Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие творческих и интеллектуальных способностей у студентов

01.06.2021 409 646
Шабай Светлана Алексеевна
Шабай Светлана Алексеевна, преподаватель

Бирский медико-фармацевтический колледж

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания любой дисциплины или профессионального модуля, тем более учебной дисциплины Анатомия и физиология человека. Объем информации стремительно растет, требования к студенту повышаются,  и здесь на помощь преподавателю и студенту приходят инновационные технологии.

Происходящие в современном мире изменения требуют развития новых педагогических технологий. Таких как формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, особенно актуальных в условиях пандемии [2, с.18].

 Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Одной из составляющих этих технологий, являются информационно-коммуникационные технологии, способствующие активизации аналитической деятельности студентов, обеспечивающие возможности смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль студента, расширяющие возможности для развития современного образования в направлении индивидуализации, создающие условия для реализации творческого потенциала, позволяющие проектировать различные условия учебного процесса, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций [1, с.4].

Чтобы лекции и практические занятия на учебной дисциплине Анатомия и физиология были не только эффективными, но и разнообразными по форме стараюсь преподносить содержание материала максимально сжато и доступно одновременно. Значительно повышается уровень активности студентов при дополнении лекции информационно-компьютерными технологиями (ИКТ). Слайд-презентации позволяют сделать акцент на наиболее важном материале, дополнить словесное изложение визуальным и звуковым рядом. Также используются различные интерактивные ресурсы, например, «АРТЕКСА Виртуальная анатомия 4.0» виртуальный атлас анатомии человека в 3D.

Кроме того, ИКТ использую для организации текущего контроля знаний на обзорном занятии. Для этого в конце занятия на экран выводится тест или иное задание, студентам дается время на обдумывание и фиксацию ответа. В конце теста показываю правильные ответы и комментирую их. При таком подходе на выполнение и проверку задания тратится не более 10 минут учебного времени, и повышается усвоение материала, поскольку исправление ошибок происходит сразу на уроке, а не затягивается до следующего занятия. Лекцию иногда сочетаю с сообщениями студентов. Темы сообщений в соответствии с планом занятия даю заранее.

Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода. Одним из таковых служит работа над учебным проектом или исследованием.

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

- научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

- проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может, или должно быть («инновационный проект»);

- образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация») [3, с.4].

Что же такое сегодня «инновационное образование»? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников, отсюда главный тезис, инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование.

Современное содержание, которое передается студентам, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения [1, с.18].

За 2-3 недели перед семинарскими занятиями студентам заранее предлагаю тему, план занятия и список литературы. В ходе подготовки к семинару студенты изучают рекомендованную обязательную и дополнительную литературу, составляют планы выступлений, конспекты научных статей, тематические рефераты, выполняют индивидуальные задания исследовательского характера.

Еще один вид исследовательской работы - работа с научной статьей. Студентам предлагается прочитать и законспектировать (как вариант - выписать тезисы) статью. На эту работу отводится до 25 - 30 минут занятия.

Значительно активизирует студентов и повышает качество освоения учебного материала применение технологии обучения в сотрудничестве.

Итогом проведения занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий является создание электронного учебного пособия. Данное пособие представляет собой сборник презентаций, созданных преподавателем и студентами. Работа является результатом совместной деятельности по поиску, отбору, структурированию, оформлению необходимого материала с использованием информационно-коммуникационных технологий. Презентации разработаны в программе MS Power Point, объединены с помощью гиперссылок.

Цель электронного учебного пособия - формирование личности каждого студента, способной к творческому мышлению, владеющей нормами литературного языка и стремящейся к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Задачи: создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей студентов. В целом, широкое применение разнообразных инновационных технологий в учебно-исследовательской деятельности, их разумное сочетание позволит повысить качество образования.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие творческих и интеллектуальных способностей у студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*