Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблемы дистанционного обучения в период пандемии

13.09.2021 1150 1952
Варламова Юлия Александровна
Варламова Юлия Александровна, заведующий отделом по учебной работе

Стерлитамакский медицинский колледж

Скоростной интернет и другие современные  технологии каждый день вносят новые корректировки в нашу повседневную реальность. То, что ещё вчера казалось нелепым, сегодня стало обыденностью. Справедливо это и по отношению к системе образования. Дистанционное обучение – это процесс получения знаний, при котором преподаватель и студент физически не находятся в одном месте. То есть обучение осуществляется удаленно через Интернет посредством видеозвонков, онлайн-курсов или мобильных приложений. Удаленная учеба – идеальное решение не только для студентов, но и для сотрудников, которые хотят повысить квалификацию, а также для тех, кто по разным причинам не может совершать поездки в университет или школу. Возможность получать знания, не выходя из дома, делает процесс обучения комфортным, гибким и менее утомительным, например, потому, что не нужно тратить время на сборы в учебное заведение или преодоление пробок… Но, все плюсы не исключают и определённых минусов. Далеко не всякую профессию можно успешно освоить дистанционно. Медицинская наука, например, вещь и без того необычайно сложная, а получение медицинского диплома налагает ещё и огромную ответственность.

При изучении любой медицинской специальности, в отличие от гуманитарных дисциплин, визуализация играет ключевую роль в приобретении знаний. Такие общепрофессиональные дисциплины, как гигиена, анатомия, генетика, микробиология,  в принципе, можно изучать дистанционно, по ним много онлайн-пособий, то же касается дисциплин обшеобразовательного цикла- истории, физики, химии, биологии и математики... Однако трудно представить, как удаленно изучать профессиональные модули, например, технологию оказания медицинских услуг или диагностическую деятельность… Невозможно представить получение этих знаний без наблюдения и личного практического опыта.

В современном мире онлайн-обучение стало необходимостью. Из-за пандемии COVID-19 нахождение в закрытых помещениях группами превратилось в большую проблему, отчего во всем мире возникла потребность в социальном дистанцировании и принудительном карантине. По этой причине  обучающиеся Стерлитамакского МК  с марта 2020 находились на дистанционном обучении.

Необходимость электронного обучения неоспорима.  Однако, на практике как учащиеся, так и преподаватели сталкиваются с серьезными трудностями, которые мешают успешной учебе. Среди преподавателей и студентов колледжа был проведен опрос по определению положительных сторон и проблем дистанционного обучения.

Студентка 1 курса специальности «Сестринское дело» -
«Огромный плюс дистанционного обучения состоит в том, что любая информация, которая тебе нужна для выполнения заданий по дисциплинам ОУД  у тебя под рукой. Плюс и в том, что я нахожусь дома, в привычной знакомой обстановке, с родными людьми, а не на съемной квартире или в общежитии….Что касается минусов, отсутствует живое общение с преподавателями, которые могут кратко и понятно предоставить информацию. Я считаю, что дистанционное обучение - это лишь временная мера».
Студент 2 курса специальности «Лечебное дело»
«Поначалу было непривычно, поскольку не так часто до этого работали с MOODLE. Лично мне очень нравится, что не надо добираться в колледж  по полчаса на маршрутке. Удобно, что можно самостоятельно распределять своё время. Но иногда возникает ощущение, что перерабатываешь. Иногда на задания уходит много времени. Радует, когда занятия проходят в Zoom/ Skype, это придает разнообразие дистанционному процессу. В целом, мне нравится дистанционное обучение, но не хватает общения. Могу посоветовать не расслабляться, выполнять всё своевременно, не копить долги»

Студент 3 курса «Лабораторная диагностика»
«Не могу сказать, что рад дистанционному обучению. С моей точки зрения, плюсов в дистанционном обучении на самом деле немного. Минусов гораздо больше: почти нет времени на отдых; большая нагрузка со стороны преподавателей (хотя мы понимаем, что им не легче, ведь надо проверять наши работы); сильная утомляемость и нервозность; и т.д.
Настоятельно рекомендую студентам следить за временным интервалом работы за компьютером, чтобы как можно чаще делать зарядку для глаз, отвлечься минут на 10-20 от заданий, чтобы мозг хотя бы немного отдыхал».

Большинство преподавателей и студентов высказались в сторону отрицания дистанционного обучения, поэтому можно выделить несколько основных проблем:

Сложности с адаптацией к онлайн-занятиям

Переход от традиционных занятий к онлайн-формату делает процесс обучения совершенно другим. Если в аудитории на лекции от студентов ожидается пассивное слушание и конспектирование, то виртуальные дискуссии, работа с личным кабинетом и материалами в разных мультимедийных форматах требуют действий. Студентам с «традиционным» складом ума бывает трудно адаптироваться к подобным переменам.

