Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Soft skills: понятие, перечень, подходы к формированию и диагностике

14.12.2021 1806 2964
Кокорина Светлана Николаевна
Кокорина Светлана Николаевна, методист

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

В современном мире требования к образованию кардинально меняются, преимущество получат те люди, которые умеют комбинировать знания из разных отраслей науки.

Образование должно идти вслед за постоянно меняющимся миром. Если в советский период ценилось образование за фундаментальный перечень получаемых знаний и умений для конкретной специальности или профессии, то сегодня на первый план выходят иные задачи образования/

1 Понятие soft skills

Ги́бкие на́выки или мя́гкие на́выки (англ. soft skills) — комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью.

Гибкие навыки, в отличие от профессиональных навыков (hard skills), не напрямую зависят от специфики конкретной работы, тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), а также социальными навыками (скорость адаптации, коммуникация, в частности, слушание; работа в команде, эмоциональный интеллект) и менеджерскими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление).

Таблица 1 – Взаимосвязь между общими компетенциями, личностными результатами реализации программы воспитания и soft skills (на примере специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Общие компетенции согласно ФГОС СПО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) –2021 г

Личностные результаты

реализации программы воспитания

 

Soft skills

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ЛР 13 Выбирающий оптимальные способы решения профессиональных задач на основе уважения к заказчику, понимания его потребностей

Навыки принятия решений

Ответственность

 

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ЛР 16 Способный воспринимать, анализировать, запоминать и передавать

информацию с использованием цифровых средств;

предупреждающий собственное и чужое деструктивное поведение

в сетевом пространстве

Информационные навыки

 

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

 

Коммуникативные навыки

 

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

 

Адаптивность и гибкость

 

ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

Креативные навыки

 

Сами гибкие навыки были всегда, в любую эпоху. Просто раньше не использовалось само понятие soft skills. Исследования в этой области начались в США примерно в 1960-е годы, а в бизнес-среду этот термин вошёл ещё позже, в конце девяностых.

Сейчас интерес к soft skills и потребность в них стали ещё сильнее. Технологии развиваются так стремительно, что полученные нами знания очень быстро устаревают. Поэтому ценным становится не тот работник, который когда-то много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения. Кроме того, успех всего проекта часто зависит от взаимопонимания в команде.

Единой классификации гибких навыков на данный момент не существует, так же, как и не определено точное количество качеств и умений, подходящее под определение гибких навыков.

2 Результаты исследования в педагогическом коллективе

В октябре 2021 года в ГБПОУ ДТБТ проводилось исследование «Составление рейтинга soft skills (гибких навыков) для профессий и специальностей ГБПОУ ДТБТ» с применением сервиса OnlineTestPad.

От педагогов требовалось выстроить для каждого выбранного (по желанию) направления подготовки рейтинг soft skills по их значимости, начиная с самого важного  и до самого незначительного для конкретного направления подготовки навыка.

Перечень навыков для составления рейтинга был предложен одинаковый для всех направлений подготовки:

  • Работоспособность
  • Коммуникативные навыки
  • Навыки самоорганизации
  • Креативные навыки
  • Информационные навыки
  • Стрессоустойчивость
  • Лидерство
  • Навыки принятия решений
  • Ответственность
  • Критическое мышление
  • Эмоциональная эмпатия
  • Адаптивность и гибкость

Всего получено 67 ответов от педагогов. В наибольшей степени эта работа выполнялась преподавателями профессионального цикла и мастерами производственного обучения, так как именно они наиболее компетентны в данном вопросе.

Направление подготовки

Кол-во ответов

29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

4

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

5

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

7

19.02.03 ТХ, 19.02.10 ОП, 43.02.15 ПКД

12

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

6

54.02.01 Дизайн ( по отраслям)

9

21.02.05 Земельно-имущественные отношения

3

43.01.01 Официант, бармен

4

43.01.09 Повар, кондитер, 19.01.04 Пекарь, 19.01.14 Оператор процессов колбасного производства

8

38.01.02 Продавец, контролер- кассир

4

15.01.21 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации

5

Итого

67

По каждому направлению получена статистика ответов в виде графиков и таблиц.

Проведена математическая обработка результатов анкетирования и составлены рейтинги soft skills по степени значимости для каждого направления подготовки. Они существенно отличаются друг от друга

В целом, если проанализировать все направления подготовки, то наиболее часто на первых позициях рейтинга оказываются такие навыки, как работоспособность,  креативность, навыки самоорганизации, коммуникативные навыки.

3 Подходы к формированию soft skills

Формировать soft skills можно и нужно на разных стадиях образовательно-воспитательного процесса.

