Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Возможности активизации учебно-исследовательской деятельности студентов медицинского колледжа

29.11.2021 66 97
Карпцова Галина Анатольевна
Карпцова Галина Анатольевна, преподаватель

Ставропольский базовый медицинский колледж

Поиски путей совершенствования системы образования связаны с разработкой методов и приемов интенсификации процесса обучения.

Сегодня, медицинским организациям нужны не просто работники среднего звена, хорошо выполняющие рутинные операционные процедуры, а умеющие творчески мыслить, инициативные и самостоятельные молодые специалисты. В этой связи повышается ответственность учебного заведения за формирование такого свойства личности, как самостоятельная учебная и исследовательская активность выпускника.

Особенностью и спецификой обучения медицинского лабораторного техника является необходимость овладения студентом алгоритмами выполнения практических медицинских манипуляций в учебных лабораториях колледжа (и лишь после этого они допускаются к работе с биоматериалом в лабораториях ЛПУ). Форма организации практических занятий при освоении профессиональных модулей- разные виды самостоятельной аудиторной работы [2]. При изучении многих тем по гистологии, больший объём времени отводится на такие виды самостоятельной работы, как изучение видов клеток, тканей и органов. Хронология проведения таких занятий не предполагает наличия времени достаточного для применения таких активных методов обучения как, например деловая игра [3]. 

Преподавателями колледжа, для работы на практических занятиях разработан и апробирован целый комплекс учебно- методических материалов (учебных пособий, методических указаний, банков тестовых заданий и задач и др.) с использованием различных методов активизации исследовательской деятельности студентов [1].

В начале каждого практического занятия, с целью закрепления, повторения и проверки полученных на лекции знаний, проводится контроль исходного уровня подготовки студентов, который должен быть выполнять обучающую, активизирующую и воспитательную функции. Для активизации учебной деятельности студентов, на этом этапе занятия, применяются разнообразные методы обсуждения.

Например, цель практического занятия, по теме: «Строение животной клетки»,- систематизация и углубление полученной в школе учебной информации, а так же детальное изучение микроскопического строения, топографии и функций различных органоидов и включений клеток. Перед выполнением самостоятельной работы по микроскопическому исследованию учебных препаратов, студентам, можно предложить соотнести название частей животной клетки, выполняемые ими функции и особенности строения, заполнив графы специальной таблицы. Группа разбивается на три равные по количеству человек подгруппы: А, Б и В (по 2- 3 человека). В каждой подгруппе выбирается лидер (капитан), и подгруппы рассредоточиваются в аудитории. Преподаватель объявляет тему, учебные цели и порядок проведения занятия и предлагает лидерам выбрать для своей команды один из трёх вариантов печатных карточек с заданиями. Группы, используя имеющиеся наглядные учебные материалы, в течение отведенного времени (10- 15 минут) совместно выполняют задания, заполняя графы предложенной таблицы, и по их готовности, передают их (по часовой стрелке), следующим подгруппам на рецензию. Например, подгруппа А свои подготовленные ответы передает подгруппе Б, а подгруппа Б - подгруппе В и т.д. Каждая подгруппа, в течение 5-7 минут, письменно, на отдельном листе, рецензирует ответы другой команды. Затем карточки с ответами на задания передаются дальше по кругу и рецензируются следующей командой. На заключительном этапе занятия, лидеры каждой команды, например подгруппы В, в течение 10- 15 минут, поочередно, используя цветную схему «Строение животной клетки», производят защиту своих ответов. Возникает дискуссия, в ходе которой выясняется сущность рассматриваемых вопросов, вырабатываются умения мыслить научно, отвлекаться от стереотипных суждений, использовать в ходе поиска правильные и ошибочные мнения других. При подведении итогов преподаватель делает краткий разбор действий и решений, принятых обучаемыми. Кроме того, он отмечает активность отдельных студентов или подгрупп, вскрывает ошибки, расставляет приоритеты, вносит коррективы в стиль общения, оценивает умение говорить, защищать свои решения.

При проведении практического занятия по теме «Строение эпителиальных тканей», может применяться интерактивный метод «мозговой атаки». Суть процесса заключается в том, что группе задаются несколько вопросов по теме занятия и, в течение 10-15 минут, студенты высказываются на эту тему, а преподаватель записывает на доске все ответы (даже неверные). На этапе обсуждения, в ходе дискуссии, группа, работая под руководством преподавателя, самостоятельно выявляет неточности и ошибки и корректирует имеющиеся утверждения. Затем преподаватель, подытоживает обсуждаемую тему, подчеркивая вклад каждого участника дискуссии в обсуждение.

Приведём пример активизации учебно- исследовательской деятельности, при выполнения студентами аудиторной самостоятельной работы. После микроскопического изучения учебных гистологических препаратов особенности строения тканей зарисовываются в альбом; зарисовка же некоторых тканей, например клеток крови, производится в графах специальной таблицы, где помимо графического изображения необходимо указать значения гемограммы и лейкоцитарной формулы крови. При этом клетки должны быть изображены в соответствующей пропорции с учетом их нормальной морфологии и способности воспринимать разные красители. Чтобы правильно решить поставленную задачу, студенту необходимо проявить творческий подход и навыки исследователя- ещё раз тщательно изучить микроскопическую картину крови с помощью микроскопа, электронных атласов и т.п.

Важную роль в формировании у студентов самостоятельности и познавательной активности в учебном процессе играет и кружковая работа. При подготовке к ежемесячному заседанию междисциплинарного кружка, студенты выполняют исследовательскую работу и готовят доклады на одну и актуальных тем лабораторной диагностики. В ходе заседания кружка тема выносится на обсуждение. Руководит дискуссией и направляет её ход преподаватель, но активность её ведения принадлежит непременно студентам. Результатом кружковой работы является участие в студенческих научно- практических конференциях и олимпиадах по профилю специальности различного уровня. Темы и материалы исследований, проведённых в рамках кружковой работы, также могут быть использованы авторами при написании ими выпускных квалификационных работ.

Следовательно, сделать процесс обучения в медицинском колледже более интересным и эффективным, а так же поднять исследовательскую активность значительной части обучающихся позволяют методические приёмы, направленные на то, чтобы предложенная задача превратилась во внутреннюю проблему самого студента, а также применение различных методов обучения, основанных на коллективной мыслительной деятельности. Такой подход интенсифицирует процесс обучения студента, создаёт предпосылки для анализа вариантов решения поставленной задачи и формирует его самостоятельную учебно- исследовательскую активность.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Возможности активизации учебно-исследовательской деятельности студентов медицинского колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*