Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональная подготовка обучающихся хореографического колледжа в области музыкального образования

29.11.2021 69 102
Заболоцкая Анна Викторовна
Заболоцкая Анна Викторовна, преподаватель

Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И.Чайковского

Система современного хореографического образования является системой непрерывного образования, включающей в себя подсистемы:

- дополнительного образования, реализующей общеразвивающие программы как для детей, так и для взрослых (любительское) и предпрофессиональные программы, реализующиеся только для детей (Закон об образовании часть 2 статьи 75 и пункт 1 части 2 статьи 83) выполняющих функцию ранней начальной подготовки хореографического образования;

- среднего профессионального образования (училища, колледжи), реализующуюся только в очной форме в профессиональных образовательных учреждениях или образовательных организациях высшего образования, которая является продолжением хореографического обучения детей по предпрофессиональным программам;

- высшего образования (институты искусств, академии), имеющая три уровня образования – бакалавриат, магистратуру и ассистентуру-стажировки, готовящих не только артистов-исполнителей, «хореографов», но и педагогов-хореографов для всех типов образовательных организаций;

- дополнительного профессионального образования, программы которой направлены как на повышение уровня квалификации специалистов-хореографов, так и на их переподготовку.

В нашей работе мы будем рассматривать профессиональную подготовку специалистов-хореографов среднего профессионального образования, перечень которых утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 года № 1199 образования по специальностям 52.02.01 Искусство балета, квалификации специалиста углубленной подготовки: «Артист балета, преподаватель» и 52.02.02. Искусство танца (по видам), квалификации специалиста углубленной подготовки: «Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, преподаватель».

Данные образовательные программы интегрированы с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (углубленной подготовки), направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих творческими способностями в области хореографического искусства, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее ФГОСы) среднего профессионального образования (далее СПО), обеспечивающих получение как основного общего, среднего общего образования так и среднего профессионального образования [1; 2].

Структура и содержание учебно-профессиональной подготовки будущих хореографов разработаны с учетом их предстоящей сферой профессиональной деятельности и получением необходимых компетенций.

Утвержденные приказом Минобрнауки России ФГОСы СПО по специальностям 05.02.01 Искусство балета (Приказ №35 от 30.01.2015 г.), 52.02.02. Искусство танца (по видам) (Приказ №33 от 30.01.2015 г.) предусматривают формирование/приобретение выпускниками колледжа общих и профессиональных компетенций, соответствующие виду их деятельности – педагогической и творческо-исполнительской. Таким образом, система среднего профессионального образования готовит не только артистов-исполнителей среднего уровня/звена, реализующих свою профессиональную деятельность в театрах и на сценических площадках, в различных танцевальных коллективах, в концертно-театральных организациях, но и педагогов-хореографов для детских школ искусств, общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях [1; 2].

Опирающаяся на различные виды искусств, хореография считается синкретическим искусством (музыка, изобразительное искусство, литература, театральное искусство) и является одним из видов художественно-творческой деятельности. В связи с этим структура и содержание профессионального хореографического образования имеет свою специфику, заключающуюся в том, что подготовка хореографов осуществляется путем комплексного изучения предметов общеобразовательного блока и специальных дисциплин (профильных предметов).

Подготовка будущих хореографов осуществляется с учетом компетентностного подхода на основе взаимосвязи содержания дисциплин основного общего, среднего общего образования, профессионального цикла и педагогической деятельности. Содержание дисциплин профессионального цикла ориентировано на приобретение обучающимися как общих, так и профессиональных компетенций в творческо-исполнительской деятельности, в том числе:

- способность «создавать художественно-сценический образ в соответствии со стилем хореографического произведения» (ПК 1.4.);

- способность «определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа» (ПК 1.5.) [1; 2].

Указанные компетенции акцентируют внимание на необходимости профессиональной подготовки хореографов и в области музыкального образования, а именно: изучение законов музыки, основ музыкальной грамоты, средств музыкальной выразительности, развитие способности понимать и пластически интерпретировать идею музыкально-хореографического произведения (создавать хореографическое произведение различной формы, жанра и стиля), формирование высокого уровня музыкальной культуры [4].

Музыкальная культура является базой для профессионального становления будущего хореографа, разделяясь на общую музыкальную культуру и профессиональную, где общая музыкальная культура, развивая творческий потенциал обучающегося, является базой, отправной точкой для формирования его профессиональной музыкальной культуры.

