Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие информационных навыков у студентов как способ формирования soft skills специалистов

17.12.2021 521 854
Радевич Любовь Ивановна
Радевич Любовь Ивановна, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Особенности современной жизни:

  • Изменчивость и неопределенность
  • Разнообразие и сложность
  • Цифровизация, цифровая трансформация

Таким образом, требование времени - транспрофессионализм (полипрофессионализм).

В изменяющемся мире ключевым становится самостоятельное проектирование своей карьеры. Карьерное ориентирование – цель нашего выпускника. И он должен быстро (здесь и сейчас) включаться в процесс.

Иллюстрацией комплекса навыков, которыми должен обладать человек может служить Треугольник развития.

Не будем останавливаться на личностных и профессиональных аспектах.

Но важно отметить, что это равнозначные и равноценные компоненты процесса развития личности.

Каждый человек должен обладать такими навыками, которые не зависят от профессии. Это те навыки котоорым не учат образовательных учреждениях, но в жизни они оказываются очень полезными.

К ним относятся, к примеру: умение быстро читать, вести переговоры, мыслить критически, логически или творчески.

Подобные навыки сегодня называют надпрофессиональными, междисциплинарными, гибкими, мягкими, навыками XXI века, но чаще всего soft-skills. 

Soft skills - мягкие навыки (не гибкие навыки), но это по английски – изменяемые или программируемые. По аналогии с Software (в IT – сфере есть понятие – программное обеспечение, Hardware – железо, платы, оборудование). Soft skill появились в противовес к Hard skills, то есть профессиональным навыкам и поэтому их можно называть надпрофессиональными и  междисциплинарными.

В научной сфере первое упоминание этого термина появилось в 1972 году на одной конференции США. С тех пор появилось множество упоминаний и определений термина Soft skills,  который часто пересекается с некогнитивныи навыками, социальными способностями, эмоциональным интеллектом и тому подобное. 

Критерии отделения soft-skills от других навыков часто оказываются очень размытыми. Это связано с их популярностью, а также тем что они используются в различных областях

Существует  заблуждение что Soft-skills это всё что не Hard-skills. Это всё не совсем так.  Но реально они являются непересекающимися множествами.

 Надо понимать, что для Hard-skills:

  • Развитие происходит быстрее
  • С меньшим усилием
  • Достижение требуемого уровня - гарантировано (при соблюдении базовых критериев: мотивация, обучаемость и др.)
  • Практически не подвержены обратному развитию

Для Soft-skills:

  • Развитие происходит медленнее
  • С большим усилием
  • Достижение требуемого уровня не гарантировано («предел» компетенций, глубокая интеграция в структуре личности)
  • В специфических условиях - подвержены обратному развитию

Для большинства людей умение печатать на компьютере быстро является надпрофессиональным навыком. Но для cекретарей и писателей это в чистом виде hard-skills.

Поэтому, если студент знает клавиатуру и умеет быстро печатать, это делает его более эффективным при выполнении практических работ по ИТ.

Некоторая путаница возникает из-за того что soft-skills трактуют непосредственно как навыки, то есть процессы доведенные до автоматизма. 

С моей точки зрения, это то, что раньше называли ЗУН, так как не только навыки, но, и знания, и умения которые тоже могут быть надпрофессиональными.

В специальности Дизайн – знание Photoshop и CorelDraw умение работать это Hard skills.  А знание творческих алгоритмов — это Soft-skills. Выпускники, приходя в компании спокойно работают в других графических редакторах. Но без знаний теории композиции, цветовой гармонии, законов использования шрифтов и цвета трудно (невозможно) создать что-нибудь очень крутое. 

Однако знание Photoshop может использоваться в различных областях.  Поэтому в группах ОП, ТХ и ОООП умение работать в Photoshop это Soft-skills. Кому-то придется заниматься организацией групповых мероприятий и оформлять приглашения, меню, столы, залы.

Таким образом, Soft-skills это то, что позволяет быть более эффективными в различных видах деятельности вне зависимости от профессионального, языкового, культурного и научного контекста 

Важность надпрофессиональных навыков трудно переоценить. Про это не сказал только ленивый это и экономисты, ученые, психологи и политики 

Основатели AliExpress говорят о том что Soft-Skill необходимо в XXI веке так как многие наши функции начинают выполнять машины, роботы, автоматизированные системы.

Всемирный экономический форум назвал 10 главных навыков в 2020 году:

1.                   

Решение проблем

6.              

Эмоциональный интеллект

2.                   

Критическое мышление

7.              

Принятие решений

3.                   

Креативность

8.              

Ориентация на сервис

4.                   

Управление людьми

9.              

