Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обеспечение соответствия квалификации выпускников СПО требованиям современной экономики

12.09.2021 482 753
Костюкова Екатерина Сергеевна
Костюкова Екатерина Сергеевна, преподаватель

Тульский государственный коммунально-строительный техникум

Сегодня на рубеже смены приоритетов в области развития профессионального образования и перехода к новым механизмам управления содержанием профессионального образования отчетливо проявляются инновационные подходы к модернизации спектра и условий реализации образовательных программ в соответствии с приоритетами государственной политики в области среднего профессионального образования.

В целях обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики создаются условия, способствующие повышению степени соответствия профессиональных квалификаций выпускников требованиям международного рынка труда, создается так называемый инновационный ландшафт СПО.

Инновационный ландшафт СПО подразумевает под собой структуры и механизмы системы СПО, что связано с тем что на сегодняшний день государство является не единственным рычагом регулирования системы профессиональной подготовки, т.к. появились новые заказчики подготовки кадров и соответственно сторонние системы оценки.

Сегодня система образования развивается в индивидуальной подготовке кадров. Перед системой СПО Президентом РФ и Федеральным проектом «Молодые профессионалы» поставлена задача научиться не просто точечно показывать качество подготовки специалистов, а перенести это точечное качество на систему.

Процессы развития системы образования СПО связаны с трендом на многоканальность воздействия. Сегодня многие векторы развития СПО задавались с федерального уровня, предлагалось всей стране в целях сохранения системы образования двигаться по конкретным векторам:

  • развить инфраструктуру;
  • создать центры опережающей подготовки;
  • повысить квалификацию и привлечь кадры педагогической системы;
  • цифровизировать систему образования;
  • внедрить институт независимой оценки квалификации в виде демонстрационного экзамена.

Большое влияние на развитие системы СПО так же оказало появление конкуренции учебных учреждений, cто связно с организацией чемпионата World Skills и распределение ресурсов на конкурсной основе, а также принятия управленческих решений на основе мониторинга.

На сегодняшний день активно происходит цифровизация образования, активное внедрение онлайн обучения. Мы видим сегодня как онлайн курсы становятся частью образовательных программ, как взаимодействие между организациями переходит из теории в практику, в части реализации сетевых образовательных программ. Это связано с тем что данная технология на сегодня востребована самими обучающимися и отвечает на те вызову которые есть перед системой образования: обновление содержания образовательных программ, персонализация обучения, и т.д.

Сегодня одной из задач поставленной перед образованием является создание системы электронного обучения. Внедрение электронной системы это прежде всего аппаратное обеспечение (интерактивные классы).

На сегодняшний день в рамках электронной системы обучения начата реализация основных образовательных программ по ФГОС топ 50.

Электронное обучение позволяет также реализовать программы профессионального обучения для лиц различных категорий, включая переподготовку кадров, повышение квалификации.

При внедрении электронного обучения, основанного на сетевом взаимодействии, были выявлены следующие проблемы:

  • техническая оснащенность образовательных учреждений;
  • переподготовка педагогических кадров;
  • мотивация обучающихся;
  • скорость изменения технологий;
  • разобщенность разработчиков образовательных курсов.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» непосредственно не определено, каким образом будет осуществляться образовательная деятельность. Федеральным законом «Об образовании» устанавливается отсылочная норма о том, что порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ст. 13)[1].

Вместе с тем часть вопросов реализации образовательных программ в Законе об образовании отражена. Так, например, в ст. 13 определяется использование при реализации образовательных программ различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

Важным элементом, определяющим особенности реализации образовательных программ, может стать форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, на использовании соответствующих образовательных технологий.

В рамках введения образовательных стандартов среднего профессионального образования (СПО) третьего поколения образовательные учреждения уже самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы, рабочие программы, программы и формы отчетности по каждому виду практики, конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю, фонды оценочных средств для промежуточной аттестации и для государственной (итоговой) аттестации. Центральное место в содержании профессионального образования теперь занимает новая структурная единица – профессиональный модуль. Образовательные программы нового поколения – модульные. Достоинством их является гибкость: в случае, если изменятся требования к специалисту, их можно обновлять, одни модули заменять другими. Такой подход к построению содержания образования позволяет оптимально сочетать и интегрировать теоретическую и практическую составляющие обучения и обеспечивает качество подготовки на конкурентоспособном уровне.

В Федеральным законе «Об образовании» говорится о форме организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов как о возможности, которая может применяться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, а не обязывает организации делать это (ч. 5 ст. 13). Вместе с тем количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Отметим, что количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность самостоятельно.

