Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование средств наглядности в рамках преподавания ПМ.01 Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля

22.10.2021 327 523
Толстов Дмитрий Алексеевич
Толстов Дмитрий Алексеевич, преподаватель

Транспортно-энергетический техникум

В государственном образовательном стандарте заложены такие подходы к обучению как функционализация и актуализация знаний, превалирование деятельностного подхода. Данные подходы существенно изменили функции и характер использование средств наглядности на занятиях. За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении. Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблема повышения качества усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков является главной в настоящее время при обучении. Для достижения этой цели используются различные методы и средства обучения. На современном этапе развития системы российского образования одной из важных является проблема повышения эффективности обучения [1].

Средства наглядности - материальная или знаковая модель, создаваемая для выполнения учебных задач, дающая возможность учащемуся обобщенно представить те предметы и явления, которые отражены в изучаемом учебном материале. Наряду с живым словом преподавателя все эти материалы являются очень важным компонентом образовательного процесса и в то же время составляют учебно-материальную базу учебного заведения в качестве главного элемента.

Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта. Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Начиная с ранней стадии сознания и до высшей, понятия и абстрактные положения осмысливаются легче, если они подкрепляются конкретными фактами и образами. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций [2].

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов.

Методы обучения должны обеспечить не только приобретение обучающимся новых знаний, но и приучить их правильно воспринимать, видеть существенные признаки, устанавливать связи в изучаемых явлениях. Выбор методов обучения зависит от содержания преподаваемого материала, степени знакомства с ним обучающихся и их жизненного опыта. Метод отражает также деятельность педагога, направленную на управление процессом усвоения знаний и развитием познавательных способностей. Один и тот же метод в зависимости от цели занятия, содержания учебного материала и характера познавательной деятельности получает различную направленность и степень изложения. Педагог обязан стремиться к разнообразию применяемых им методов, постепенно подводя обучающихся к большой самостоятельности при изучении материала и применении полученных знаний на практике.

Применение наглядных методов в преподавании тесно связано с реализацией принципа наглядности. Наглядность как принцип обучения реализуется при любых методах. Наглядные методы являются важнейшими инструментами по руководству процессом обучения. Они позволяют организовать познавательную деятельность обучающихся, способствуют формированию умения наблюдать. Но также не стоит забывать, что сами по себе средства наглядности никакой особой роли не играют в процессе обучения, они являются эффективными только в сочетании со словом учителя.

Средства наглядности могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении. При изучении нового материала они являются способом формирования новых знаний, а при его закреплении – способом практикования знаний. Любое учебное оборудование, в том числе и наглядность принесет ожидаемый эффект лишь в том случае, если при планировании и подготовке к уроку преподаватель выполнит необходимую подготовительную работу.

К классу информационных средств наглядности относят следующие виды:

- Плакаты – широко распространенное средство наглядного показа обучающимся сложных изображений. Они вполне удовлетворяют требованиям преподавателя в условиях занятий с небольшой группой при изложении информации по процессам, не имеющим динамических изменений.

- Статичные макеты обеспечивают более легкое восприятие благодаря объемному изображению, особенно для тех учащихся, которые не имеют навыка пространственного воображения плоскостных видов.

- Динамичные (действующие) макеты позволяют в условиях учебной аудитории успешно изучать работу сложных механизмов.

- Раздаточные информационные дидактические материалы (таблицы, схемы, чертежи) дают возможность экономить время занятий на изображение их преподавателем на доске и студентами в конспектах.

- Стенды-планшеты с натуральными деталями и узлами представляют собой схему механизма (узла, прибора или системы), на которой изображено его устройство и принцип действия, а также натуральный механизм (узел, прибор), с разрезами основных корпусных деталей, закрепленный на основании стенда.

- Стенды-планшеты светодинамические представляют собой изображение, нанесенное на светопрозрачный материал. Блок управления включает индикацию элементов систем и гидромагистралей. Стенды обеспечивают изучение устройства и принципа действия отдельных механизмов, узлов, приборов и систем автомобиля. Обеспечивают изучение устройства и принципа действия отдельных механизмов, узлов, приборов и систем автомобиля.

- Разрезы автомобильных узлов и агрегатов обеспечивают изучение устройства и принципа действия агрегатов, отдельных элементов, механизмов, узлов, систем.

Перечисленное оборудование предназначено для проведения групповых практических занятий и самостоятельной работы студентов по темам «Устройство автомобильной техники», «Эксплуатация автомобильной техники», «Конструкция и расчет автомобильной техники», «Техническая эксплуатация и ремонт автомобиля». Оно обеспечивает изучение устройства и принципа действия как двигателя в целом, так и его отдельных агрегатов, механизмов, узлов и систем.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование средств наглядности в рамках преподавания ПМ.01 Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*