Переговоры

5.                   

Взаимодействие с людьми

10.         

Гибкость мышления

В.В. Путин использовал этот термин совершенно не характерный для него. 

Термин Soft-skills чаще используют в связке с эмоциональным интеллектом Основатели теории социального интеллекта заявляют, что интеллект в классическом понимании слабо влияет на успешность людей. Но умение общаться, мыслить критически, решать нестандартные задачи влияют на успех.

Например:

  • В 2015 году в Harvard University были проведены подробные исследования где установили что 85% успеха зависело от soft-skills. 
  • В 2017 году компания Google провела исследование чтобы определить наиболее эффективные команды и подразделения В результате оказалось, что наиболее эффективными оказались смешанные группы сотрудников сильными гибкими навыками (Case-технологии).

Необходимо отметить какие существуют надпрофессиональные навыки. 

Что из этого следует развивать и как? 

Единой классификации гибких навыков на данный момент не существует. Если поискать можно найти разные классификации Есть несколько академических перечней или более современных, или специализированных для разных профессий. В интернете огромное количество рекомендаций 10 полезных навыков для продавца, для психолога, навыки, необходимые для школьника или менеджера. 

Например, большая пятёрка некогнитивных навыков:

Или концепция 4К:

Каждая из этих классификаций может иметь более группировок

Оптимально таких делений 4. Это четыре группы Мета-навыков 

  1. Аналитические – Скорочтение, Усный счет, Умение работать с информацией, компьютерная грамотность.
  2. Творческие - Умение проводить мозговые штурмы и Знание алгоритмов ТРИЗ 
  3. Коммуникативные – Риторика, Писательское мастерство, Умение вести переговоры 
  4. Организационные - Тайм-менеджмент, Умение планировать, Вести здоровый образ жизни 

В каждой серьёзной дисциплине при правильном подходе изучаются в том числе надпрофессиональные аспекты. Мы опосредованно развиваем надпредметные навыки.

В информатике учим логике, алгоритмизации. В рамках дисциплин Информатика и Информационные технологии условная TimeLine показывает насущную необходимость включения Soft-skills аналитической группы.

Термин цифровизация нас уже не пугает.

  • каждый обучающийся имеет доступ к высокоскоростному интернету;
  • в техникуме создана и функционирует цифровая образовательная среда;
  • преподаватели используют цифровые учебные материалы, онлай-сервисы и ресурсы, применяют дистанционные образовательные технологии;
  • используются облачные технологии;
  • в техникуме внедряются системы цифрового администрирования.

К аналитической группе относим навыки работы с информацией

Чему стараемся научить в работе с информацией:

  1. Чтению и пониманию текста, графики
  2. Правильной формулировке поисковых запросов
  3. Формированию «опорного» конспекта
  4. Комплектованию базы знаний
  5. Получению адекватной информации в библиотеке

Для решения этих задач необходимо формировать вычислительное (компьютерное) мышление:

  • декомпозиция - разбиение задачи на части;
  • абстрагирование - отбрасывание второстепенных деталей и фокусирование внимания на основной информации;
  • распознавание образов - анализ данных, поиск шаблонов, соответствующих имеющимся данным;
  • алгоритмизация - создание серии упорядоченных шагов, направленных на решение проблемы;
  • моделирование - создание моделей, представляющих процессы;
  • оценка - определение эффективности решения, возможности его применения к решению других задач

Для развития Soft-skills удобно использовать компетентностную модель Когда любая компетенция состоит из комплекса знаний умений и навыков и все три компонента важны. 

Если тренировать память, только тренажёры не помогут. Важно знать, как работает мозг, память и мнемотехники. Знание — это всегда основы наших навыков 

Обучение сегодня это не только школьный предмет. Учиться нужно постоянно. Это должна быть жизненная позиция иначе навыки просто пропадают Или устаревают А вот soft-skills менее всего подвержена старению. 

Всё же не стоит преувеличивать влияние Soft-skills.

Важно какими навыками овладеют студенты. Как смогут применить. 

Во-первых, одни лишь гибкие навыки без знания профессий не помогут

Во-вторых, важно понимать помогают ли эти навыки в карьерном росте.

В-третьих, насколько нравится выбранная профессия (наша работа). Ведь это именно то для чего нужно развивать любые навыки

В-четвёртых важно знать что soft-skills это отработка и тренировка. Поэтому важно не только пройти курс но и попробовать это в своей жизни 

Навыки данного класса сложно отслеживать, измерять. Однако, на сегодняшний день существуют тесты и методики проведения собеседований, помогающие оценить уровень развития данной группы навыков.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие информационных навыков у студентов как способ формирования soft skills специалистов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*