Так, в Федеральном законе «Об образовании» в отношении особенностей реализации образовательных программ есть одно важное ограничение для органов управления образованием: «Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (ч. 5 ст. 13).

Ключевым в данном вопросе является также приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»[2].

Согласно данному приказу содержание среднего профессионального образования по каждой профессии, специальности определяется образовательными программами среднего профессионального образования. Содержание среднего профессионального образования должно обеспечивать получение квалификации. Образовательная программа среднего профессионального образования предусматривает проведение практики обучающихся.

Согласно п. 18 приказа образовательные организации ежегодно обновляют образовательные программы среднего профессионального образования с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

В данном приказе также закреплены следующие нормы:

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки (п. 27).

Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

Объем обязательных аудиторных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю (п. 28).

Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов – 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, дисциплинам (модулям). Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации обучающихся при обучении в соответствии с индивидуальным учебным планом устанавливается данным учебным планом (п. 32).

Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются в разд. 3 приказа. Данные нормы также должны учитываться при разработке образовательной программы.

Важнейшим институтом в системе образования стала сетевая форма реализации образовательных программ (ст. 15 Закона об образовании). Сетевая форма направлена на повышение качества образования и позволяет аккумулировать лучший опыт ведущих зарубежных и отечественных образовательных организаций, в том числе в области профессиональной подготовки кадров, а также актуализировать образовательные программы с учетом уровня и особенностей ресурсного обеспечения реальной профессиональной деятельности.

Задачами сетевой формы реализации образовательных программ являются:

  • подготовка кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда;
  • предоставление обучающимся возможности выбора профилей обучения, курсов для углубленного изучения, направлений деятельности в системе дополнительного образования;
  • обеспечение доступа обучающихся к современным образовательным технологиям;
  • эффективное использование ресурсов организаций, реализующих образовательные программы.

В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы могут участвовать организации, осуществляющие образовательную деятельность; научные организации; медицинские организации; организации культуры; физкультурно-спортивные организации; иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

О.С. Бутенко, З.И. Брижак, Е.Б. Весна, А.И. Гусева, А.А. Кирилловых[3] предлагают следующие модели сетевой формы реализации образовательных программ:

  • образовательная организация – образовательная организация, когда обе имеют лицензии на реализацию программ одного уровня образования;
  • образовательная организация – организация, осуществляющая обучение (в этом случае для второй организации обучение не является основным видом деятельности, и она может иметь лицензию на реализацию только дополнительных профессиональных программ; к этой же категории относятся иностранные организации, осуществляющие образовательную деятельность);
  • образовательная организация – ресурсная организация, не имеющая лицензии на реализацию образовательных программ.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования регламентирован Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

С появлением профстандарта как инструмента замера квалификаций у работодателей появилась возможность предъявлять заказ системе образования на необходимые квалификации, а задача профобразования состоит в согласовании содержания профстандартов и ФГОС СПО, что явно повлияет на качество профессиональных образовательных программ с последующей ведомственной оценкой их освоения. И уровень квалификации выпускников должен оценивать только работодатель на соответствие требованиям профстандартов.

Благодаря профессиональным стандартам образовательная организация без особых трудностей определит содержание вариативной части образовательной программы, а значит, будет иметь возможность подготовить востребованных специалистов.

Решение задачи обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям экономики связано, прежде всего, с развитием механизмов взаимодействия сферы образования и сферы труда при проектировании программ, оценке качества образования (освоенных компетенций), повышением гибкости в планировании и прогнозировании потребностей в кадрах, а также оперативности в формировании и обновлении программ.

Развитие механизмов оценки качества образования будет основано на принципах открытости, объективности, прозрачности и общественно-профессионального участия.

Для повышения гибкости в прогнозировании и планировании потребностей в кадрах предполагается дальнейшее развитие инфраструктуры и технологий количественного и качественного прогноза актуального и перспективного спроса на квалификации (в отраслевом, региональном, национальном разрезе), формирование государственного заказа и государственного задания на подготовку кадров на основе этих прогнозов, распределение государственного задания на подготовку кадров и соответствующего финансирования.

Будут сформированы новые принципы распределения государственного задания на программы профессионального обучения и среднего профессионального образования, в том числе направленные на развитие финансовых механизмов распределения государственного задания исходя из потребностей регионов, предприятий и организаций, участия в выполнении государственного задания образовательных организаций различных форм собственности, а также совместного исполнения государственного задания несколькими организациями. Будет осуществлено дальнейшее развитие законодательства и практики в сфере нормативного подушевого финансирования образовательных программ.

