Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Значение курсовой работы в формировании профессиональных компетенций студента дирижерско-хорового отделения

19.10.2021 335 505
Дзигунова Ольга Васильевна
Дзигунова Ольга Васильевна, заведующий отделением, преподаватель

Хавирова Рамзия Минниходисовна
Хавирова Рамзия Минниходисовна, преподаватель

Нижнетагильский колледж искусств

Исходя из многолетнего практического опыта написания студентами хорового отделения курсовых работ по дирижированию, чувствуется необходимость в разработке единого формата ее оформления, который, безусловно, опирается на общепринятый стандарт. Поступая из разных общеобразовательных учреждений, каждый из студентов имеет свой «багаж» выполненных презентаций, рефератов, курсовых работ, написанных нередко в произвольной форме. Специфика обучения на дирижерско-хоровом отделении выдвигает дополнительные требования к курсовой работе, включая необходимый раздел музыкально-теоретического анализа сочинений для хора. Выполнение курсовой работы является одним из основных видов самостоятельной деятельности студента. Учитывая выше изложенное, могут быть сформированы единые параметры создания курсовой работы.

Курсовая работа – это первый, - после реферата, - вид научного исследования, который впоследствии может привести к более серьезным формам научной деятельности, таким как дипломная работа, магистерская работа, диссертация. К написанию курсовой работы студент должен отнестись ответственно, тщательно выполнять эту формы работы для саморазвития и получения новых профессиональных навыков. Курсовая работа формирует у студента «авторское» начало, ведь студент при этом – «автор» курсовой работы, он несет ответственность за ее содержание.

В предлагаемой статье рассмотрим самые распространенные проблемы, с которыми сталкивается студент, а также определим алгоритм создания курсовой работы. Прежде всего необходимо:

  1. Составить общий план и структурировать будущую курсовую работу с преподавателем по специальности.

Типичная структура курсовой работы такова:

- титульный лист (сведения о студенте, учебном заведении, преподавателе);

- содержание (главы и параграфы);

- заключение (итог, вывод);

- список использованной литературы и интернет – ресурсов;

- приложение (нотные примеры, которые желательно включать непосредственно в раздел музыкально-теоретического анализа, хотя не исключен вариант отдельно оформленного раздела нотных приложений).

  1. Выполнить требования к оформлению работы:

- работы должны быть набраны в электронном виде и распечатаны в текстовом редакторе MS Word (версия не ранее 2007);

- в изложении материала курсовой работы исключается использование 1-го лица ед.ч. (в соответствии с общепринятой традицией научного изложения используются обезличенные формы);

- первая страница – титульный лист должен содержать наименование образовательного учреждения, наименование работы, категория, номинация, ФИО автора;

- размер страницы – А4, ориентация – книжная. Поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см. Шрифт Times New Roman, размер 12 кегль, межстрочный интервал полуторный. Выравнивание основного текста по ширине страницы без переносов слов, заголовков – по центру с заглавной буквы строчными буквами и выделяются жирным шрифтом, но не подчеркиваются. Точка в заголовке не ставится, слова в заголовке не переносятся. Текст не должен содержать орфографических и синтаксических ошибок. Отступ первой строки абзаца – 1,25;

- если в оформлении статьи используются изображения, то они должны быть не менее 700 пикселей по ширине в формате jpg (не принимаются фото с датами, с логотипами сторонних сайтов, ненадлежащего качества);

- стиль границ в таблицах – сплошная линия.

  1. 3. Учитывать требования к содержанию работы:

Соответствие содержания работы ее теме и логика изложения материала, опирающегося на четкую структуру с указанием названий разделов.

  • Основные факты биографии композитора и автора литературного текста.

Характеристика творчества (общекультурный контекст эпохи, основные стилистические направления в искусстве для старших курсов). Обзор хорового творчества (стилевые особенности хорового письма на примере данной партитуры).

  • Образное содержание литературного и музыкального текста.

Для хоровых миниатюр и произведений малых форм, а для крупной формы – оперной сцены, части кантаты, оратории –характеристика этих жанров и значение данного раздела в контексте целого.

  • Музыкально-теоретический анализ:

- определение жанра хорового произведения;

- музыкальная форма;

- фактура (гомофонно-гармоническая, полифоническая, смешанная);

- тональный план, гармонические средства, отклонения и модуляции;

- структурное строение основного мелодического голоса (характер темы, интонационные и ладовые особенности);

 - метроритм;

- темп, агогика.

  • вокально-хоровой анализ:

- тип и вид хора;

- диапазон хоровых партий и хора в целом;

- характер звуковедения и атака звука как исполнительские средства выразительности;

- вокальные трудности;

- тесситура, степень вокальной сложности партии;

- особенности интонирования и дикции с учетом метроритма и темпа;

- агогика.

Руководителю курсовой работы необходимо обратить внимание студента на то, что в изложении следует избегать сухой констатации и простого перечисления фактов. Материал желательно излагать, опираясь на художественный стиль письма, который интересно и ярко передает эмоционально-образное настроение и авторское отношение. Текст, написанный в «литературном» стиле, более привлекателен для читателя, воздействует на его воображение и чувства.

Наиболее распространенные ошибки:

  1. Непропорциональность частей курсовой работы. Нередко в студенческих курсовых работах биографические данные автора хорового сочинения становятся основным разделом. Это одна из наиболее частых ошибок. В других случаях студент может найти много теоретического материала по теме и попытаться этим попытаться компенсировать недостаток в практической части (собственный анализ хорового сочинения), сделав именно теоретический раздел наиболее объемным. Однако следует этого избегать, все разделы должны быть пропорциональны друг другу.
  2. Неправильное оформление списка литературы курсовой работы. Список использованной литературы необходимо оформить в соответствии с общепринятым стандартом (например - ГОСТ Р 7.0.5-2008).

Итак, курсовая работа в процессе обучения рассматривается как один из этапов овладения научно-исследовательской деятельностью, выполняемой при активной помощи и консультации преподавателя-руководителя. В процессе ее выполнения студент проводит исследование, связанные с отбором материала, изучением и анализом литературы по теме курсовой, представлением и обсуждением полученных результатов, подготовкой выводов и рекомендаций.

Это эффективный и проверенный путь развития, становление характера студента, а также воспитание инициативы, потребности и навыка постоянного самообразования. Эта работа учит студента системно излагать материал, активно реализуя межпредметные связи, тем самым формируя его художественный вкус и мировоззрение.

Курсовая работа дает возможность углубить, систематизировать и закрепить теоретические и практические знания по специальности, приобщиться к широкому кругу проблем, выходящих за рамки учебной программы, приобрести навыки исследования и обработки нужной информации.  Этот бесценный опыт в дальнейшем может быть полезен студенту в его профессиональном обучении.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Значение курсовой работы в формировании профессиональных компетенций студента дирижерско-хорового отделения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*