Рекомендации: заранее сообщите студентам, что следует ожидать от онлайн-формата, объясните, сколько материала им предстоит освоить, каков подход к обучению и сколько времени в среднем займет одно занятие.

Низкая компьютерная грамотность

Отсутствие компьютерной грамотности является серьезной проблемой в современном мире, которая затронула как студентов, так и преподавателей. Многие до сих пор не умеют работать со  стандартными офисными приложениями типа PowerPoint. Тем не менее технологические навыки являются обязательными для успешного прохождения дистанционного обучения, например активное использование платформ Zoom/ Skype/Moodle и т.д.

Рекомендации: образовательные учреждения должны обеспечить преподавателей истудентов необходимыми материалами и ресурсами для повышения компьютерной грамотности. Например, в нашем колледже создана соответствующая библиотека видеоуроков. Преподаватели могут разобраться  в работе образовательных площадок, которые будут понятны пользователям любого уровня подготовки.

Технические проблемы

Технические проблемы часто являются камнем преткновения при онлайн-обучении. Могут возникнуть проблемы совместимости обучающих платформ с операционными системами, браузерами или смартфонами, а низкая скорость Интернет-соединения – привести к пропускам онлайн-занятий или сложностям с загрузкой уроков в видеоформате. Все это усиливает разочарование студентов и снижает вовлеченность в процесс обучения.

Рекомендации: публикуйте задания и проводите онлайн-занятия на тех образовательных платформах, к которым можно подключиться с разных устройств (компьютера, планшета, смартфона). Создайте отдельный чат, форум, группу в соцсетях или веб-страницу с простой, исчерпывающей справочной информацией .

В нашем колледже определен ответственный консультант по вопросам технического характера, и создан отдельный электронный ящик для запросов.

Неумелое пользование временем

Свобода, которую предлагает формат онлайн-обучения, часто усыпляет бдительность и вызывает ложное чувство безграничности времени. Дистанционное образование выдвигает более высокие требования к дисциплине и самоорганизации, чем его офлайн-аналог, хотя понимание этого еще не сформировалось. Неумелое управление временем может привести к серьезному отставанию от учебной программы и вызвать сильный стресс.

Рекомендации для всех: грамотное распределение времени– необходимый навык для онлайн-обучения. Вот несколько рекомендаций, которые помогут правильно распорядиться временем:

  • Вместо того чтобы пытаться приспособить онлайн-учебу к своей жизни, сделайте наоборот: организуйте повседневную деятельность вокруг занятий по расписанию.
  • Избегайте отвлекающих факторов. Если вы склонны проводить много времени в соцсетях, заблокируйте их на определенное время при помощи специальных приложений.

Слабая самомотивация

Отсутствие мотивации – общая проблема для всех типов студентов. Онлайн-формат требует сильной дисциплины и целеустремленности, чтобы самостоятельно выполнять задания, оставаться заинтересованным и добиваться прогресса. Когда студенты не окружены одногруппниками  и отсутствует физический контроль со стороны педагога, возникает соблазн отложить учебу на потом.

Рекомендации: ставьте перед студентами конкретные и достижимые цели, чтобы они не чувствовали себя потерянными. В индивидуальном порядке отправляйте  по электронной почте положительные отзывы/ оценки. Иногда даже самые мотивированные и вдохновленные студенты теряют интерес, если не видят энтузиазма преподавателя, поэтому ваша основная задача – демонстрировать свою страсть к предмету. Вдохновляйте студентов: делайте интересные лекции, устраивайте эмоциональные и увлекательные дискуссии, связывайте материал занятий с реальной жизнью. Держите связь с кураторами/старостами

Невозможность научиться практическим навыкам дистанционно

Конечно, при дистанционном обучении медицине полностью нарушен принцип, что студент учится у постели пациента…Виртуальные лекции – это здорово, а практические занятия? Специфика медицинского образования такова, что большинство формируемых клинических компетенций будущего врача неразрывно связано с формами обучения, требующими личного присутствия, это в первую очередь коммуникативные навыки и практические манипуляции Многим из них предстоят выпускные и квалификационные экзамены, процедуры первичной и первичной специализированной аккредитации

Медицинское образование - вещь сложная, требующая больших затрат энергии, времени и денег, а также определённых практических навыков, поэтому возможности дистанционного обучения в этом плане весьма ограничены. Такое обучение подходит только для профессионалов, которые хотят повысить свою квалификацию, особенно если речь идёт о медико-диагностических профессиях, либо же для будущих фармацевтов, чей род деятельности неотрывно связан с медициной, но всё же является отдельной сферой. В остальных же случаях, если вы хотите получить полноценное медицинское образование и диплом, придётся настроиться на очень долгий и очень упорный труд в стенах колледжа и медицинских учреждений.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проблемы дистанционного обучения в период пандемии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*