Организация образовательного процесса предполагает увеличение объема обучения на рабочем месте, обучении в процессе деятельности, наставничества, а также особое внимание будет уделено поддержке проведения международных и всероссийских олимпиад (конкурсов) профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций.

Для обеспечения своевременной актуализации содержания образования в соответствии с требованиями рынка труда и практической ориентации обучения получат дальнейшее развитие механизмы государственно-частного партнерства в части:

  • разработки новых и обновления действующих модульных образовательных программ;
  • развития моделей обучения на рабочем месте, в том числе на базе кафедр и других подразделений образовательных организаций на предприятиях;
  • регулярного повышения квалификации педагогических работников (преподавателей, мастеров производственного обучения) в форме стажировок на предприятиях (в организациях);
  • реализации по заказу предприятий (организаций) программ профессионального обучения (в том числе на базе многофункциональных центров прикладных квалификаций);
  • привлечения к преподаванию представителей предприятий (организаций);
  • реализации сетевых форм обучения (в том числе с использованием ресурсов организаций, входящих в кластер);
  • независимой оценки качества подготовки обучающихся и выпускников.

Усилится роль отраслевых советов (национального, межрегионального, регионального уровня) и общественных органов управления профессиональными образовательными организациями (наблюдательных и попечительских советов) в части:

  • проведения отраслевого или регионального анализа потребностей в умениях и квалификациях, согласования заказа на подготовку кадров в регионах в соответствии с потребностями отрасли (федерального, межрегионального или регионального уровня);
  • развития моделей обучения на рабочем месте;
  • развития инфраструктуры и практики профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Расширение возможностей приобретения обучающимися прикладных квалификаций будет реализовано путем увеличения в общем объеме образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, доли практико-ориентированных программ профессионального обучения.

Будут созданы условия, способствующие повышению степени соответствия профессиональных квалификаций выпускников требованиям международного рынка труда:

  • будет осуществлена дальнейшая переработка федеральных государственных образовательных стандартов в части укрупнения специальностей, введения вариативности в выборе профилей, обеспечения освоения общих компетенций, включая компетенции для глобальной экономики и пр.;
  • получит развитие олимпиадное движение профессионального мастерства World Skills Russia;
  • будут развиваться международные партнерские связи профессиональных образовательных организаций в части создания и реализации совместных образовательных программ, участия в международных исследованиях.

Будет проведен эксперимент по внедрению системы ECTS для профессионального образования в рамках механизмов признания результатов обучения (в том числе в рамках сетевого обучения, смены образовательной траектории) и для проектирования образовательных программ.

Будет продолжена работа по развитию учебно-методической и материально-технической базы для подготовки кадров.

Будет оказана поддержка обновлению и созданию новых учебников, электронных образовательных ресурсов, наглядных пособий, тренажеров, учебного оборудования.

Будет создан информационный портал, на котором будут размещены нормативные, методические, аналитические материалы и ресурсы по тематике подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.

Для изучения, систематизации и распространения методических материалов в части развития содержания и технологий профессионального образования и профессионального обучения, изучения и систематизации положительного отечественного и зарубежного опыта подготовки квалифицированных кадров будет сформирована методическая сеть подготовки рабочих кадров, включающая в том числе:

  • учебно-методические объединения по специальностям (профессиям) среднего профессионального образования;
  • региональные методические центры профессионального образования;
  • базовые центры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Будет разработан и реализован комплекс мер по привлечению и подготовке квалифицированных кадров в Систему, в том числе формирование дополнительной педагогической квалификации специалистов реального сектора экономики (техников и инженеров); развитие системы непрерывного образования педагогических кадров; развитие инструментов государственно-частного партнерства для повышения квалификации педагогических кадров путем стажировок в организациях реального сектора экономики и социальной сферы, межрегиональных ресурсных центрах, стажировочных площадках и пр. Развитие системы аттестации и оплаты труда педагогических работников будет ориентировано на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие.

Совершенствование оплаты труда педагогических работников и мастеров производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования, будет осуществляться на основе реализации принципа "эффективного контракта", в том числе будет разработан и внедрен механизм эффективного контракта с педагогическими работниками и мастерами производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования[4].

[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020)

[2] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» от 14 июня 2013 г. № 464 https://base.garant.ru/70426772/

[3] Кирилловых А.А. Новое образовательное законодательство: базовые правовые институты и новации // Адвокат. – 2013. – № 2. – С. 5-19.

[4] Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрено Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18.06.2013 N ПК-5вн) // https://base.garant.ru/71372220/

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Обеспечение соответствия квалификации выпускников СПО требованиям современной экономики




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*