Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Здоровьесбережение как фактор подготовки конкурентноспособных выпускников

08.10.2021 268 410
Титова Марина Сергеевна
Титова Марина Сергеевна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

Современное общество предъявляет всё более высокие требования к подготовке конкурентноспособных выпускников, владеющих знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения профессиональных задач предметной области. Поэтому повышение эффективности обучения является одной из ключевых проблем деятельности образовательного учреждения. Оценка эффективности подготовки (образования) обучаемого в том или ином виде всегда являлась и является обязательным компонентом любой образовательной системы при всех исторических типах общественного устройства. А одним из условий эффективного процесса является здоровьесберегающее образовательное пространство, которое предполагает создание условий для нормального протекания учебного процесса и сохранение здоровья учащихся в процессе учебной деятельности, в том числе приспособление дидактических и воспитательных методов к индивидуальным особенностям обучающихся. Одна из главных задач, стоящая перед средним профессиональным образованием и, в частности, перед каждым педагогом — это установление гармоничной связи между обучением и здоровьем, которая обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения результативности образовательного процесса. Однако, следует отметить, что теория и практика здоровьесберегающего образования находятся на начальном этапе своего становления. Решение вопросов здоровьесбережения участников образовательного процесса вызывает значительные затруднения как у педагогов, так и у студентов. Это связано с недостаточным уровнем знаний о собственном здоровье и способах его сбережения в условиях интенсивной учебной нагрузки, отсутствием непрерывного и последовательного обучения сохранению здоровью. Крайне важным является переход от восстановления утраченного здоровья к его сбережению, созданию и сотворению собственными усилиями, переход от пассивной позиции в отношении своего здоровья к активной позиции здоровьесбережения и здоровьетворчества. Сохраняя и укрепляя здоровье участников образовательного процесса, мы можем влиять и на эффективность образования, во-первых, путем снижения затратности образования, в частности здоровьезатратности, во- вторых, путем повышения потенциальных возможностей самореализации студента в процессе образования.[5]

Известно, что на современном этапе, изменилась мотивация обучающихся, снизилась их творческая активность, замедлилось их физическое и психическое развитие, более явными стали отклонения в социальном поведении. Поэтому необходимо активное использование инновационных педагогических технологий, направленных на охрану здоровья учащихся. А так как мои студенты по своим возрастным особенностям относятся к периоду ранней юности и по своей жизненной позиции — это люди, прошедшие первую ступень профессионального самоопределения, то, следует иметь в виду, прежде всего, ярко выраженные индивидуальные особенности развития и субъектный опыт каждого студента. Поэтому в качестве основополагающих принципов создания здоровьесберегающего пространства нами было выделено:

  • создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессовых ситуаций в ходе учебно-воспитательного процесса;
  • обеспечение мотивации образовательной деятельности;
  • рациональную организацию двигательной активности и обеспечение адекватного восстановления сил.

Творческий характер образовательного процесса, крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение обучающегося в творческий процесс не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы учебного учреждения- развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе. Как правило, возможности решения творческой задачи в контексте реализации компетентностно-ориентированного образовательного процесса достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

В условиях реализации ФГОС большое внимание уделяется организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, как средству развития познавательских, исследовательских и творческих способностей обучающихся.  Проектная технология предполагает в том числе внеурочную и внеклассную деятельность обучающихся.

Нами поставлена цель – организация здоровьесберегающего режима труда обучающихся, создание условий для работы, которые обеспечили бы высокую работоспособность во время учебных занятий и усиление мотивации образовательной деятельности для выполнения проектов и, как можно полнее, сохраняли здоровье обучающихся.

Для реализации данной цели сформирована образовательной деятельность, включающая:

  1. строгую дозировку учебной аудиторной и внеаудиторной нагрузки, что нашло отражение в рабочих программах и КТП;
  2. построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности;
  3. создание методических рекомендаций для выполнения проектной деятельности;
  4. соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  5. благоприятный эмоциональный настрой.

