Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПоиски путей совершенствования системы образования связаны с разработкой методов и приемов интенсификации процесса обучения.
Сегодня, медицинским организациям нужны не просто работники среднего звена, хорошо выполняющие рутинные операционные процедуры, а умеющие творчески мыслить, инициативные и самостоятельные молодые специалисты. В этой связи повышается ответственность учебного заведения за формирование такого свойства личности, как самостоятельная учебная и исследовательская активность выпускника.
Особенностью и спецификой обучения медицинского лабораторного техника является необходимость овладения студентом алгоритмами выполнения практических медицинских манипуляций в учебных лабораториях колледжа (и лишь после этого они допускаются к работе с биоматериалом в лабораториях ЛПУ). Форма организации практических занятий при освоении профессиональных модулей- разные виды самостоятельной аудиторной работы [2]. При изучении многих тем по гистологии, больший объём времени отводится на такие виды самостоятельной работы, как изучение видов клеток, тканей и органов. Хронология проведения таких занятий не предполагает наличия времени достаточного для применения таких активных методов обучения как, например деловая игра [3].
Преподавателями колледжа, для работы на практических занятиях разработан и апробирован целый комплекс учебно- методических материалов (учебных пособий, методических указаний, банков тестовых заданий и задач и др.) с использованием различных методов активизации исследовательской деятельности студентов [1].
В начале каждого практического занятия, с целью закрепления, повторения и проверки полученных на лекции знаний, проводится контроль исходного уровня подготовки студентов, который должен быть выполнять обучающую, активизирующую и воспитательную функции. Для активизации учебной деятельности студентов, на этом этапе занятия, применяются разнообразные методы обсуждения.
Например, цель практического занятия, по теме: «Строение животной клетки»,- систематизация и углубление полученной в школе учебной информации, а так же детальное изучение микроскопического строения, топографии и функций различных органоидов и включений клеток. Перед выполнением самостоятельной работы по микроскопическому исследованию учебных препаратов, студентам, можно предложить соотнести название частей животной клетки, выполняемые ими функции и особенности строения, заполнив графы специальной таблицы. Группа разбивается на три равные по количеству человек подгруппы: А, Б и В (по 2- 3 человека). В каждой подгруппе выбирается лидер (капитан), и подгруппы рассредоточиваются в аудитории. Преподаватель объявляет тему, учебные цели и порядок проведения занятия и предлагает лидерам выбрать для своей команды один из трёх вариантов печатных карточек с заданиями. Группы, используя имеющиеся наглядные учебные материалы, в течение отведенного времени (10- 15 минут) совместно выполняют задания, заполняя графы предложенной таблицы, и по их готовности, передают их (по часовой стрелке), следующим подгруппам на рецензию. Например, подгруппа А свои подготовленные ответы передает подгруппе Б, а подгруппа Б - подгруппе В и т.д. Каждая подгруппа, в течение 5-7 минут, письменно, на отдельном листе, рецензирует ответы другой команды. Затем карточки с ответами на задания передаются дальше по кругу и рецензируются следующей командой. На заключительном этапе занятия, лидеры каждой команды, например подгруппы В, в течение 10- 15 минут, поочередно, используя цветную схему «Строение животной клетки», производят защиту своих ответов. Возникает дискуссия, в ходе которой выясняется сущность рассматриваемых вопросов, вырабатываются умения мыслить научно, отвлекаться от стереотипных суждений, использовать в ходе поиска правильные и ошибочные мнения других. При подведении итогов преподаватель делает краткий разбор действий и решений, принятых обучаемыми. Кроме того, он отмечает активность отдельных студентов или подгрупп, вскрывает ошибки, расставляет приоритеты, вносит коррективы в стиль общения, оценивает умение говорить, защищать свои решения.
При проведении практического занятия по теме «Строение эпителиальных тканей», может применяться интерактивный метод «мозговой атаки». Суть процесса заключается в том, что группе задаются несколько вопросов по теме занятия и, в течение 10-15 минут, студенты высказываются на эту тему, а преподаватель записывает на доске все ответы (даже неверные). На этапе обсуждения, в ходе дискуссии, группа, работая под руководством преподавателя, самостоятельно выявляет неточности и ошибки и корректирует имеющиеся утверждения. Затем преподаватель, подытоживает обсуждаемую тему, подчеркивая вклад каждого участника дискуссии в обсуждение.
Приведём пример активизации учебно- исследовательской деятельности, при выполнения студентами аудиторной самостоятельной работы. После микроскопического изучения учебных гистологических препаратов особенности строения тканей зарисовываются в альбом; зарисовка же некоторых тканей, например клеток крови, производится в графах специальной таблицы, где помимо графического изображения необходимо указать значения гемограммы и лейкоцитарной формулы крови. При этом клетки должны быть изображены в соответствующей пропорции с учетом их нормальной морфологии и способности воспринимать разные красители. Чтобы правильно решить поставленную задачу, студенту необходимо проявить творческий подход и навыки исследователя- ещё раз тщательно изучить микроскопическую картину крови с помощью микроскопа, электронных атласов и т.п.
Важную роль в формировании у студентов самостоятельности и познавательной активности в учебном процессе играет и кружковая работа. При подготовке к ежемесячному заседанию междисциплинарного кружка, студенты выполняют исследовательскую работу и готовят доклады на одну и актуальных тем лабораторной диагностики. В ходе заседания кружка тема выносится на обсуждение. Руководит дискуссией и направляет её ход преподаватель, но активность её ведения принадлежит непременно студентам. Результатом кружковой работы является участие в студенческих научно- практических конференциях и олимпиадах по профилю специальности различного уровня. Темы и материалы исследований, проведённых в рамках кружковой работы, также могут быть использованы авторами при написании ими выпускных квалификационных работ.
Следовательно, сделать процесс обучения в медицинском колледже более интересным и эффективным, а так же поднять исследовательскую активность значительной части обучающихся позволяют методические приёмы, направленные на то, чтобы предложенная задача превратилась во внутреннюю проблему самого студента, а также применение различных методов обучения, основанных на коллективной мыслительной деятельности. Такой подход интенсифицирует процесс обучения студента, создаёт предпосылки для анализа вариантов решения поставленной задачи и формирует его самостоятельную учебно- исследовательскую активность.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Возможности активизации учебно-исследовательской деятельности студентов медицинского колледжа
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.