Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Подготовка кадров, востребованных на рынке труда: трудности и пути их решения

09.12.2021 296 438
Синицына Наталия Григорьевна
Синицына Наталия Григорьевна, заведующий отделением, преподаватель

Тульский государственный коммунально-строительный техникум

В настоящее время работодатели, осуществляющие деятельность в условиях мирового экономического кризиса и жесточайшей конкуренции, выдвигают повышенные требования к выпускникам, требуя от них результата с момента трудоустройства.

Однако даже при самой хорошей теоретической подготовке, которую может дать учебное заведение, специалисты без практических навыков, без знания особенностей работы в реальном производственном коллективе не смогут принимать быстрых и правильных технологических решений.

В настоящее время все большую силу набирает движение WorldSkills. Государственная итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена проводится на основе заданий Финала Национального чемпионата «Молодые профессионалы», с сохранением уровня сложности. Демонстрационный экзамен – это мини-чемпионат на площадке учебного заведения, практический показ того, что конкретно умеет делать молодой специалист.  Перед учебным заведением стоит  задача - не воспитание одного-единственного участника чемпионата, который победит на состязаниях, а массовая подготовка специалистов, каждый из которых может работает на уровне чемпиона.

Поэтому в настоящее время возрастает роль практического обучения и требования к нему как важной составляющей учебного процесса.

Практическое обучение реализуется в различных формах, в том числе на учебной и производственной практике.

Производственная практика может предоставить для студента следующие возможности:

  • получение дополнительной информации о рынке профессий,
  • получение понимания о том, в какого типа организации он хотели бы работать (государственной, коммерческой, некоммерческой и т.д.),
  • получение информации о том, над чем нужно поработать , чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда,
  • получить возможности трудоустройства в организации, где проходила производственная практика (многие организации идут на этот шаг в рамках стратегий формирования кадрового резерва),
  • получение навыков поиска работы и проведения переговоров с работодателями (в случае, если студент самостоятельно ищет место прохождения практики).

Для образовательной организации  производственная практика – это возможность получить обратную связь со стороны  организаций, принимающих студентов на практику, о качестве профессиональной подготовки.

В советское время предприятия обязаны были брать студентов на практику, а выпускников на работу. В этом были свои плюсы и минусы. Один из плюсов был в том, что студент и выпускник имели гарантированное место работы. Один из минусов в том, что работа и зарплата далеко не всегда удовлетворяли подготовленного специалиста.

Со становлением и развитием рыночных отношений решение вопросов организации производственных практик студентов на достаточном уровне стало проблематичным, так как в настоящее время предприятия не обязаны брать студентов и выпускников на практику или работу.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует должная мотивация для предприятий, сотрудничающих с учреждениями профессионального образования по организации прохождения производственной практики. Организация производственной практики сопряжена с дополнительными расходами для предприятий: оплата работы наставников, заработная плата студентов. Представители бизнеса бережно относятся к своим финансовым средствам и стараются оптимизировать расходы.  Поэтому предприятия берут незначительное количество студентов (или отказывают), а прохождение практики, зачастую, носит формальный характер, что в конечном итоге отрицательно влияет на качество подготовки специалистов. Следует так же отметить, что спад производства в период пандемии ограничил возможности трудоустройства на предприятия, с которыми сотрудничали учреждения среднего профессионального образования на протяжении многих лет.

На каждого первокурсника оформляется  договор на прохождение производственной практики с конкретными предприятиями. Заключение этих договоров должно было решить проблему подбора рабочих мест для прохождения производственной практики. Но реально мы не получили того эффекта, который ожидали.

К моменту прохождения практики у многих предприятий отсутствует возможность предоставить вакантные места для студентов-практикантов. Некоторые предприятия отказывают в приеме на  практику студентов, не достигших возраста 18 лет. При организации производственной практики возникает проблема ограниченной возможности предприятий организовать целостное прохождение практики. Не на всех предприятиях имеются условия для прохождения всех тем, предусмотренных программой практики.

Успешность подготовки  специалистов в процессе производственной практики, зависит от организации учебной практики. Производственная практика  направлена на закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения первоначальных профессиональных умений. И от того насколько успешно сформированы эти навыки зависят результаты прохождения производственной практики. До настоящего времени учебно-практические работы для уроков учебной практики подбирались таким образом, чтобы минимизировать расход материально-технического оснащения. Практические работы такого уровня сложности как на демонстрационном экзамене на уроках учебной практики нашими студентами не выполнялись. Для того чтобы внести изменения в перечень учебно-практических работ и проводить экзамены (квалификационные) по модулям в соответствии с требованиями демонстрационного экзамена необходимо провести работу по модернизации материально-технической базы учреждений среднего профессионального образования. За последние годы такая работа была проведена во многих образовательных организациях. Для оснащения учебно-производственных мастерских было приобретено оборудование, инструмент, расходные материалы в соответствии с требованиями инфраструктурных листов WorldSkills. Проведенная работа дала возможность нашим педагогам знакомить студентов с современными технологиями в профессиональной сфере деятельности.

Чтобы на рынке труда постоянно появлялась высококвалифицированная рабочая сила, над ее воспроизводством должны совместно трудиться и государство, и бизнес. В этом и должно проявляться социальное партнерство государства и бизнеса.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Подготовка кадров, востребованных на рынке труда: трудности и пути их решения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*