В качестве важного критерия здоровьесберегающих свойств применяемых средств и методов берется степень утомления обучающихся на учебном занятии.

Любой обучающийся — это личность, а личность характеризуется активностью [1]. Реализация активности снижает риск переутомления.

Чтобы развивать активность, прежде всего, нужно хорошо знать своих учеников, а значит, необходим комплексный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей. В частности психологи, помогают мне ответить на вопросы:

  • Сколько в группе холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов?
  • Как различаются обучающиеся по каналам восприятия: сколько среди них аудиалов, визуалов, кинестетиков?
  • Каков уровень развития различных видов памяти?

Характеристики психолого-педагогических особенностей обучающихся анализируются, и на этой основе:

  • определяются темы, разделы, которые допускают разные варианты их изучения, и особо - выделяются темы для самостоятельного изучения курса информатики;
  • устанавливается наличие обязательной и дополнительной литературы для организации семинарско-практических занятий, подготовки докладов, выступлений, написания рефератов, выполнения творческих заданий;
  • разрабатываются учебно-методические рекомендации (алгоритмы) по организации усвоения знаний и формированию общеучебных умений и навыков; разноуровневые и разновариантные задания по темам, выносимым на семинары, практические занятия; задания творческого характера по темам, которые связаны с жизненными ситуациями, с личностным опытом студента.[1]

При этом соблюдается технология соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся – объём учебной нагрузки, сложность материала соответствует возрасту.

Диагностика и изучение данных познавательных особенностей являются важным условием для дифференцирования обучающихся и поиска эффективного пути рационализации персонального учебного процесса каждого из них.

При таком подходе актуально обеспечение гибкости системы подготовки, т.е. обеспечение дифференциации и вариативности обучения при максимально возможной ориентации на индивидуальные способности, что особенно учитывается при проведении практических занятий. Дифференциация группы по личностно-психологическим типам позволяет оптимизировать педагогический процесс и частично – активизировать. Каждая группа получает задания разного вида, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках учебной группы подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой группы. Деление не является постоянным. Для разных видов работы создаются разные по составу группы. Это даёт возможность тому, что, обучаясь в одной группе, по одной программе и учебной литературе, обучающиеся могут усваивать материал на разных уровнях. Определяющим является уровень обязательной подготовки и личностно-психологический тип. Овладение этими знаниями свидетельствуют о выполнении обучающимися минимально необходимых требований к усвоению учебного материала. Оценивается этот уровень на три балла. Более высокие уровни усвоения материала оцениваются соответственно более высокими оценками. Причем, по каждому разделу, по каждой теме четко определяется как базовый (основной) уровень, так и последующие уровни.  В определении уровней и степени обучаемости состоит главная трудность, над которой продолжаю работать в настоящее время.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда и соблюдение основных дидактических принципов: последовательности и доступности.

Не стоит забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока стараюсь не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Современные мультимедийные технологии позволяют оптимизировать процесс запоминания и усвоения учебного материала, экономить время, снижать нагрузку в той или иной форме использую разные каналы восприятия информации: аудиальное, визуальное, кинестетическое. Давно известно, что цвет, форма, линии и текстура воспринимаемого объекта имеют большое влияние на формирование сознания, настроение, внимание, память. От тактильных ощущений зависят личностные качества и физические характеристики. А мир звуков формирует психику обучающегося, от восприятия его зависит эмоциональное состояние, настроение, энергетический заряд. Темп, ритм, тональность, частота звуков и мелодий в окружающем пространстве - все имеет безусловное воздействие на психологию и здоровье. Несколько минут на уроке стараюсь уделить оздоровительным моментам. С позиций здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений или гимнастики для глаз минимальна, если при этом не учитываются три условия.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Здоровьесбережение как фактор подготовки конкурентноспособных выпускников




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*