Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаИзменения в системе среднего профессионального образования осуществлялись в нашей стране достаточно редко. Новые работодатели ищут рабочую силу, соответствующую их непосредственным потребностям. Система среднего профессионального обучения столкнулась с огромными трудностями процесса адаптации к новым требованиям экономики.
Возникновение рынка труда, появление конкуренции среди рабочей силы, наметившаяся в последние годы ориентация работодателей на профессионализм и опытность работника, хотя самым существенным образом и осложнили положение выпускников среднего профессионального образования на рынке труда, но вместе с тем усилили стремление молодежи к получению среднего профессионального образования. Для выпускников Тайгинского института железнодорожного транспорта - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» полученные знания рассматриваются как необходимые для успешного трудоустройства и работы.
Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования.
Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития в дальнейшем. Новая система среднего профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни.
Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах ее деятельности (от профессиональных до лично-бытовых) и отвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования есть поиск и реализация оптимальных путей развития личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной социальной, трудовой жизни.
Сегодня формируется особый интегративный тип работника – субъект социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и индивидуальность. На рынке труда ныне котируется не пресловутая рабочая сила, а работник с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной обученности. Особенно остро стоит проблема получения среднего профессионального образования, в первую очередь для молодежи.
Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политики государства. Новая система профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни.
В стране стали складываться новые социально-экономические отношения, которые повлияли на формирование содержания профессионального образования. Оно стало развиваться путем количественных – появление новых профессий (специальностей) и специальностей (специализаций) и качественных изменений – гуманитаризации содержания обучения. Эти процессы легли в основу развития содержательного компонента диверсифицированной педагогической системы среднего профессионального образования.
Система среднего профессионального образования включает две составляющие: профессиональное образование и дополнительное образование. Последнее реализуется при повышении квалификации и переподготовке высвобождаемых работников, незанятого населения и призвана способствовать обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, удовлетворению потребностей в обучении и повышении роста профессионального мастерства, усилению конкурентоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их профессиональной мобильности и социальной защищенности.
Выпускниками начального профессионального образования становились рабочие с набором базовых фундаментальных знаний по всей области профессиональной деятельности, в которой им приходилось работать. Сегодня подготовка квалифицированных рабочих стала прерогативой среднего профессионального образования, относящихся к приоритетным направлениям развития отраслевой экономики, таким как обеспечения высокого качества подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации обучающихся и выработки у выпускников профессиональных компетенций, определяющих их конкурентоспособность на рынке труда, обеспечивающих их карьерный и личностный рост.
Комплексный системно-структурный анализ современного состояния и перспектив развития системы начального и среднего профессионального образования по основным направлениям деятельности выявил следующие наиболее существенные проблемы, требующие оперативного решения:
-наличие диспропорций между количеством и качеством подготовки выпускников и запросами экономики и конкретных работодателей относительно объема и профилей подготовки; отсутствие прогноза потребности в подготовке работников начального и среднего звена производства;
-нарушение преемственности в формах, методах и средствах организации учебно-воспитательного процесса;
-сроки адаптации уровня обученности выпускников требованиям работодателей;
-высокий уровень морального и физического износа учебно-материальной базы учреждений СПО;
-недостаточность социальной защиты обучающихся;
-неразвитость системы социального партнерства учреждений СПО с ключевыми промышленными предприятиями, общественно-профессиональными сообществами (ассоциациями) и другими заинтересованными экономическими структурами (органами государственной власти и местного самоуправления) на договорной основе.
Поэтому эффективность подготовки кадров в образовательных организациях СПО не всегда в полном объеме соответствуют требованиям работодателей.
С учетом отмеченных проблем необходимо наметить главные направления формирования эффективной системы подготовки специалистов:
-развитие сети подведомственных учреждений, цель которых - обеспечение интеграции учебных заведений разных уровней путем их укрупнения и объединения в комплексы для увеличения круга услуг при подготовки кадров, росту качества образования по разным направлениям, ступеням и формам;
-развитие учебно-материальной базы;
-совершенствование организационно-экономических механизмов деятельности образовательных учреждений;
-обеспечение образовательных организаций кадрами;
-развитие социального партнерства с предприятиями.
Важным аспектом инновационного развития среднего профессионального образования, выступающего как практико-ориентированное обучение, является его интеграция с производственной сферой. Это является фактором адекватности результатов системы среднего профессионального образования нуждам производства, сближения процесса подготовки кадров запросам различных отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечения связи обучения студентов с будущей работой на предприятиях.
Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в организациях средних профессиональных образования. В этой связи им совместно с работодателями разрабатываются и корректируются набор требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и программы подготовки студентов. Все это оказывает влияние на систему практической подготовки студентов, а внедрение современных образовательных и информационных технологий позволяет готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда.
Ключевой задачей на ближайшее будущее является осуществление государственной образовательной политики, главное требование которой – обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодого поколения. В соответствии с ростом потребности в специалистах среднего звена государственная политика предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования. Опережающее развитие – это не только увеличение объемов подготовки специалистов, но и первостепенное изменение качества образования.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Современное профессиональное образование: содержание, проблемы, перспективы развития
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.