Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование преимуществ темперамента младших школьников на занятиях в хореографическом коллективе

23.07.2021 449 852
Платунова Арина Геннадьевна
Платунова Арина Геннадьевна, преподаватель

Колбина Ева Дмитриевна
Колбина Ева Дмитриевна, студент

Вятский колледж культуры

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить немалую воспитательную работу. [10]

Наибольший интерес в этом плане представляют младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни. Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития младших школьников. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. [13]

Принцип учёта возрастных особенностей требует, чтобы содержание, формы и методы организации деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания воспитанников. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.

Учёт общепедагогических закономерностей и принципов позволит руководителю детского хореографического коллектива достичь в организации и осуществлении учебного и воспитательного процесса значимых педагогических результатов.

В подтверждение этим словам Рубинштейн высказывался, что в темпераменте, его характерологических чертах отражаются такие психологические свойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность и реалистическое настроение, эмоционально-волевые качества, уровень самоконтроля и самосознания личности и другое. Понимание сущности темперамента, умение грамотно определить его типы, как и знание психологических свойств личности (характера, способностей, мотивации и направленности личности и другое), важны не только руководителю предприятия, и менеджерам социальной сферы. Они необходимы педагогу, так как способствует формированию высокой психологической культуры отношений: умению общаться и работать со школьниками, регулировать свое поведение, правильно воспринимать и понимать других людей, знать индивидуальные психологические качества и возможности школьников, адекватно оценивать себя и учащихся. [2]

Для ребенка с холерическим темпераментом подойдут интенсивные, но не очень продолжительные занятия, где есть возможность общения со сверстниками или конкуренция с соперником. Ребенок - холерик будет выкладываться по полной на танцполе, где требуется мощный и кратковременный выброс энергии.

Им подходят игровые виды спорта или упражнения для похудения, требующие применение силы тела и духа, например, современные клубные и уличные танцы. Им важна неординарность и возможность проявить свою творческую натуру на полную. Рекомендуется обратить внимание на: Body Jam (смесь хип-хопа, rnb и самых современных стилей), House или Zumba.

Воспитание может сформировать у ребенка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость, не любят спешки, но способны на длительные тренировки. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения, подходят виды спорта требующие собранности.

Такому ребенку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные. Им не подходит клубный стиль, он для них слишком бессистемный. Они очень долго подбирают музыку, которая действительно смогла бы их зажечь. Рекомендуется такой стиль танца как фолк: это изящный Bally Dance, индийские танцы, фламенко или даже сиртаки.

Ребенку-меланхолику тяжело брать участие в спортивных соревнованиях, где нужно показать посторонним людям свою физическую подготовку. Меланхолику следует начать с такого вида аэробики, как «Разум и тело», чтобы научиться концентрации внимания относительно самого себя.

Меланхолик, интеллигент с утонченным вкусом и чувственным восприятием танца. Им подойдут и изящный Bally Dance, и зажигательная латина, и женственное фламенко. Эти танцы пробудят в них необузданную мощь и энергию. Но лучшим выбором для их темперамента станет Body Ballet. Это нечто среднее между фитнесом и танцем – утонченный танец, который гармонично раскроет и заставит возвращаться в танцевальный класс вновь и вновь.

Ребенку-сангвинику подойдут подвижные, активные занятия. Можно выбрать спорт, танцы. Занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе, в команде. Возможно, в силу своей активности ребенок будет интересоваться многими видами деятельности, он захочет заниматься сразу в нескольких кружках, студиях. Чем больше умений он освоит, тем больше задатков получат стимулы для развития.

Их направление – латиноамериканские танцы, сайкл и занятия аэробикой. Страсть, сексуальность, некая эпатажность и открытость этих танцев, зажигательная музыка, пластичность – это их стихия. Сальса, Zumba, бачата и другие направления придадут еще больше уверенности и неотразимости. [5]

Для создания условий для использования преимуществ темперамента младших школьников на занятиях в хореографическом коллективе было проведено исследование, проходившее в 3 этапа.

На 1 этапе опытно-экспериментальной работы под названием «констатирующий этап» было проведен тестирование на определение типа темперамента по методике Г.Ю. Айзенка на учащихся младших классах (7-10 лет) МБОУ СОШ с УИОП № 52 г. Кирова, «Шоу-балет Ольги Андреевой» на дисциплине хореография (преподаватель Андреева Ольга Алексеевна). Детская версия данной методики (адаптированная А. Г. Шмелевым, российским психологом, специалистом в области экспериментальной психосемантики, психодиагностики и психометрики. Доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова [22]) рекомендована для исследования типа темперамента у младших школьников.

Следующим этапом опытно-экспериментальной работы стала разработка занятия для младших школьников. С учетом выявленных типов темперамента участников группы, были подобраны игры и хореографические упражнения.

Третьим этапом стало проведение занятия по данной разработке у младшей группы (7-10 лет) МБОУ СОШ с УИОП № 52 г. Кирова, «Шоу-балет Ольга Андреевой» на дисциплине хореография (преподаватель Андреева Ольга Алексеевна) с контрольным опросом в ходе рефлексии в младшей группе (7-10 лет). Методика для опроса была использована в виде выбора жетона в соответствии цвета и настроения после занятия. По ходу занятия преподавателем (Андреева Ольга Алексеевна) велось наблюдение за ходом занятия и выполнением хореографических упражнений детьми. После занятия преподаватели отметили, что дети на занятии чувствовали себя комфортно, особо отметили, раскрытие некоторых из детей – как раз дети комфортнее себя вели и лучше выполняли упражнения, подходящие им по типу темперамента. Так же педагоги заметили, что выполнение базовых хореографических упражнений дети стали выполнять лучше после проведенного занятия.

По результатам исследования, включающего в себя опрос, разработку и проведение занятия, наблюдения ведущим педагогом была разработана подборка с играми и хореографическими упражнениями по типам темперамента для младших школьников и проведен контрольный опрос в ходе рефлексии у экспериментальной группы.

Результаты констатирующего эксперимента в группе младших школьников

По итогам опроса оказалось, что в группе младших школьников:

Холериков – 7 (39%);

Сангвиников – 4 (22%);

Меланхоликов – 3 (17%);

Флегматиков – 4 (22%);

Эмоциональная стабильность – 44%;

Эмоциональная нестабильность – 56%;

Экстраверсия – 61%;

Интроверсия – 39%;

2 этап - формирующий эксперимент

На данном этапе по результатам тестирования составлялись занятия

Задачи формирующего эксперимента:

  1. Разработать занятие для детей.
  2. Опробовать разработанное занятие на младших школьниках.

Работа с детьми предполагала сотрудничество, педагога и ребенка, авторитарную модель воспитания.

Воспитательный процесс был организован так, чтоб ребенок имел возможность выражать свои чувства, показывать себя, не боясь сделать ошибку.

3 этап – контрольный эксперимент

Проведение занятия, опрос детей в ходе рефлексии, на сколько сработала методика.

 По результатам исследования была создана подборка игр в зависимости от темерамента.

Игры лучше сопровождать музыкой, которая заранее подобранна к теме игры. Желательно каждый урок использовать разные игры, искать что-то новое для детей. Способ рефлексии может различаться, например, выдавать разные жетоны, наклейки для тетрадок, либо использовать их реакцию, например, хлопать или топать.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование преимуществ темперамента младших школьников на занятиях в хореографическом коллективе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*