Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интерактивные технологии с применением электронных ресурсов в реализации смешанного обучения

15.10.2021 476 776
Егорова Жанна Рафаильевна
Егорова Жанна Рафаильевна, преподаватель

Алтайский промышленно-экономический колледж

Уже несколько лет большое внимание уделяется информационно-коммуникативным технологиям, которые проникают в современный образовательный процесс и улучшают качество образования. Благодаря этому возникает потребность в новых формах обучения. Согласно требованиям к условиям реализации образовательной программы по ФГОС обучение может проходить с использованием дистанционных образовательных технологий.

Процесс цифровизации образования имеет две стороны:

- во-первых, формирование цифровой образовательной среды, как совокупности цифровых средств обучения, онлайн-курсов, электронных образовательных ресурсов;

- во-вторых, глубокая модернизация образовательного процесса, призванного обеспечить подготовку человека к жизни в условиях цифрового общества и профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики.

Цель изменения цифровых технологий – их адаптация для максимально эффективного решения педагогических задач. Цифровые педагогические технологии способны обеспечить множество направлений индивидуализации обучения, в том числе: по содержанию, по темпу освоения учебного материала, по уровню сложности, по способу подачи учебного материала, по форме организации учебной деятельности, по составу учебной группы, по количеству повторений, по степени внешней помощи, по степени открытости и прозрачности для других участников образовательного процесса и т.д. В условиях карантина 2020 года учителя столкнулись с неопределенностью – в какой момент придется сменить обучение «лицом к лицу» на дистанционное. Для многих такой переход оказался стрессовым, у кого-то не хватало знаний об инструментах, которые можно использовать. Но даже такое непривычное дистанционное обучение можно сделать эффективным, все зависит от ресурсов и, самое главное, от желания преподавателя искать новые возможности. Современные технологии не стоят на месте, существует большое количество инструментов и методов для облегчения работы, нужно только узнать о них и выбрать те, которые подходят.

Одной из современных образовательных технологий является смешанное обучение или blended learning, в основе которого лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы», электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Модель смешанного обучения активно развивается в учебных заведениях США на протяжении последних 10 лет. В 2013 г. опубликованы итоги первого десятилетия использования модели в колледжах и университетах США. Согласно полученным результатам, 56% опрошенных преподавателей применяют или собираются применять смешанное обучение. При этом 57% из них считают его «очень успешным» или «успешным», особо выделяя улучшение усвоения и запоминания информации студентами (80% и 81% соответственно). Подавляющее большинство (83%) «полностью согласны» или «согласны», что смешанное обучение оказало положительное влияние на их отношение к преподаванию. Еще 86% отметили, что улучшилось отношение студентов к учебному процессу. Дополнительно отмечено повышение эффективности взаимодействия как между студентами, так между студентами и преподавателем, а также студентоцентричность, более высокая производительность и, как следствие, рост успеваемости. По мнению Д. Морриса, директора по исследованиям Центра электронного образования США, данная модель оказывает значительное влияние на трансформацию образовательного подхода от пассивного к активному. А это позволяет лучше готовить студентов к будущей деятельности за счет глубокого погружения в материал дисциплины. Анализ мирового опыта, а также первые эксперименты, проводимые в Томском политехническом университете, по разработке, апробации и внедрению смешанного обучения, позволяют выделить ряд характеристик данной модели, способствующих повышению качества образовательного процесса. Среди основных преимуществ данного обучения можно назвать следующие:

  • каждый обучающийся получает возможность освоить нужные знания и умения в удобном формате;
  • планирование и понимание того, какую потребность обучение должно удовлетворить и какие результаты принести;
  • технологии и преподавание обогащают и взаимно дополняют друг друга;
  • разнообразие дидактических подходов;
  • улучшение качества обучения (в том числе за счет использования более эффективных средств обучения);
  • индивидуальный контроль за обучением;
  • гибкость образовательной траектории;
  • интеграция онлайнового и оффлайнового учебно-методического контента многократного использования.

Таким образом, реализация смешанного обучения полностью соответствует требованиям ФГОС РФ, а значит, его можно и нужно применять на практике. В данной публикации планируется рассмотреть не только принципы смешанного образования, но и различные подходы к его реализации с применением интерактивных технологий.

В современных условиях пандемии и перехода к дистанционному способу обучения во многих образовательных учреждениях возникает необходимость разработки и размещения качественных образовательных ресурсов, включающих мультимедийный контент по курсам и дисциплинам, тренинго-тестирующие системы, интеллект-карты, объяснительные видео и т.п., реализующие такие образовательные технологии, как перевернутый класс, геймификация, сетевое взаимодействие (коллаборацию) педагогических коллективов. Однако не все образовательные учреждения имеют собственные образовательные платформы с необходимым объемом дискового пространства и функциями создания обучающих материалов. Эти проблемы могут быть решены с помощью использования существующих облачных технологий, в том числе платформы для создания блогов и сайтов, использования инструментов для создания онлайн-курсов (составления расписаний, проведение занятия в режиме online, создание тестов, размещение заданий.), построения интеллект-карт (iMindmap, Googlt.it), создания анимированных видео (PowToon), геймификации (iSpring) и ряда других. В условиях пандемии и резкого перехода к дистанционному и смешанному образованию у преподавателей возникла необходимость создания курсов, направленных на реализацию смешанного обучения с применением интерактивных технологий и новых электронных ресурсов. Хорошо спроектированный электронный курс для смешанного обучения – это не только хранилище учебных материалов, но и средство системной организации и сопровождения учебного процесса, как внеаудиторной, так и аудиторной составляющей.

На занятиях в условиях смешанного образования преподаватель может использовать интерактивные технологии с применением большого количества электронных ресурсов. На данный момент таких ресурсов множество, каждый из них может решать какую-то конкретную проблему, например онлайн-доски, сервисы по созданию опросов или онлайн-анкет, а так же могут совмещать в себе комплексы задач, например сервис Kahoot, в котором можно создавать игры, анкеты и опросы одновременно. При использовании электронных ресурсов можно не только самостоятельно создавать задания для студентов, но и просить их сделать какую-то игру по теме. Использование таких технологий может заинтересовать студентов, развить у них склонность к самообразованию и подтолкнуть к более глубокому изучению темы. При применении дополнительных интерактивных средств обучения на занятиях можно индивидуализировать процесс обучения, учитывать особенности студентов, их темп работы и потребности. Так же студентам легче воспринимать материал, упрощается процесс усвоения и активизируется познавательная деятельность студентов. При применении интерактивных технологий с использованием электронных  ресурсов студенты получают не только теоретические, но и практические знания. В современном мире, в качестве дополнения преподаватели могут использовать методы, подразумевающие использование мобильных телефонов на аудиторных и внеаудиторных занятиях. Студенты могут в любое время ознакомиться с тексом лекции или задания. Такой подход может замотивировать студентов, которые погружены в свои мобильные устройства и заинтересованы в нетрадиционных формах обучения. Так же в таком формате студентам доступна коллективная работа и возможность обмениваться опытом.

Многие преподаватели недостаточно подготовлены к смешанному обучению с применением интерактивных технологий и электронных ресурсов. Это обусловлено особенностями реализации смешанного обучения, отсутствием достаточных знаний по теме и стремлений к обучению. Однако, мир не стоит на месте и постоянное обновление своих знаний поможет повысить качество образования и увеличить заинтересованность студентов в процессе обучения.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Интерактивные технологии с применением электронных ресурсов в реализации смешанного обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*