Многоуровневый характер хореографического образования выстроен по принципу этапного решения задач музыкального образования: от изучения элементарных основ музыкальной грамоты (ознакомления со спецификой и закономерностями музыкального искусства) до совершенствования музыкально-теоретических знаний, представлений, постижение синкретической природы хореографического искусства, совершенствование профессиональных навыков. Музыка «красной нитью» проходит через весь образовательный процесс: музыкально-теоретические предметы, входящие в предметную область «Искусство», перекликаются с профессиональным циклом, состоящим из профильных учебных дисциплин и творческо-исполнительской деятельности обучающихся. В процессе изучения этих дисциплин у обучающихся-хореографов вырабатывается осознанное, осмысленное отношение к музыке как содержательной основе хореографии, закладываются азы сознательного восприятия идейно-художественного содержания музыкально-хореографических произведений, их выразительных средств.

Одним из важнейших направлений становления музыкальной культуры обучающихся-хореографов является знакомство с особенностями музыкальных жанров и стилей, в процессе которого формируется профессионально-творческая личность хореографа. Между тем, анализ дисциплин, входящих в структуру профессиональной подготовки будущих хореографов (предметная область «Искусство», профильные учебные дисциплины, творческо-исполнительская деятельность) показал, что в учебный план включена только одна теоретическая дисциплина («Музыкальные жанры»), направленная на освоение комплекса исторических и теоретических знаний об особенностях музыкальных жанров и их отличительных признаков, на формирование навыка анализа музыкального произведения в единстве образного содержания, формы и выразительных средств.

Отдельные моменты, связанные с изучением различных направлений и стилей, жанровых особенностей музыкальных произведений рассматривают также такие профильные теоретические дисциплины как «Музыкальная литература», «История мировой культуры», «История театра», «История хореографического искусства». В рамках освоения профильного модуля «Творческо-исполнительская деятельность», в структуру которого входят такие дисциплины как «Классический танец», «Дуэтно-классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец», «Современная хореография», «Русский народный танец» и др., обучающиеся приобретают практический опыт подготовки концертных номеров (создание и воплощение на сцене художественного сценического образа в хореографических произведениях различной формы, жанра и стиля, участия в составлении концертно-тематических программ), а также развитие умений отображать и воплощать музыкально-хореографическое произведение в движении (хореографическом тексте, жесте, пластике, ритме, динамике с учетом жанровых и стилистических особенностей произведения, передавать стилевые и жанровые особенности исполняемых хореографических произведений).

Существенная роль в профессиональном становлении будущих хореографов принадлежит обучению основам игры на музыкальном инструменте. Рабочие программы учебной дисциплины «Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)» предполагают возможность четырёхгодичного обучения и направлены на овладение не только элементарными инструментальными навыками для исполнения несложных танцевальных пьес в различных жанрах и стилях, но и на развитие:

- музыкального мышления, музыкальной культуры будущих хореографов;

- способности художественного воплощения в танце музыкальной темы через эмоционально-осознанное восприятие, являющееся неотъемлемым качеством (атрибутом) музыкально-художественной культуры;

- способности технически точно передавать содержание мотива/темы, вслушиваясь («вживаясь») в музыкальное содержание в контексте постановочных и репетиторских процессов (Н.И. Тарасов, К. Блазис, М.И. Петипа, В.М. Красовская и др.);

- музыкального слуха (способность «слышать» музыку без привлечения инструмента, представляя подлинное звучание музыкального текста);

- музыкальной памяти (мелодической, гармонической, исполнительской), позволяющей запоминать не только музыкальные тексты, но и «текст» хореографии;

 - чувство ритма (точность прочтения метроритмического нотного текста, с учетом музыкального осмысления);

- а также на понимание обучающимися категорий стиля и жанра, что является одной из основ их исполнительской деятельности не только курса фортепиано, но и хореографии, так как именно правильное использование выразительных средств (ритм, темп, штрихи и пр.) стилевой специфики и  жанровых особенностей обеспечивает грамотную интерпретацию музыкального текста, а следовательно и хореографического произведения.

Данный курс является главным элементом единой системы музыкального обучения будущих хореографов. Основные направления обучения хореографов в классе фортепиано направлены не только на расширение музыкального кругозора и воспитание их эстетического вкуса, но и на подготовку обучающихся к практической работе по постановке хореографических номеров, вооружение их основными навыками владения инструментом в необходимом объеме.

Специфика обучения в рамках курса «Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)» определяется уровнем музыкально-инструментальной подготовки обучающихся, а также их творческими способностями и личностными качествами, уровнем психофизиологического развития обучающихся с учетом их возрастных особенностей.

Изучение музыкального репертуара у обучающихся-хореографов ведется по трем основным направлениям: чтение с листа, эскизное изучение и завершенное исполнение произведения. При этом, при подборе и распределении музыкального материала учитываются такие принципы как доступность материала, принцип от простого к сложному, широкий жанрово-стилевой охват, включая современную эстрадную и джазовую музыку при опоре на танцевальные жанры.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профессиональная подготовка обучающихся хореографического колледжа в области музыкального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*