Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современное профессиональное образование: содержание, проблемы, перспективы развития

09.12.2021 1137 1686
Соболева Ирина Васильевна
Соболева Ирина Васильевна, преподаватель

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Омский государственный университет путей сообщения"

Изменения в системе среднего профессионального образования осуществлялись в нашей стране достаточно редко. Новые работодатели ищут рабочую силу, соответствующую их непосредственным потребностям. Система среднего профессионального обучения столкнулась с огромными трудностями процесса адаптации к новым требованиям экономики.

Возникновение рынка труда, появление конкуренции среди рабочей силы, наметившаяся в последние годы ориентация работодателей на профессионализм и опытность работника, хотя самым существенным образом и осложнили положение выпускников среднего профессионального образования на рынке труда, но вместе с тем усилили стремление молодежи к получению среднего профессионального образования. Для выпускников Тайгинского института железнодорожного транспорта - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» полученные знания рассматриваются как необходимые для успешного трудоустройства и работы.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования.

Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития в дальнейшем. Новая система среднего профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни.

Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах ее деятельности (от профессиональных до лично-бытовых) и отвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования есть поиск и реализация оптимальных путей развития личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной социальной, трудовой жизни.

Сегодня формируется особый интегративный тип работника – субъект социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и индивидуальность. На рынке труда ныне котируется не пресловутая рабочая сила, а работник с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной обученности. Особенно остро стоит проблема получения среднего профессионального образования, в первую очередь для молодежи.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политики государства. Новая система профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни.

В стране стали складываться новые социально-экономические отношения, которые повлияли на формирование содержания профессионального образования. Оно стало развиваться путем количественных – появление новых профессий (специальностей) и специальностей (специализаций) и качественных изменений – гуманитаризации содержания обучения. Эти процессы легли в основу развития содержательного компонента диверсифицированной педагогической системы среднего профессионального образования.

Система среднего профессионального образования включает две составляющие: профессиональное образование и дополнительное образование. Последнее реализуется при повышении квалификации и переподготовке высвобождаемых работников, незанятого населения и призвана способствовать обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, удовлетворению потребностей в обучении и повышении роста профессионального мастерства, усилению конкурентоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их профессиональной мобильности и социальной защищенности.

Выпускниками начального профессионального образования становились рабочие с набором базовых фундаментальных знаний по всей области профессиональной деятельности, в которой им приходилось работать. Сегодня подготовка квалифицированных рабочих стала прерогативой среднего профессионального образования, относящихся к приоритетным направлениям развития отраслевой экономики, таким как обеспечения высокого качества подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации обучающихся и выработки у выпускников профессиональных компетенций, определяющих их конкурентоспособность на рынке труда, обеспечивающих их карьерный и личностный рост.

Комплексный системно-структурный анализ современного состояния и перспектив развития системы начального и среднего профессионального образования по основным направлениям деятельности выявил следующие наиболее существенные проблемы, требующие оперативного решения:

-наличие диспропорций между количеством и качеством подготовки выпускников и запросами экономики и конкретных работодателей относительно объема и профилей подготовки; отсутствие прогноза потребности в подготовке работников начального и среднего звена производства;

-нарушение преемственности в формах, методах и средствах организации учебно-воспитательного процесса;

-сроки адаптации уровня обученности выпускников требованиям работодателей;

-высокий уровень морального и физического износа учебно-материальной базы учреждений СПО;

-недостаточность социальной защиты обучающихся;

-неразвитость системы социального партнерства учреждений СПО с ключевыми промышленными предприятиями, общественно-профессиональными сообществами (ассоциациями) и другими заинтересованными экономическими структурами (органами государственной власти и местного самоуправления) на договорной основе.

Поэтому эффективность подготовки кадров в образовательных организациях СПО не всегда в полном объеме соответствуют требованиям работодателей.

С учетом отмеченных проблем необходимо наметить главные направления формирования эффективной системы подготовки специалистов:

-развитие сети подведомственных учреждений, цель которых - обеспечение интеграции учебных заведений разных уровней путем их укрупнения и объединения в комплексы для увеличения круга услуг при подготовки кадров, росту качества образования по разным направлениям, ступеням и формам;

-развитие учебно-материальной базы;

-совершенствование организационно-экономических механизмов деятельности образовательных учреждений;

-обеспечение образовательных организаций кадрами;

-развитие социального партнерства с предприятиями.

Важным аспектом инновационного развития среднего профессионального образования, выступающего как практико-ориентированное обучение, является его интеграция с производственной сферой. Это является фактором адекватности результатов системы среднего профессионального образования нуждам производства, сближения процесса подготовки кадров запросам различных отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечения связи обучения студентов с будущей работой на предприятиях.

Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в организациях средних профессиональных образования. В этой связи им совместно с работодателями разрабатываются и корректируются набор требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и программы подготовки студентов. Все это оказывает влияние на систему практической подготовки студентов, а внедрение современных образовательных и информационных технологий позволяет готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда.

Ключевой задачей на ближайшее будущее является осуществление государственной образовательной политики, главное требование которой – обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодого поколения. В соответствии с ростом потребности в специалистах среднего звена государственная политика предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования. Опережающее развитие – это не только увеличение объемов подготовки специалистов, но и первостепенное изменение качества образования.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Современное профессиональное образование: содержание, проблемы, перспективы развития




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*