Наиболее актуальными педагогическими технологиями в учебной и внеучебной деятельности с точки зрения формирования soft skills становятся:

  1. ИКТ;
  2. Технология развития критического мышления;
  3. Проектная технология;
  4. Здоровьесберегающие технологии;
  5. Технология проблемного обучения;
  6. Игровые технологии;
  7. Кейс – технология;
  8. Технология обучения в сотрудничестве;
  9. Технология исследовательской деятельности.

Игры

Квесты. Учат нестандартно мыслить, быстро определять проблему и находить решение, распределять роли в команде, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения.

Спортивное ориентирование. Тренирует умение быстро думать, принимать решения, руководить и подчиняться, помогать другим членам команды, чувствовать и правильно определять время.

Настольные игры. Для развития гибких навыков подойдут не все настольные игры, а лишь те, которые требуют постоянного взаимодействия с другими игроками, умения распознавать эмоции, быстро принимать решения, договариваться, предугадывать действия игроков.

Спортивные игры. Эстафеты, командные игры (футбол, волейбол, баскетбол) тренируют лидерские качества, дисциплинированность, умение воспринимать критику и достойно принимать поражения.

Проектная работа

Во время выполнения учебных проектов развиваются умения распределять роли, руководить и подчиняться, обсуждать тему, приводить аргументы, анализировать информацию и делать выводы, тренируются навыки планирования и выступления на публике.

Внеурочная деятельность

Каждое объединение дополнительного образования или кружок может развивать свой перечень soft skills.  Чем разнообразнее внеурочная деятельность, тем больше гибких навыков можно приобрести. Следует сменить подход к планированию мероприятий предметных и профессиональных недель с учетом повышения их направленности на формирование soft skills

Образовательные лагеря

Образовательный лагерь — одна из новых современных форм обучения, позволяющая одновременно тренировать и жёсткие, и гибкие навыки. В любом образовательном лагере обязательно есть два направления:

  1. Обучение навыкам в той сфере, которой посвящён лагерь
  2. Тренировка навыков общения и командной работы. Для этого в образовательном лагере устраиваются специальные тренинги, викторины, турниры, соревнования.

Участие студентов в общественной работе и в деятельности органов студенческого самоуправления позволяет формировать широкий перечень soft skills.

Курсы и тренинги

Многим гибким навыкам можно научиться на специальных тренингах или курсах, проходящих очно и онлайн. Курсы в интернете подойдут для обучения тайм-менеджменту и креативности, а вот коммуникативным и командным навыкам лучше обучаться очно. Существуют специальные курсы для подростков, развивающие навыки общения и совместной деятельности. Полезны для развития гибких навыков и тренинги по профориентации и самоопределению — они помогут определить сильные и слабые качества и понять, какие гибкие навыки уже освоены на достаточном уровне, а какие необходимо развивать.

4 Подходы к диагностике и оценке

Навыки данного класса сложно отслеживать, измерять в связи со значительной гуманитарной составляющей, не поддающейся простым чётким определениям и метрикам. Однако, на сегодняшний день существуют тесты и методики проведения собеседований, помогающие оценить уровень развития данной группы навыков.

Есть специальные сервисы для оценки компетенций сотрудников
в смоделированных рабочих ситуациях.

Кроме тестов оценить уровень формирования soft skills удобно с помощью собеседования, задав определенные вопросы.

Soft skills

Возможные методы диагностики

Адаптируемость 

Дать задачу с одними условиями, а потом в процессе решения их менять: «А если тут будет так? А так?»

Командная работа

Командные кейсы, когда группе человек дается задача, которую нужно решить за 30-90 минут совместно и испытать решение на другой команде

Тайм-менеджмент

Как распределяется учебное время? Как студент ставит приоритеты? Какие задачи решает сначала, какие потом? 

Управление собственным развитием

Какие курсы, программы, вебинары освоил? Пути самообразования

Инициативность.

Предложите студенту оптимизировать курс или отдельное УЗ (в форме рефлексии)

Рефлексивность

Попросите студента назвать свои сильные и слабые стороны, но обязательно  спросите, почему тот или иной навык он считает своей сильной/слабой стороной. Как раз ответ на уточняющий вопрос и покажет, насколько человек умеет базово рефлексировать.

Критическое мышление

Дать задачу с неверными изначальными условиями. Некоторые спокойно будут решать подобную задачу до победного и расстраиваться, что у них не получается. Но при этом многие смогут, спустя короткое время,  спокойно сказать, что не сходится. Или даже от противного доказать, что система неразрешима.

Таким образом, каждому педагогическому работнику необходимо определить для работы перечень Soft skills, спланировать и организовать работу по формированию  и диагностике Soft skills через различные формы организации образовательно-воспитательного процесса.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Soft skills: понятие, перечень, подходы к формированию и диагностике




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*