

С помощью многосторонних междисциплинарных подходов не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Именно поэтому междисциплинарный подход является важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов в учебных заведениях СПО.

В связи с развитием информатизации и интеллектуализации производственных технологий быстрыми темпами растет объем научно-технической информации. В этих условиях традиционная технология обучения, ориентированная в основном на преподнесение и усвоение готовых знаний, не может быть признана достаточной. Необходимо совершенствование технологий образования в направлении улучшения формирования интеллектуальной культуры, развития творческих способностей специалиста и педагогической технологии, основанной на концепции творческой деятельности. Наиболее эффективной формой ее реализации в средней технической школе является непрерывная система научно-технического творчества студентов (далее сокращенно - НТТС), как неразрывная составляющая триединого образовательного процесса: учебно-воспитательного, научного и практического.

Система НТТС в Тульском государственном коммунально-строительном техникуме является неотъемлемой составной частью подготовки квалифицированных специалистов, способных творческими методами индивидуально и коллективно решать профессиональные научные, технические и социальные задачи, применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса, быстро ориентироваться в экономических ситуациях.

Основной задачей НТТС является выход за рамки программы обучения, индивидуализация процесса обучения, создание условий для обеспечения непрерывности обучения в магистратуре или аспирантуре. Содержание научной работы на этом этапе – олимпиады, конкурсы, научные конференции, семинары. Цель обучения студентов основам творческого труда – пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся, в конце концов, в активной исследовательской, рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности.Это обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение (или создание новых) приспособлений, инструментов, макетов и т.д.

Основы технического творчества, ориентированные на воспитание творческого отношения к труду на основе межпредметных связей, должны сформировать у студентов качественно новое представление о трудовом процессе, способствовать ускорению профессионального роста.

Осознание творческого труда как нормальной, естественной личностной позиции должно создать у студентов устойчивое творческое отношение к избранной профессии.

Междисциплинарный подход позволяет определить главные пункты содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности студента. 

Интеграция дисциплин позволила: уйти от повторений в процессе изложения учебного материала по различным дисциплинам; повысить уровень профессиональной направленности предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов; устранить фрагментарность знаний; формировать системно-целостный взгляд на мир. Применение технологии интегрированного обучения в процессе подготовки специалистов среднего звена является одним из направлений, реализующих основную цель профессионального образования: подготовки высококвалифицированного, компетентного специалиста, способного мыслить широко и нестандартно, готового к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Междисциплинарный подход в среднем профессиональном образовании – особенности применения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*